kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педсовет на тему: "Психологический комфорт в кружках ДДТ, как условия развития личности ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

 

Форма проведения педсовета: продуктивная игра.

Участники: педагоги
Этапы подготовки:
1.Создание творческих групп, их инструктаж, определение заданий для групп.
2. Анализ материалов, выявление тенденций.
3. Разработка сценария педсовета, компьютерной презентации, оформления педсовета.
4.Объявление к педсовету.
Оформление педсовета:
1.Компьютерная презентация.
2.Плакаты на доске с высказываниями:
А. С. Макаренко: «Совершенно несомненно, что нельзя воспитывать коллектив, если 15 педагогов будут воспитывать кто как умеет и кто как хочет».
Н. К. Рериха: «Учащиеся - прежде всего сотрудники».
В. А. Сухомлинский: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек».
Оборудование: компьютер, конверты с заданиями.
План проведения педсовета
1. Вступление (организационный момент: цели и задачи педсовета).

2. Основное выступление по теме педагогического совета. Теоретический блок. Методист Фомина М.В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет на тему: "Психологический комфорт в кружках ДДТ, как условия развития личности ребенка"»

КОМУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗЕННОЕ

ПРЕДПРИЯТИЕ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА П. ГЛУБОКОЕ»

АКИМАТА ГЛУБОКОВСКОГО РАЙОНА

























Разработка педагогического совета на тему:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»























































ч



П. Глубокое, 2016 г.

РАЗРАБОТКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА



Форма проведения педсовета: продуктивная игра.

Участники: педагоги
Этапы подготовки:
1.Создание творчес групп, их инструктаж, определение заданий для групп.
2. Анализ материалов, выявление тенденций.
3. Разработка сценария педсовета, компьютерной презентации, оформления педсовета.
4.Объявление к педсовету.
Оформление педсовета:
1.Компьютерная презентация.
2.Плакаты на доске с высказываниями:
А. С. Макаренко: «Совершенно несомненно, что нельзя воспитывать коллектив, если 15 педагогов будут воспитывать кто как умеет и кто как хочет».
Н. К. Рериха: «Учащиеся - прежде всего сотрудники».
В. А. Сухомлинский: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек».
Оборудование: компьютер, конверты с заданиями.
План проведения педсовета
1. Вступление (организационный момент: цели и задачи педсовета).

2. Основное выступление по теме педагогического совета. Теоретический блок. Методист Фомина М.В.

Практическая часть педсовета:

  • Метод «Ассоциации».

  • Мозговой штурм «Метод проектов»

  • Игра – тренинг «Экология воспитания» (Что можно и что нельзя делать педагога по отношению к ученику?)

  • Анализ проведенной методики в педагогическом коллективе «Типология поведенческих стратегий.»

  • Групповая работа «Дерево предсказаний» - метод развития критического мышления

  1. Выступление ПДО по разработанной программе «Программа по созданию благоприятного психологического климата в кружках». – Шушакова О.Г.

  2. Рефлексия «Синквейн» - метод синтез полученной информации в лаконичной форме.

  3. Проект решения педсовета.

    Задачи:

  1. На базе проведённого анализа выявить противоречия, сформулировать проблему, наметить пути её разрешения.

  2. Разработать план действий педколлектива по созданию благоприятного для развития личности кружковца психологического климата на занятиях

  3. «Конечный продукт» педсовета – утверждение «Программы по выявленным педагогическим технологиям» в кружках в контексте создания психологически комфортных условий для учащихся.


Обоснование выбора темы педсовета.

Актуальность темы:


Необходимость разговора о комфортности учебной среды сязано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности Психологический климат. Задумаемся, что его составляет? Пожалуй – это та атмосфера или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе, на уроке, вне его... Можно ли учиться мастерству, созданию на занятиях эмоционального климата? Наверное, можно. Педагогу очень важно знать психологические основы занятия, а так же умение делать его психологический анализ. Эффективность занятия складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия; и внутренних, определяемых личностью самих учащихся. Тактичное, справедливое обращение с обучающимися помогает создать на занятиях ситуацию успеха каждому ребенку, и вселяет внего в него уверенность в своих силах и желание обучатся чему либо. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на внутреннее состояние ребенка, на его эмоционально – мотивационную сферу может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время занятия. Как, установить контакт с детьми, что способствует созданию психологического комфорта на занятиях ? Ответить на эти вопросы поможет сегодняшний педсовет.

