kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет по теме «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение». Вступительное слово. Методист Н.И.Ульянова Добрый день, коллеги! Сегодня у нас тематический педагогический совет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение». Эпиграфом к сегодняшнему педсовету могут стать высказывания Василия Александровича Сухомлинского: «Проблема творчества – один из участков педагогической целины» и Николая Григорьевича Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова». Проблема внедрения исследовательского метода в обучение – актуальна и важна для педагогов на современном этапе развития образования. В чем же сущность исследовательского метода? Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. В педагогике известен так называемый «исследовательский метод обучения». Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Коллектив нашего учреждения не первый год работает в инновационном режиме. В организации методической службы есть три обязательных условия для успешной инновационной деятельности – это понимание, рефлексия и личностная подготовленность. В соответствии с этим методической службой были определены следующие этапы работы с педколлективом: 1. Работа над реализацией перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса» на срок с сентября 2011 года по май 2014 года. 2. Организация опытно-экспериментальной работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов» сроком с октября 2011 года по май 2014 года. 3. Реализация Программы «Исследователь», включающей разработку и реализацию следующих проектов: • «Проектная деятельность младших школьников и дошкольников»; • «Проектная и учебно-исследовательская деятельность на учебном занятии»; • «Проектная и учебно-исследовательская деятельность во внеурочное время». То есть мы учитывали социальный заказ государства, родителей и обучающихся. Выявлена проблема, требующая всестороннего изучения - это формирование и развитие личности ребенка, способного адаптироваться в условиях современного информационного общества, который умеет ставить и решать собственные проблемы, обладает коммуникативными компетеностями. Для решения данной проблемы больше всего подходит технология исследовательского обучения. Реализация исследовательского метода в работе с детьми является деятельностью, наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям детского возраста, это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. (Считается, что ребенок рождается исследователем). Основной целью было: внедрение исследовательских методов в УВП. Это и есть движущая сила преобразования нашего учреждения. Приоритетные направления работы на эти годы были: 1. Повышение профессионального уровня педагогического коллектива, преобразование методической работы в исследовательскую. 2. Повышение качества воспитательно-образовательного процесс за счет внедрения новых технологий обучения, преобразование содержания обучения с активным включением в неё исследовательского компонента. 3. Совершенствование образовательной среды, ориентированной на интеллектуальное развитие обучающихся. Результаты работы педагогов ДДТ показывают, что члены нашего педколлектива осведомлены о том, что собой представляет исследовательский метод в обучении. Таким образом, все члены нашего педагогического коллектива, надеюсь, понимают важность исследовательских методов обучения в современном образовательном процессе, в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, их личностных качеств. Но на практике данный метод применяется не так часто как хотелось бы, не всеми педагогами. Всем вышесказанным и обусловлено проведение данного педсовета, целью которого является: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических основ применения на занятиях и во внеурочное время исследовательских методов обучения. В ходе работы педсовета нам необходимо решить следующие задачи: 1.Раскрыть вопрос формирования исследовательской культуры педагога как основного фактора профессионального становления педагога; 2. Установить, как должна идти подготовка педагога к исследовательскому обучению; 3. Раскрыть вопросы формирования исследовательской культуры обучающихся. 4. Выработать пути по внедрению исследовательских методов в проблемное обучение. Немного истории. Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого. С первых лет существования советской школы, поставившей своей целью ликвидировать зубрежку, характерную для дореволюционной школы, связать с жизнью, исследовательский метод стал широко внедряться в практику обучения. В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции обучающихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще. Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес детей к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Поэтому на современном этапе развития образования сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно. Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность. Но мы должны двигаться вперёд, переходить к новым вопросам УВП. Давайте послушаем наших педагогов. Порядок выступлений: 1. Формирование исследовательской культуры педагога ДО как основного фактора профессионального становления педагога. …. 2. Подготовка педагога дополнительного образования к исследовательскому обучению. … 3. Формирование исследовательской культуры обучающихся. …. 4. Применение методов проблемного обучения в практике работы педагогов ДО ДДТ: 4.1.особенности занятий с диалогическим методом обучения. … 4.2. Итоги посещения занятий педагогов методистом в рамках подготовки к педсовету. Ульянова Н.И. Мы можем сделать следующие выводы: 1. Таким образом, обсуждение на педагогическом совете было посвящено проблеме, которую в соответствии с темой педсовета можно сформулировать так: «Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны». 2. Считать завершённой работу по реализации перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса», принятого на срок с сентября 2011 года по май 2014 года. 3. …
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»»

Педагогический совет по теме

«Педагогические условия внедрения исследовательских методов

в проблемное обучение».


Вступительное слово. Методист Н.И.Ульянова


Добрый день, коллеги!

Сегодня у нас тематический педагогический совет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение».

Эпиграфом к сегодняшнему педсовету  могут стать высказывания Василия Александровича Сухомлинского:

«Проблема творчества – один из участков педагогической целины»

и Николая Григорьевича Чернышевского:

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Проблема внедрения исследовательского метода в обучение – актуальна и важна для педагогов на современном этапе развития образования.

В чем же сущность исследовательского метода?

Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

В педагогике известен так называемый «исследовательский метод обучения». Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Коллектив нашего учреждения не первый год работает в инновационном режиме. В организации методической службы есть три обязательных условия для успешной инновационной деятельности – это понимание, рефлексия и личностная подготовленность. В соответствии с этим методической службой были определены следующие этапы работы с педколлективом:

  1. Работа над реализацией перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса» на срок с сентября 2011 года по май 2014 года.

  2. Организация опытно-экспериментальной работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов» сроком с октября 2011 года по май 2014 года.

  3. Реализация Программы «Исследователь», включающей разработку и реализацию следующих проектов

  • «Проектная деятельность младших школьников и дошкольников»;

  • «Проектная и учебно-исследовательская деятельность на учебном занятии»;

  • «Проектная и учебно-исследовательская деятельность во внеурочное время».



То есть мы учитывали социальный заказ государства, родителей и обучающихся. Выявлена проблема, требующая всестороннего изучения - это формирование и развитие личности ребенка, способного адаптироваться в условиях современного информационного общества, который умеет ставить и решать собственные проблемы, обладает коммуникативными компетеностями. Для решения данной проблемы больше всего подходит технология исследовательского обучения. Реализация исследовательского метода в работе с детьми является деятельностью, наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям детского возраста, это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. (Считается, что ребенок рождается исследователем).

Основной целью было: внедрение исследовательских методов в УВП.

Это и есть движущая сила преобразования нашего учреждения..


Приоритетные направления работы на эти годы были:

1. Повышение профессионального уровня педагогического коллектива, преобразование методической работы в исследовательскую.

2. Повышение качества воспитательно-образовательного процесс за счет внедрения новых технологий обучения, преобразование содержания обучения с активным включением в неё исследовательского компонента.

3. Совершенствование образовательной среды, ориентированной на интеллектуальное развитие обучающихся.


Результаты работы педагогов ДДТ показывают, что члены нашего  педколлектива осведомлены о том, что собой представляет исследовательский метод в обучении.

Таким образом, все члены нашего педагогического коллектива, надеюсь, понимают важность исследовательских методов обучения в современном образовательном процессе, в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, их личностных качеств. Но на практике данный метод применяется не так часто как хотелось бы, не всеми педагогами.


Всем вышесказанным и обусловлено проведение данного педсовета, целью которого является: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических основ применения на занятиях и во внеурочное время исследовательских методов обучения.


В ходе работы педсовета нам необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть вопрос формирования исследовательской культуры педагога как основного фактора профессионального становления педагога;
2. Установить, как должна идти подготовка педагога к исследовательскому обучению;
3. Раскрыть вопросы формирования исследовательской культуры обучающихся.

4. Выработать пути по внедрению исследовательских методов в проблемное обучение.


Немного истории.

Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого.

С первых лет существования советской школы, поставившей своей целью ликвидировать зубрежку, характерную для дореволюционной школы, связать с жизнью, исследовательский метод стал широко внедряться в практику обучения.

В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также  в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору.   Поэтому важно формировать ключевые компетенции обучающихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.


Формирование исследовательской позиции обучающихся –  задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности  необходимо подготавливать годами. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес детей к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.

Поэтому на современном этапе развития образования сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно.

Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.

Но мы должны двигаться вперёд, переходить к новым вопросам УВП. Давайте послушаем наших педагогов.


Порядок выступлений:


  1. Формирование исследовательской культуры педагога ДО как основного фактора профессионального становления педагога. ….

  2. Подготовка педагога дополнительного образования к исследовательскому обучению. …

  3. Формирование исследовательской культуры обучающихся. ….

  4. Применение методов проблемного обучения в практике работы педагогов ДО ДДТ:

4.1.особенности занятий с диалогическим методом обучения. …

4.2. Итоги посещения занятий педагогов методистом в рамках подготовки к педсовету. Ульянова Н.И.


Мы можем сделать следующие выводы:

1. Таким образом, обсуждение на педагогическом совете было посвящено проблеме, которую в соответствии с темой педсовета можно сформулировать так:

«Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны».

2. Считать завершённой работу по реализации перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса», принятого на срок с сентября 2011 года по май 2014 года.

3. …

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ульянова Нина Ионовна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства