Конаревский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Доклад на тему:
«Роль классного руководителя
в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Подготовила: Успенская Л.В.,
учитель русского языка и литературы
2017-2018 уч.г.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
2 слайд
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают
воспитательные функции школы.
3 слайд
4 слайд
Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
5 слайд
Цель воспитательной работы современной школы
помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей
6 слайд
Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.
7 слайд
Классный руководитель: функциональные обязанности и взаимодействия в процессе воспитания личности обучающихся
8 слайд
Цель деятельности классного руководителя
9 слайд
Задачи деятельности классного руководителя
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
10 слайд
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности
11 слайд
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса.
12 слайд
Надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
владеть современными технологиями воспитания.
13 слайд
Необходимо учитывать
14 слайд. Рисунок
15 слайд
1. Организационно-координирующие
обеспечение связи ОУ с семьей;
установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога.);
проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
16 слайд
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
17 слайд
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
18 слайд
3. Аналитико-прогностические:
19 слайд
4. Контрольные:
20 слайд
Формы работы классного руководителя
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
21 слайд
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
22 слайд
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
23 слайд
Взаимодействия классного руководителя
24 слайд
Внутришкольный круг
25 слайд
Внешний круг
26 слайд
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином
образовательном пространстве и социокультурной среде.
27 слайд
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Направления воспитательной работы:
1.Помощь учащимся класса в организации учебной работы
2. Индивидуальная работа с учащимися
3. Формирование и развитие детского коллектива
4.Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся
Помощь учащимся в организации учебной работы:
организация изучения и контроля за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение уроков, требование дисциплины и т.д.). Используемые методы: беседа, диалог.
Методы: организация и контроль работы ученического самоуправления в частности трудового сектора.
2. Индивидуальная работа с учащимися
Ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке.
Помощь ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов
3.Формирование и развитие детского коллектива:
Это обеспечение хорошего учебного настроя (беседы, классные собрания, классные часы «Правила поведения в школе», «Какой мы коллектив», «Этикет и мы», «День пожилого человека» и т.д.).
Обязательное присутствие и участие всего класса во всех общешкольных мероприятиях (День Знаний, День учителя, Праздник Осени); участие в олимпиадах, «Медвежонок», посещение Картинной галереи «Живописная Россия»
4. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся:
Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса
Проведение тематических родительских собраний
Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка.
Информирование родителей об успешности обучения учащихся
Проведение с родителями совместных мероприятий
Установление контактов родителей с педагогами
Классный руководитель может отслеживать внеурочную деятельность учеников по следующим направления направлениям: духовно-нравственное; общекультурное; обще интеллектуальное; социальное.
Также классный руководитель может контролировать создание и работу над портфолио каждого ученика в классе. В портфолио обучающийся предоставляет свои достижения, накапливает багаж дипломов, грамот и благодарностей.
Портфолио может состоять из нескольких частей: данные об учениках; «креативные работы»; занятость во внеурочное время»; достижения в учебе; сертификаты, отзывы.