Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»
Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»
Педагогический совет по теме
«Педагогические условия внедрения исследовательских методов
в проблемное обучение».
Вступительное слово. Методист Н.И.Ульянова
Добрый день, коллеги!
Сегодня у нас тематический педагогический совет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение».
Эпиграфом к сегодняшнему педсовету могут стать высказывания Василия Александровича Сухомлинского:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины»
и Николая Григорьевича Чернышевского:
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
Проблема внедрения исследовательского метода в обучение – актуальна и важна для педагогов на современном этапе развития образования.
В чем же сущность исследовательского метода?
Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
В педагогике известен так называемый «исследовательский метод обучения». Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Коллектив нашего учреждения не первый год работает в инновационном режиме. В организации методической службы есть три обязательных условия для успешной инновационной деятельности – это понимание, рефлексия и личностная подготовленность. В соответствии с этим методической службой были определены следующие этапы работы с педколлективом:
1. Работа над реализацией перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса» на срок с сентября 2011 года по май 2014 года.
2. Организация опытно-экспериментальной работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов» сроком с октября 2011 года по май 2014 года.
3. Реализация Программы «Исследователь», включающей разработку и реализацию следующих проектов:
• «Проектная деятельность младших школьников и дошкольников»;
• «Проектная и учебно-исследовательская деятельность на учебном занятии»;
• «Проектная и учебно-исследовательская деятельность во внеурочное время».
То есть мы учитывали социальный заказ государства, родителей и обучающихся. Выявлена проблема, требующая всестороннего изучения - это формирование и развитие личности ребенка, способного адаптироваться в условиях современного информационного общества, который умеет ставить и решать собственные проблемы, обладает коммуникативными компетеностями. Для решения данной проблемы больше всего подходит технология исследовательского обучения. Реализация исследовательского метода в работе с детьми является деятельностью, наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям детского возраста, это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. (Считается, что ребенок рождается исследователем).
Основной целью было: внедрение исследовательских методов в УВП.
Это и есть движущая сила преобразования нашего учреждения.
Приоритетные направления работы на эти годы были:
1. Повышение профессионального уровня педагогического коллектива, преобразование методической работы в исследовательскую.
2. Повышение качества воспитательно-образовательного процесс за счет внедрения новых технологий обучения, преобразование содержания обучения с активным включением в неё исследовательского компонента.
3. Совершенствование образовательной среды, ориентированной на интеллектуальное развитие обучающихся.
Результаты работы педагогов ДДТ показывают, что члены нашего педколлектива осведомлены о том, что собой представляет исследовательский метод в обучении.
Таким образом, все члены нашего педагогического коллектива, надеюсь, понимают важность исследовательских методов обучения в современном образовательном процессе, в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, их личностных качеств. Но на практике данный метод применяется не так часто как хотелось бы, не всеми педагогами.
Всем вышесказанным и обусловлено проведение данного педсовета, целью которого является: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических основ применения на занятиях и во внеурочное время исследовательских методов обучения.
В ходе работы педсовета нам необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть вопрос формирования исследовательской культуры педагога как основного фактора профессионального становления педагога;
2. Установить, как должна идти подготовка педагога к исследовательскому обучению;
3. Раскрыть вопросы формирования исследовательской культуры обучающихся.
4. Выработать пути по внедрению исследовательских методов в проблемное обучение.
Немного истории.
Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого.
С первых лет существования советской школы, поставившей своей целью ликвидировать зубрежку, характерную для дореволюционной школы, связать с жизнью, исследовательский метод стал широко внедряться в практику обучения.
В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции обучающихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.
Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес детей к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
Поэтому на современном этапе развития образования сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно.
Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.
Но мы должны двигаться вперёд, переходить к новым вопросам УВП. Давайте послушаем наших педагогов.
Порядок выступлений:
1. Формирование исследовательской культуры педагога ДО как основного фактора профессионального становления педагога. ….
2. Подготовка педагога дополнительного образования к исследовательскому обучению. …
3. Формирование исследовательской культуры обучающихся. ….
4. Применение методов проблемного обучения в практике работы педагогов ДО ДДТ:
4.1.особенности занятий с диалогическим методом обучения. …
4.2. Итоги посещения занятий педагогов методистом в рамках подготовки к педсовету. Ульянова Н.И.
Мы можем сделать следующие выводы:
1. Таким образом, обсуждение на педагогическом совете было посвящено проблеме, которую в соответствии с темой педсовета можно сформулировать так:
«Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны».
2. Считать завершённой работу по реализации перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса», принятого на срок с сентября 2011 года по май 2014 года.
3. …
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»»
Педагогический совет по теме
«Педагогические условия внедрения исследовательских методов
в проблемное обучение».
Вступительное слово. Методист Н.И.Ульянова
Добрый день, коллеги!
Сегодня у нас тематический педагогический совет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение».
Эпиграфом к сегодняшнему педсовету могут стать высказывания Василия Александровича Сухомлинского:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины»
и Николая Григорьевича Чернышевского:
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
Проблема внедрения исследовательского метода в обучение – актуальна и важна для педагогов на современном этапе развития образования.
В чем же сущность исследовательского метода?
Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
В педагогике известен так называемый «исследовательский метод обучения». Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Коллектив нашего учреждения не первый год работает в инновационном режиме. В организации методической службы есть три обязательных условия для успешной инновационной деятельности – это понимание, рефлексия и личностная подготовленность. В соответствии с этим методической службой были определены следующие этапы работы с педколлективом:
Работа над реализацией перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса» на срок с сентября 2011 года по май 2014 года.
Организация опытно-экспериментальной работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов» сроком с октября 2011 года по май 2014 года.
Реализация Программы «Исследователь», включающей разработку и реализацию следующих проектов:
«Проектная деятельность младших школьников и дошкольников»;
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность на учебном занятии»;
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность во внеурочное время».
То есть мы учитывали социальный заказ государства, родителей и обучающихся. Выявлена проблема, требующая всестороннего изучения - это формирование и развитие личности ребенка, способного адаптироваться в условиях современного информационного общества, который умеет ставить и решать собственные проблемы, обладает коммуникативными компетеностями. Для решения данной проблемы больше всего подходит технология исследовательского обучения. Реализация исследовательского метода в работе с детьми является деятельностью, наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям детского возраста, это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. (Считается, что ребенок рождается исследователем).
Основной целью было: внедрение исследовательских методов в УВП.
Это и есть движущая сила преобразования нашего учреждения..
Приоритетные направления работы на эти годы были:
1. Повышение профессионального уровня педагогического коллектива, преобразование методической работы в исследовательскую.
2. Повышение качества воспитательно-образовательного процесс за счет внедрения новых технологий обучения, преобразование содержания обучения с активным включением в неё исследовательского компонента.
3. Совершенствование образовательной среды, ориентированной на интеллектуальное развитие обучающихся.
Результаты работы педагогов ДДТ показывают, что члены нашего педколлектива осведомлены о том, что собой представляет исследовательский метод в обучении.
Таким образом, все члены нашего педагогического коллектива, надеюсь, понимают важность исследовательских методов обучения в современном образовательном процессе, в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, их личностных качеств. Но на практике данный метод применяется не так часто как хотелось бы, не всеми педагогами.
Всем вышесказанным и обусловлено проведение данного педсовета, целью которого является: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических основ применения на занятиях и во внеурочное время исследовательских методов обучения.
В ходе работы педсовета нам необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть вопрос формирования исследовательской культуры педагога как основного фактора профессионального становления педагога; 2. Установить, как должна идти подготовка педагога к исследовательскому обучению; 3. Раскрыть вопросы формирования исследовательской культуры обучающихся.
4. Выработать пути по внедрению исследовательских методов в проблемное обучение.
Немного истории.
Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого.
С первых лет существования советской школы, поставившей своей целью ликвидировать зубрежку, характерную для дореволюционной школы, связать с жизнью, исследовательский метод стал широко внедряться в практику обучения.
В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции обучающихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.
Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес детей к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
Поэтому на современном этапе развития образования сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно.
Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.
Но мы должны двигаться вперёд, переходить к новым вопросам УВП. Давайте послушаем наших педагогов.
Порядок выступлений:
Формирование исследовательской культуры педагога ДО как основного фактора профессионального становления педагога. ….
Подготовка педагога дополнительного образования к исследовательскому обучению. …
Формирование исследовательской культуры обучающихся. ….
Применение методов проблемного обучения в практике работы педагогов ДО ДДТ:
4.1.особенности занятий с диалогическим методом обучения. …
4.2. Итоги посещения занятий педагогов методистом в рамках подготовки к педсовету. Ульянова Н.И.
Мы можем сделать следующие выводы:
1. Таким образом, обсуждение на педагогическом совете было посвящено проблеме, которую в соответствии с темой педсовета можно сформулировать так:
«Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны».
2. Считать завершённой работу по реализации перспективного плана методической работы по теме «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средств модернизации образовательного процесса», принятого на срок с сентября 2011 года по май 2014 года.