Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся".
Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся".
Основной целью формирования гражданской идентичности личности является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами. Для того, чтобы данная цель была достигнута в школах необходимо создать условия, способствующие свободному самостоятельному мышлению обучающихся. Использовать в учебной и воспитательной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность. Формировать собственные оценочные суждения учащихся для позитивного опыта применения полученных знаний. Учить решению практических задач.
О становлении гражданской идентичности необходимо говорить уже в начальной школе. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
3.Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.
Результатами сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности учащихся младших классов явились:
- представления о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
- знание основных прав и обязанностей гражданина, начальная ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Сформированность ценностного и эмоционального компонентов:
- чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Сформированность деятельностного компонента гражданской идентичности проявилась в:
- участии в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнении норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участии в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни.
Основные результаты сформированности гражданской идентичности учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста (приложение).
4. Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
Для реализации поставленной задачи я использовала современные образовательные технологии, которые дали возможность повысить уровень сформированности гражданской идентичности учащихся класса.
Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проектные технологии
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
В содержание УМК «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формированиебазовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Перспективная начальная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В комплекте учебников «Перспективная начальная школа» большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Примеры проектов:
Проект «Изучаем родной край». Сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.
Практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета». Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения.
Практико-ориентированный, социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи. Уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы.
Творческий проект театр «Петрушка». Выбор сказки, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление.
Этнокультурный проект «Подвижные игры». Подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.
Разрабатываю и провожу тематические классные часы, затрагивающие основные исторические события, знания основных прав и обязанностей гражданина, знания ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Особую роль при проведении классных часов отвожу игровой деятельности. При помощи банка педагогических ситуаций, созданного учителями, дети могут в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Они получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-либо проблеме, учатся работать в коллективе, учатся аргументировано высказывать свое мнение. Игра мотивирует и последующую работу. Также провожу викторины, КВН, участвую с учениками своего класса в конкурсах газет, стихов и песен на тему «Пою мое Отечество».
Проанализировав свой опыт работы, сделала вывод, что задачи по формированию гражданской идентичности наиболее эффективно могут быть решены, когда на уроках и во внеурочной деятельности устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого. Такой подход в деле формирования гражданской идентичности создаёт условия для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём. Основной целью формирования гражданской идентичности личности является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами. Для того, чтобы данная цель была достигнута в школах необходимо создать условия, способствующие свободному самостоятельному мышлению обучающихся. Использовать в учебной и воспитательной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность. Формировать собственные оценочные суждения учащихся для позитивного опыта применения полученных знаний. Учить решению практических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". »
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по теме « Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся».
на курсах повышения квалификации по ИОЧ, инвариантный блок «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (12.01-16.01.2015 г; 26.01-30.01.2015 г.)
Выполнил учитель начальных классов ГБОУ ООШ №4 г.о.Отрадный
Кудырко Елена Анатольевна
Самара - 2015
1.Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.
"В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией", — сказал глава государства В.В.Путин.
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России, формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности, формирование правовой культуры и социально-политической компетентности, формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства, воспитание патриотизма, воспитание толерантного сознания.
Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.
Итак, с одной стороны общество поставило перед школой, как основным институтом социализации, задачу воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами.
С другой стороны, в настоящее время школа пока не готова в полной мере осуществлять формирование гражданской идентичности обучающихся, так как не разработана необходимая комплексная программа в условиях учебно-воспитательного процесса. А также сложности, связанные с изучением процесса формирования гражданской идентичности вытекают из того несомненного факта, что в России гражданское общество еще мало развито, также как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации, без которых невозможно конструирование полноценной гражданской идентичности.
2. Гражданская идентичность– это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности является важной задачей развития личности.
Основной целью формирования гражданской идентичности личности является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами. Для того, чтобы данная цель была достигнута в школах необходимо создать условия, способствующие свободному самостоятельному мышлению обучающихся. Использовать в учебной и воспитательной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность. Формировать собственные оценочные суждения учащихся для позитивного опыта применения полученных знаний. Учить решению практических задач.
О становлении гражданской идентичности необходимо говорить уже в начальной школе. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
3.Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.
Моя цель совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.
Первоначально проведенный письменный опрос, проведенный мною и другими учителями начальных классов, работающими по ФГОС, в 2012 году дал следующие результаты уровня сформированности гражданской идентичности учащихся начальных классов:
Высокий – 12,5 %
Средний – 33,5 %
Низкий – 54 %.
