Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»
Выступление на педсовете
по теме
«Взаимодействие школы и семьи
в учебно-воспитательном процессе»
Карасева Юлия Ивановна,
учитель начальных классов,
зам.директора по воспитательной работе МБОУ Щелковский лицей №7
27марта 2017г
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
В последнее время часто слышим, что семья должна рассматриваться, как главный заказчик, а школа – исполнитель. Мне не очень нравится такой подход. Ответственность за воспитание делится пополам, и стороны (школа и родители) выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными действиями и сферой приложения сил.
На первом родительском собрании я провожу эксперимент. ( Давайте сейчас проведем его вместе с вами)
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладошкой. Ну, как? Либо не выходит, либо тяжело. Что нужно, чтобы был хлопок. Нужна вторая ладонь. Я предлагаю вам свою ладошку. Одна ладонь – вы, а другая – я. Сделаем хлопок «учитель-родитель». Заметила, что вы улыбнулись. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда у нас с вами будет получаться «хороший хлопок» в жизни.
Я на всех собраниях говорю, всегда помните, уважаемые родители, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет мастером, никогда без вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе с вами. Запомните самое главное Ваши дети – это теперь мои дети. Но они мои только 4 года, а ваши до конца ваших дней.
Семьи у нас очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому трудно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка.
Вопросы взаимодействия семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главное из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Многие родители большую часть дня проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка. Перекладывают эту миссию на педагогов школы.
Нас, педагогов, волнуют такие вопросы: как сделать общение с родителями живым, как привлечь родителей в школу, как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать, как сделать, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители.
Главная цель в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу, как дом, где хорошо и тепло его ребенку. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития ребенка.
Задача каждого из нас стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.
Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса.
Во многом от характера взаимодействия с первыми учителями у родителей формируется представление о школе и о педагогов в целом.
Считаю очень важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. На мой взгляд, учителя ждет успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, так как дети очень четко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Тогда родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом любим таким, какой он есть.
Добиваясь единства семьи и школы в создании учебно-воспитательного процесса, часто вспоминаю выражение Себастьяна Бранта « Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому», мне бы хотелось добавить, «учителя – пример тому». Домов у ребенка два: со мной и с родителями. Значит, мы должны быть едины в требованиях, в заботах, стремлениях.
Я использовала разные формы работы с родителями, часто совмещала работу родителей и детей.
Я перечислю эти формы работы:
1.Смотры знаний по математике и русскому языку, где родители присутствовали и наблюдали, как дети отвечают письменно и устно на свои вопросы и задания.
2.Математические турниры, где обязательно выигрывали дети, т.к. родители умели решать только в десятичной системе счисления, а дети могли считать в разных системах счисления.
3.Совместные КВН
4.Соревнования семей в интеллектуальной игре « Счастливый случай».
5. Соревнования «Папа, мама и я – читающая семья»
6.Родители организовывали разные экскурсии : в краеведческий музей, в районную библиотеку и др.
7.Капустники и картофельные банкеты.
8.Поездки в Москву, в Красноярск, в Иркутск – на Байкал, в цирк, в музей деревянного зодчества – в деревню Тальцы, в бассейн в г. Вихоревка.
9. Нашей традицией была елка в лесу с пельменями и жареной рыбой на костре.
10 Я проводила с родителями разные формы собраний:
лекции, беседы за круглым столом, семейные советы, встречи с узкими специалистами: педиатром, психологом и др.
В своей работе с родителями в этом учебном году я использовала тоже разные формы работы, одной из главных я считаю родительское собрание. Всегда готовлю пригласительные, оформляю доску к собранию, сама тщательно готовлюсь, готовлю с родителями их выступления. В этом учебном году были приготовлены и проведены 3 родительских собрания на темы:
1 .Мой ребенок - ученик. Адаптация ребенка к школе.
На этом собрании я обратилась к родителям. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните, для ребенка что-то не уметь и что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок.