Цель нашего педсовета: выявить условия и факторы, стимулирующие и препятствующие созданию комфортной среды в кружках и на этой основе выработать программу деятельности педагогов по созданию благоприятного психологического климата на занятиях.
Основное выступление по теме педсовета.

Эпиграф: «И нам дано предугадать, как наше слово отзовется…»

1. Психологический настрой "Все в твоих руках”.

(Притча)

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

- Как можно связать данную притчу к нашей сегодняшней теме

(Да действительно в наших руках есть возможность создать на занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя "как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.)

Психологический комфорт на занятиях - важное условие эффективности обучения и воспитания.
Психологический комфорт в любом образовательном учреждения может быть реализован только в условиях личностного подхода. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:

  • Ребенок – не средство, а цель образования, основной объект заботы педагога.

  • Ребенок– субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.

  • Воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление.

  • Образовательное учреждение отлично, если в нем хорошо каждому ребёнку.(Как данный принцип раскрывается в доме детского творчества)

3. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

(Для того чтобы нам разобраться в определении термина комфорт я предлагаю поучаствовавть в методе ассоциации т.е.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?” )

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

Как мы смогли увидеть для всех термин комфорт раскрывается по разному. Давайте посмотрим, какие определения дают термину «КОМФОРТ» другие литературные источники.

Что такое комфорт?

  • Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

  • Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

  • Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Существует три структурные составляющие понятия

Комфортность:

  • Психологическая

  • Интеллектуальная

  • Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися находясь в учебном учреждении;

Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как учащегося так и педагога;

  • доброжелательное отношение между педагогом и учеником, т.к. в образовании главной фигурой был и остается педагог

Действия педагога по созданию здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "педагог-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности на занятиях?

  • используйте в совей работе просьбы, а не требования;

  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

  • добейтесь четкой организации занятия, а не жесткую дисциплину;

  • не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

  • создайте "домашнюю" атмосферу занятия для полного раскрепощения учащихся;

  • используйте на занятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворненность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на занятии, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на занятиях?

  • используйте частую смену видов учебной деятельности на занятиях (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));

  • используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;

  • используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки или взаимооценки;

  • используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятияе, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);

  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

  • поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

  • создавайте ситуацию успеха на занятие (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;

  • справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце занятия; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Физическая комфортность - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями образовательной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности на занятиях?

  • соблюдение питьевого режима;

  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному

  • освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий на занятиях (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в обучение не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит, То, что тычет, талдычит, жучит...

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Следовательно, очень важно то, насколько занятие как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.).


Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья занятии

  • Отсутствие усталости у детей и педагога

  • Положительный эмоциональный настрой

  • Удовлетворение от сделанной работы

  • Желание продолжать работу

  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на занятии (из опыта работы учителей)

Гармонично развитая личность учащегося может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку раннего возраста предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений (делая акцен на сильных сторонах личности ребенка мы придаем ему уверенности в собственных силах а также закрепляем способность стремится к достижению поставленных целей); где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Часто от школьных психологов вы слышите рекомендации по поводу создания психологического комфорта на занятии. Типа:  «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей» и т.д.

Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Этому и посвящена наша вторая часть педагогического совета Предлагаю провести ее в активной форме. В процессе подготовки участники были распределены на группы:
1группа - «учителя»,
2 группа – «родители»,

3группа – «ученики».

Методист: Предлагаю по участвовать в мозговом штурме «Проект группы» Как мы с вами рассмотрели комфортность состоит из трех компонентов (психологическая, интеллектуальная, физическая) Каждой группе нужно сформулировать и определить условия которая должна обеспечить образовательная среда (Дом детского творчества) для создания определенного вида комфорта учащимся

1 группа отвечает на вопрос (Как добиться психологической комфортности в кружках?)