Через два года работы, в мае 2014 года учащиеся повторно участвовали в письменном опросе, который помогает увидеть показатели уровня сформированности гражданской идентичности. Результаты:
Высокий – 20,8 %
Средний – 50 %
Низкий – 29,2 %.
Результатами сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности учащихся младших классов явились:
- представления о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
- знание основных прав и обязанностей гражданина, начальная ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Сформированность ценностного и эмоционального компонентов:
- чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Сформированностьдеятельностногокомпонента гражданской идентичности проявилась в:
- участии в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнении норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участии в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни.
Основные результаты сформированности гражданской идентичности учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста (приложение).
4. Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
Для реализации поставленной задачи я использовала современные образовательные технологии, которые дали возможность повысить уровень сформированности гражданской идентичности учащихся класса.
Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проектные технологии
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
В содержание УМК «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формированиебазовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Перспективная начальная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В комплекте учебников «Перспективная начальная школа» большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Примеры проектов:
Проект «Изучаем родной край». Сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.
Практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета». Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения.
Практико-ориентированный, социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи. Уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы.
Творческий проект театр «Петрушка». Выбор сказки, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление.
Этнокультурный проект «Подвижные игры». Подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.
Разработали календарь традиционных школьных дел и праздников
сентябрь (День знаний, Посвящение в ученики-первоклассники);
октябрь (В гостях у Осени);
ноябрь (Дни духовности и культуры);
декабрь (Крещенские чтения);
январь (Рождество Христово);
февраль (Неделя патриотической песни);
март (Прощание с Азбукой, конкурс «Коса – девичья краса»);
апрель (неделя Добра);
май (День Победы, День славянской письменности, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»);
Особое место в воспитании гражданской идентичности младших школьников занимает городской музей. На основе работы музея организую встречи с ветеранами ВОВ, разрабатываю многие экскурсии, акции, встречи, конкурсы.
Разрабатываю и провожу тематические классные часы, затрагивающие основные исторические события, знания основных прав и обязанностей гражданина, знания ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Особую роль при проведении классных часов отвожу игровой деятельности. При помощи банка педагогических ситуаций, созданного учителями, дети могут в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Они получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-либо проблеме, учатся работать в коллективе, учатся аргументировано высказывать свое мнение. Игра мотивирует и последующую работу. Также провожу викторины, КВН, участвую с учениками своего класса в конкурсах газет, стихов и песен на тему «Пою мое Отечество».
Проанализировав свой опыт работы, сделала вывод, что задачи по формированию гражданской идентичности наиболее эффективно могут быть решены, когда на уроках и во внеурочной деятельности устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого. Такой подход в деле формирования гражданской идентичности создаёт условия для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
5. Я работаю в ГБОУ ООШ № 4 г.о. Отрадный, Самарской области. Это не молодая, но очень динамично развивающаяся школа. Формирование гражданской идентичности личности в нашей школе происходит через воспитательную программу «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», по средствам УМК «Перспективная начальная школа», в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы: городской музей, ДОСААФ, музей ГБОУ СОШ № 8, клуб «Кречет», психологи центра «Семья», ЦДОД.
Литература
1. Желтов В.В., Желтов М.В. Политическая социология: Учебное пособие. – Кемерово, 2006. – С. 622.
2. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. - № 6
3.Даниленко В.И., Современный политологический словарь. – М., 2000. – C. 1024.
4. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: Автор реф. дис. канд. пед. наук. – Самара, 2010.
5. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт // Материалы международного симпозиума 31 марта – 1 апреля 1995 г. – М.: 1995. – С. 210.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010
7. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009, № 1.
Приложение
Критерии, показатели и уровни
проявления гражданской идентичности
Критерии сформированности
Показатели и уровни их проявления
1. Отношение к Родине
1. Отношение к родной природе
5 - люблю и берегу природу, побуждаю к бережному отношению других
4 - люблю и берегу природу
3 - участвую в деятельности по охране природы под руководством учителя
2 - участвую в деятельности по охране природы нехотя, только под давлением со стороны
1 - природу не ценю и не берегу, ломаю природные объекты
2. Гордость за свою страну
5 - интересуюсь и горжусь историческим прошлым Отечества, рассказываю об этом другим
4 - интересуюсь историческим прошлым, самостоятельно изучаю историю
3 - люблю слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории
2 - знакомлюсь с историческим прошлым только при побуждении старших
1 - не интересуюсь историческим прошлым, высказываю негативные оценки
3. Патриотизм
5 - ни при каких условиях не уеду из страны
4 - постараюсь не уехать из страны
3 - может быть, в будущем уеду из страны, если будут неблагоприятные условия проживания
2 - в будущем уеду из страны
1 - при любой возможности уеду из страны
4. Служение своему Отечеству
5 - хочу и буду служить своему Отечеству и призывать к службе других
4 - хочу и буду служить своему Отечеству
3 - буду служить своему Отечеству
2 - может, буду служить своему Отечеству под давлением со стороны
1 - не хочу и не буду служить своему Отечеству
2. Отношение к городу
1. Благоустройство города
5 - нахожу дела, полезные для своего города, и организую их, привлекая других
4 - нахожу дела, полезные для своего города, и
участвую в них
3 - участвую в делах, полезных для своего города, организованных другими людьми
2 - участвуюв делах, полезных для моего города, по принуждению
1 - не принимаю участия в делах на пользу своему городу
2. Отношение к школе
5 - горжусь своей школой, организую дела на пользу школе и классу
4 — горжусь своей школой, с желанием участвую в делах класса и школы
3 — участвую в делах класса и школы без особого желания
2 - в делах класса участвую по принуждению
1- в делах класса не участвую, гордости за свою школу не испытываю
3. Историческое прошлое города
5 — интересуюсь и горжусь историческим прошлым города, берегу исторические памятники, рассказываю об этом другим
4 - интересуюсь историческим прошлым города, берегу исторические памятники
3 - слушаю рассказы взрослых и одноклассников по истории города
2 — знакомлюсь с историческим прошлым города только при побуждении старших
1 - не интересуюсь историческим прошлым города, высказываю негативные оценки
4. Традиции города
5 - интересуюсь и изучаю традиции нашего города, активно поддерживаю и пропагандирую их; общаюсь с умельцами города, стремлюсь использовать и распространять их опыт
4 — интересуюсь и изучаю традиции нашего города, поддерживаю их; общаюсь с умельцами города
3 - интересуюсь и изучаю традиции нашего города по принуждению со стороны взрослых
2 - не интересуюсь традициями города
1 - не интересуюсь традициями города, высказываю негативные оценки
3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие
1. Инициативность и творчество в труде
5 — нахожу полезные дела в классе, школе, организую товарищей
творчество в труде
4 - нахожу полезные дела в классе, школе, участвую в них с интересом
3 — участвую в полезных делах, организованных другими
2 - участвую в полезных делах по принуждению
1 - не участвую в полезных делах
2. Самостоятельность в труде
5 - хорошо тружусь, побуждаю к труду товарищей
4 — сам тружусь хорошо, но к труду товарищей равнодушен
3 — участвую в трудовых операциях, организованных другими, без особого желания
2 - тружусь при наличии контроля
1 - участия в труде не принимаю
3. Бережное отношение к ререзультатам труда результатам труда
5 — берегу личное и общественное имущество, стимулирую к этому других
результатам труда
4- берегу личное и общественное имущество
3 - сам не ломаю, но равнодушен к разрушительным действиям других
2 - требую контроля в отношении к личному и общественному имуществу
1 - небережлив, допускаю порчу личного и общественного имущества
4. Осознание значимости труда
5 — осознаю значение труда, сам нахожу работу по своим силам и помогаю товарищам
4 — осознаю значение труда, сам нахожу работу
3 - сам работаю хорошо, но к труду других равнодушен
2 - не имею чёткого представления о значимости труда, нуждаюсь в руководстве
1 - не умею и не люблю трудиться
4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость
1.Уважительное отношение к ссстаршим
старшим к старшим
5 - уважаю старших, не терплю неуважительного отношения к ним со стороны других
4 - уважаю старших
старшим
3 - уважаю старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращаю никакого внимания
2 - к старшим не всегда уважителен
1 - не уважаю старших, допускаю грубость
2. Дружелюбное отношение к
сверстникам
5 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно отношусь к сверстникам, осуждаю грубость
4 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам
сверстникам
3 — сам уважение проявляю, но к грубости других равнодушен
2 - проявляю дружелюбие не всегда
1 - груб и эгоистичен
3. Милосердие
5 - сочувствую и помогаю слабым, больным, беспомощным, привлекаю к этому других
4 — сочувствую и помогаю слабым, больным, беспомощным
3 - помогаю слабым, беспомощным, если попросят
2 -нет желания помогать слабым, больным
1 - неотзывчив, не помогаю слабым, могу обидеть
4. Честность в отношениях с
товарищами и взрослыми
5 - честен, не терплю нечестности со стороны других
товарищами и взрослыми
4 — честен в отношениях
взрослыми
3 - в основном честен, но иногда допускаю «обман во благо»
2 - не всегда честен
1 - нечестен
5. Отношение к семье
1. Отношение к родителям
5 — люблю своих родителей, всегда им помогаю и забочусь о них
4 - люблю своих родителей, благодарен им за заботу
3 - люблю своих родителей, но не всегда проявляю заботу о них
2 - люблю своих родителей, но считаю, что они для меня не все делают
1 — не уважаю и не люблю своих родителей
2. Обязанности
5 — домашние обязанности исполняю добровольно, всегда качественно
4 - домашние обязанности исполняю добровольно, но не всегда качественно
3 - домашние обязанности исполняю по настроению
2 - домашние обязанности исполняю по требованию родителей и под их контролем
1 - не выполняю обязанности по дому
3. Традиции семьи
5 - всегда соблюдаю традиции своей семьи и буду соблюдать их в самостоятельной жизни
4 - всегда соблюдаю традиции своей семьи
3 — соблюдаю традиции своей семьи по напоминанию родителей
2 - не соблюдаю семейные традиции
1 - семейные традиции не нужны
4.Требовательность к себе
5 — требователен к себе, стремлюсь проявить себя в семье в хороших делах и поступках
4 - требователен к себе
3 - не всегда требователен к себе
2 - мало требователен к себе
1 — к себе не требователен
Обработка результатов
Чтобы высчитать показатель уровня сформированности гражданской идентичности одного обучающегося, результаты одного раздела складываются и делятся на 4. Затем складываются все показатели каждого обучающегося и делятся на 5.
Чтобы высчитать показатель уровня сформированности гражданской идентичности класса в целом, все личностные показатели складываются и делятся на количество обучающихся.
Уровни:
Высокий - выше 4 баллов;
Средний - от 3 до 4 баллов;
Низкий - ниже 3 баллов.
Приложение
Методика «Незаконченный тезис»
Цель: определить направленность личности, отношение детей к основным ценностям, связанным с гражданской идентичностью.
Методика включает в себя тезисы по направлениям: отношение к Родине, отношение к селу, малой родине, отношение к семье, отношение к труду, отношение к людям, жизненная позиция человека. Тезисы разработаны с учётом возрастных особенностей детей: 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11классы.
Проведение
Детям предлагается за небольшой промежуток времени записать несколько фраз. Педагог зачитывает начало фразы, учащиеся записывают ее продолжение. Времени для завершения фразы дается, в зависимости от возраста детей, от 20 до 30 секунд, затем зачитывается первая часть следующей фразы.
При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:
а) индивидуалистических или общественных;
б) вещно-предметных или духовных;
в) содержащих зло или добро для окружающих;
г) направленных на созидание или разрушение.
По дополненным фразам определяется позитивная, нейтральная (неопределенная) или негативная позиция ребенка, его направленность (на добро или зло, созидание или разрушение), отношение к ценностям. Приведем примеры возможных тезисов.
Отношение к семье (4-6 классы)
Для меня семья - это...
Я люблю своих родителей, потому что...
Я люблю помогать своей семье, потому что ...
Для семьи я могу ...
Традициями нашей семьи являются ...
Отношение к людям (4-6 классы)
Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то... Если родители пришли домой уставшие, я... Если моего друга обидели, я...
Если я окажусь на уроке или мероприятии рядом с учеником другой национальности, то я.... Если мой друг сказал неправду, то я...
Отношение к малой родине (4-6 классы)
Я люблю свой город, потому что...
Если был бы я волшебником, то я для города ...
Для своего города я делаю ...
В жизни нашего города мне не нравится...
Если бы мне предложили переехать в другой город, то я....
Отношение к труду (4-6 классы)
Выполненную мною работу не надо проверять, потому что ...
Если после работы у меня остался материал, я ....
Когда моя работа закончена, то я чувствую....
Я принимаю участие в трудовых делах школы и класса, потому что ...