Не сравнивайте своего ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Все дети разные. Результат обучения и воспитания у каждого свой, отслеживайте результаты только своего ребенка.
На этом собрании я провела упражнение «Снежинка» ( хочу его провести с вами)
Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.
Перед вами лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Внимательно слушайте и выполняйте следующее:
1.Сложите лист пополам.
2.Оторвите правый верхний угол.
3.опять сложите пополам.
4.снова оторвите верхний правый угол.
( повторить еще несколько раз)
Теперь раскройте свой лист, получилась снежинка. Найдите такую же снежинку, как у вас. Трудно? Вот так и дети, все они разные, различные у них способности, возможности и личные качества. При одинаковых условиях будет разный результат.
На втором родительском собрании провели семейный совет по теме
« Капризы и неврозы детей», к собранию готовились несколько родителей.
Родители представляли разные примеры, высказывали свое мнение, выслушивали мнения других родителей. Работали в группах, каждая группа рассматривала ситуацию, которая может послужить источником каприза ребенка. Через2-3 минуты каждая группа давала оценку того, что было неправильным в поведении родителей в описанной ситуации.
Коллективно составляли на доске цветок « Наши ошибки»
Родители зачитывали на лепестке « Мнение родителей», затем выслушивали мнение учителя, лепесток с ошибкой родителей приклеивали на доску.
На доске в итоге получился цветок « Наши ошибки»:
1.Обещание больше не любить.
2.Безразличие.
3.Слишком много строгости.
4.Детей надо баловать.
5. Наполеоновские планы.
Был проведен тест « Какой ты воспитатель?» и дан ключ к расшифровке теста.
Каждому родителю была предложена памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка» и памятка « Родителям о предупреждении капризов»
На третьем собрании « Беседа за круглым столом» мы рассматривали «Стили воспитания». Родители активно делились своим опытом воспитания, но многие пришли к выводу, что в семье в чистом виде одного стиля воспитания нет. Ефремчикова А.П.- молодая мама 5 детей сказала, что в их семье преобладает гармоничный стиль, но и порой попустительский стиль воспитания. Мне нравится, что на собрании атмосфера в основном доброжелательная, родители участвуют активно в обсуждении вопросов.
Огромную помощь во взаимодействии педагога и родителей играет родительский комитет. В родительский комитет вошли те родители, которые еще на линейке 1 сентября изъявили желание помочь в организации начала учебного дня, они же захотели быть в родительском комитете. Их 5 человек, у 4 – первый ребенок идет в школу, у одной . сын учится в 6 классе, в школе. Она самая активная в составе родительского комитета.
В первые дни организовали спонсорскую помощь в приобретении алфавита, ленты букв, натурального ряда чисел.
В классе проведено много праздников, где родительский комитет принимал самое активное участие. Родители обращаются за информацией к родительскому комитету. (показать, какие грамоты и награждения родители вручали детям в этом учебном году)
Я иногда перечитываю правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся, чтобы лишний раз себя предупредить о правильном общении с родителями, чтобы просчитать ситуации наперед и ни в коем случае не сорваться, порой бывает очень трудно общаться с отдельными родителями.
А правила эти такие:
1.Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3.Расговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4.Умейте терпеливо слушать родителей.
5. Не спешите с выводами!
6.То, о чем родители вам поведали, не должно быть достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
7.Готовясь к встрече с родителями, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать от учителя не только плохое, но и хорошее.
Школа без семьи, а семья без школы не справится с важнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика
Я сегодня хочу предложить вам применить к теме нашего педсовета прием по развитию критического мышления.
Прием « 6 шляп критического мышления».
Суть приема ( чаще на стадии рефлексии) состоит в следующем: коллектив делится на 6 групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается 6 точек зрения на одну и ту же проблему.
1.« Белая шляпа» - атистическая ( констатируются факты по проблеме, без их обсуждения).