2 группа отвечает на вопрос (Как добиться физической комфортности в кружках?)

3 группа отвечает на вопрос ( Как добиться интеллектуальной комфортности в кружках?)

Второе задание группам на тему «Экология воспитания»: предлагаю участникам заполнить таблицу и представить всем участникам в устной форме – Что можно и что нельзя делать педагогу по отношению к ученику?- регламент:10 минут.
(работа в группах по теме, выступления лидера группы, обмен мнениями)
Методист: Всем спасибо! Как мы видим, многое во мнениях разных групп совпадает, поэтому «экология воспитания» очень важна (См. Приложение №1).

Мы много сегодня говорим о том, как должен поступать педагог, как он должен организовать занятие, какое поведение у него должно преобладать, чтобы создать комфортные условия для работы. Я бы хотела представить анализ проведенного анкетирования в нашем коллективе на методическом совете «Стратегия поведения ПДО» Итак анализ проведенного тестирования показывает, что у 70 % в нашем коллективе в большей степени преобладают такая поведенческая стратегия как «сотрудничество» - данной тип характеризуется стратегией открытой и честной конфронтации и сотрудничества. Представители этого типа ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Вместе с тем преобладает такой тип поведения как (медведь) –Таким образом, наш с вами стиль взаимоотношения и взаимодействия является благоприятным и оптимальным для создание комфортных условий, как на занятиях, так и в коллективе.

«Дерево предсказаний» Третье задание группам Как мы уже разобрали психологический комфорт на занятии составляет как профессионализм, стиль поведения педагога так и личностное состояние учащегося.

Я предлагаю вам следующие задание «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЯ» Уважаемые педагоги к нам каждый день в кружки приходят ребята с различными эмоционально – личностными особенностями (индивидуальными, наша с вами задача суметь определить их и направить эти особенности в нужное ПРАВИЛЬНОЕ направление тем самым создавая комфортное пребывание как самим ребятам так и их согрупникам .
Середина ствола - это свойство учащегося, ветки – это ваши предложения, рекомендации (которые делятся на возможные и вероятные), а листья это – ваши обоснования и аргументы. Приветствуется дополнение рекомендаций из своего педагогического опыта. После проработки темы группа представляет свой материал, используя карточки для визуализации



1

Неуверенность в себе

2

Повышенная утомляемость

3

Замедленность темпа деятельности

4

Повышенная потребность во внимании

5

Повышенная двигательная активность

6

Трудности в переключении с одной деятельности на другую



Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на занятиях. Такую систему мер мы с вами разработали в виде поиска оптимальных педагогических технологий

Методист: А теперь слово представителю групп участников педсовета, которая работала над Программой деятельности педагогов по созданию благоприятного психологического климата на занятиях. Я предлагаю послушать, внести предложения, если такие будут, а затем утвердить Программу (См. Приложение). Может быть, у кого-нибудь есть предложения и дополнения. Предлагаю данную программу каждому из нас принять как ориентир, как дополнительный источник при подготовке к занятию для достижения своих педагогических целей.

Методист: Для того что бы нам с вами подвести итоги нашего педсовета и выделить главное из всего услышанного я предлагаю вам оказаться в роли поэтов и составить японский стих который называется СИНКВЕЙН – это стихотворение представляющий собой (короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему)


СТРОКА 1 – ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ПОНЯТИЕ;

СТРОКА 2 – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ К НЕМУ;

СТРОКА 3 – ТРИ ГЛАГОЛА К НЕМУ;

СТРОКА4 – ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ СЛОВ;

СТРОКА5 – Ассоциация с первым словом (ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ, СИНОНИм И Т.П)


Методист: Уважаемые участники педсовета! Повестка сегодняшнего педсовета исчерпана. Разрешите зачитать проект решения педсовета.











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фомина Марина Валерьевна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства