Сегодня Россия на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни. Изменения, происходящие в стране, в обществе, модернизация системы общего образования, образовательная инициатива «Наша новая школа» предлагают новый подход к организации обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. А для того, чтобы УУД формировались активно и необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.
В школе с адаптивной системой образования складывается новый тип отношений «учитель-ученик». Обучение строится от ученика. Учитель из информатора превращается в организатора учебного процесса, доминируют сотрудничество, обеспечивается мотивационное обучение, развивается самооценка, самоанализ. Управление учебной деятельностью осуществляются при условии готовности педагогов и учащихся к самоуправлению, саморегуляции, где каждый участник педагогического процесса управляет собой на основе самоанализа и рефлексии.
В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности. Обучение на основе коммуникативно – деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию.
Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов. Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
Эффективным способом реализации коммуникативно-деятельностного подхода является творческая игра. Она даёт младшим школьникам возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.
Но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, творчество, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в общении, комфорт. Современный урок обязательно закладывает основу для будущего.
Каждый учитель имеет на этот счёт свое, совершенно твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока, миновали.
Урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока - идеальное воплощение новых стандартов на практике. Дети ощущают, что ведут урок сами. Наша задача состоит в применении технологий обучения, ориентированных на системно-деятельностный подход как основу учебно-воспитательного процесса начальной школы. И всё тот же вопрос возникает в голове «Что главное в уроке?» «Как сделать урок наиболее эффективным?» Как преодолеть разрыв обучения с жизнью? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, которому выбранная профессия приносила бы радость и счастье.
Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использовала в своей работе следующие педагогические технологии:
Технологии личностно ориентированного образования.
Игровые технологии.
Технологии интегрированного обучения
Проблемное обучение.
Здоровьесберегающие технологии.
Непрерывный поиск наиболее эффективных способов обучения привёл меня к тому, что в очередной раз, набрав первоклассников в 2011-2012 учебном году, я выбрала для работы новый УМК «Перспективная начальная школа».
Каждый ребёнок чувствует себя исследователем. Он собирает информацию из хрестоматии, Интернета, совершает поход в библиотеку. Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умение применять полученные знания в реальных ситуациях.
Своим практическим опытом делятся с учащимися их родителями. Создавая вместе проекты, родители вовлекаются в совместную деятельность. Благодаря такой деятельности, в моём классе стало традицией участвовать всей семьёй на заседаниях клуба, проводить соревнования, создавать концертные программы, исследовать вместе свою родословную, историю села, района, края. Благодаря учебному комплекту «Перспективная начальная школа», учитель, учащиеся, родители стали равноправными партнёрами по учебному общению.
Отслеживая результаты обученности и воспитания учащихся вместе с родителями, я вижу положительную динамику, их свободу общения, удивляет их желание творить, не останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение радуют меня. В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы. Ученик не боится отрицательной оценки учителя, в этом нет необходимости: «Это твоё мнение», «Ты так думаешь».
Задания и в учебниках, и в тетрадях для самостоятельных работ предусматривают самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу школьников. Это помогает формировать навыки учебного труда.
Ученик чувствует себя увереннее, видит свой результат. Ученик постоянно что–то открывает для себя, рассматривает с разных сторон (с помощью луп, рамочек), делится своим мнением, происходит осмысление, оценивание в конкретной жизненной ситуации.
Система вопросов в учебниках построена так, чтобы научить детей не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение, даже, если оно не совпадает с твоим.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса.
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Использую электронные физминутки для глаз.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними.
Всякое начало трудно – это истина для каждой науки. Быстро измениться вряд ли удастся в силу заложенных в нас стереотипов. Кому-то понадобятся месяцы, годы, чтобы заработать по новому. Учителю необходимо развивать качества организатора, координатора и консультанта познавательной деятельности. Он должен уметь организовать обучение и управление деятельностью ученика, быть сценаристом, режиссёром, организатором, речевым партнёром, энергизатором, контролёром, исследователем. На сегодняшний день, учитель – это специалист, способный на творческую самореализацию, умеющий работать с постоянно возрастающим потоком информации.
Когда мы говорим, что учитель – это призвание, мы забываем, что это и профессия. Быть профессионалом – значит находиться в постоянном движении и поиске. Ни одна реформа не состоится, если учитель не реформирует себя. Мы обязаны привыкнуть к мысли, что образование – это процесс длиною в жизнь, и он не заканчивается с окончанием вуза.
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - утверждает Ушинский.
Литература по теме для учителя:
Бакулина Г.А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” Москва, “Владос”, 2001г.
Вахрушев А.А. “Современные проблемы модернизации образования” Москва, “Начальная школа” ” +до и после, №8 2003г.
Головкина Т. В. “Постановка и решение проблем на уроках русского языка”. Москва “Начальная школа” +до и после, №2, 2003г.
Долженко Ю. А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования”. Барнаул, 2003г.
Ильина Т. А. “Проблемное обучение”. Вестник высшей школы, №2, 1976г.
Ильницкая И. А. “Проблемные ситуации и пути их создания на уроке” Москва, Знание, 1985г.
Лавриненко Г. А. “Задания развивающего характера по математике” Саратов, “Лицей”, 2002 г.
Матюшкин А. М. “Проблемные ситуации в мышлении и обучении”. Москва, 1972 г.
Махмутов М. И.. “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12, 1983г.
Мельникова Е. А. “Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе”. Москва, “Начальная школа” +до и после, №6, 2003г
Никандров Н. Д. “Проблемное обучение”. Воспитание школьников №12, 1983г.
Носенко Л. Д. “Проблемно-поисковые технологии при изучении геометрического материала”. Москва “Начальная школа”, №9 2004г.
Римская Е.Я. “Инновационные уроки” 2004 г.
Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. Москва “Народное образование” 1998 г.
Соловьёва Т. А. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе”. Москва “Начальная школа”, №12, 1998 г.
Хоритонова Л. А. “Проблемные ситуации на уроках природоведения”. Москва “Начальная школа”, №4, 1998 г.
Шукейло В. А. “Воспитание интереса к урокам русского языка” Москва “Начальная школа” +до и после, №8, 2003 г.
Якиманская И. С. “Развивающее обучение”. Москва,1979 г.
Виноградова Н.Ф. “Концептуальные основы построения УМК “Начальная школа XXI века” Москва, “Вентана-Граф”, 2005 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня Россия на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни. Изменения, происходящие в стране, в обществе, модернизация системы общего образования, образовательная инициатива «Наша новая школа» предлагают новый подход к организации обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. А для того, чтобы УУД формировались активно и необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.
В школе с адаптивной системой образования складывается новый тип отношений «учитель-ученик». Обучение строится от ученика. Учитель из информатора превращается в организатора учебного процесса, доминируют сотрудничество, обеспечивается мотивационное обучение, развивается самооценка, самоанализ. Управление учебной деятельностью осуществляются при условии готовности педагогов и учащихся к самоуправлению, саморегуляции, где каждый участник педагогического процесса управляет собой на основе самоанализа и рефлексии.
В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности. Обучение на основе коммуникативно – деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию.
Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов. Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
Эффективным способом реализации коммуникативно-деятельностного подхода является творческая игра. Она даёт младшим школьникам возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.
Но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, творчество, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в общении, комфорт. Современный урок обязательно закладывает основу для будущего.
Каждый учитель имеет на этот счёт свое, совершенно твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока, миновали.
Урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока - идеальное воплощение новых стандартов на практике. Дети ощущают, что ведут урок сами. Наша задача состоит в применении технологий обучения, ориентированных на системно-деятельностный подход как основу учебно-воспитательного процесса начальной школы. И всё тот же вопрос возникает в голове «Что главное в уроке?» «Как сделать урок наиболее эффективным?» Как преодолеть разрыв обучения с жизнью? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, которому выбранная профессия приносила бы радость и счастье.
Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использовала в своей работе следующие педагогические технологии:
Технологии личностно ориентированного образования.
Игровые технологии.
Технологии интегрированного обучения
Проблемное обучение.
Здоровьесберегающие технологии.
Непрерывный поиск наиболее эффективных способов обучения привёл меня к тому, что в очередной раз, набрав первоклассников в 2011-2012 учебном году, я выбрала для работы новый УМК «Перспективная начальная школа».
Каждый ребёнок чувствует себя исследователем. Он собирает информацию из хрестоматии, Интернета, совершает поход в библиотеку. Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умение применять полученные знания в реальных ситуациях.
Своим практическим опытом делятся с учащимися их родителями. Создавая вместе проекты, родители вовлекаются в совместную деятельность. Благодаря такой деятельности, в моём классе стало традицией участвовать всей семьёй на заседаниях клуба, проводить соревнования, создавать концертные программы, исследовать вместе свою родословную, историю села, района, края. Благодаря учебному комплекту «Перспективная начальная школа», учитель, учащиеся, родители стали равноправными партнёрами по учебному общению.
Отслеживая результаты обученности и воспитания учащихся вместе с родителями, я вижу положительную динамику, их свободу общения, удивляет их желание творить, не останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение радуют меня. В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы. Ученик не боится отрицательной оценки учителя, в этом нет необходимости: «Это твоё мнение», «Ты так думаешь».
Задания и в учебниках, и в тетрадях для самостоятельных работ предусматривают самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу школьников. Это помогает формировать навыки учебного труда.
Ученик чувствует себя увереннее, видит свой результат. Ученик постоянно что–то открывает для себя, рассматривает с разных сторон (с помощью луп, рамочек), делится своим мнением, происходит осмысление, оценивание в конкретной жизненной ситуации.
Система вопросов в учебниках построена так, чтобы научить детей не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение, даже, если оно не совпадает с твоим.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса.
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
Здоровьесберегающая технология,применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Использую электронные физминутки для глаз.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними.
Всякое начало трудно – это истина для каждой науки. Быстро измениться вряд ли удастся в силу заложенных в нас стереотипов. Кому-то понадобятся месяцы, годы, чтобы заработать по новому. Учителю необходимо развивать качества организатора, координатора и консультанта познавательной деятельности. Он должен уметь организовать обучение и управление деятельностью ученика, быть сценаристом, режиссёром, организатором, речевым партнёром, энергизатором, контролёром, исследователем. На сегодняшний день, учитель – это специалист, способный на творческую самореализацию, умеющий работать с постоянно возрастающим потоком информации.
Когда мы говорим, что учитель – это призвание, мы забываем, что это и профессия. Быть профессионалом – значит находиться в постоянном движении и поиске. Ни одна реформа не состоится, если учитель не реформирует себя. Мы обязаны привыкнуть к мысли, что образование – это процесс длиною в жизнь, и он не заканчивается с окончанием вуза.
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - утверждает Ушинский.
Литература по теме для учителя:
Бакулина Г.А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” Москва, “Владос”, 2001г.
Вахрушев А.А. “Современные проблемы модернизации образования” Москва, “Начальная школа” ” +до и после, №8 2003г.
Головкина Т. В. “Постановка и решение проблем на уроках русского языка”. Москва “Начальная школа” +до и после, №2, 2003г.
Долженко Ю. А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования”. Барнаул, 2003г.
Ильина Т. А. “Проблемное обучение”. Вестник высшей школы, №2, 1976г.
Ильницкая И. А. “Проблемные ситуации и пути их создания на уроке” Москва, Знание, 1985г.
Лавриненко Г. А. “Задания развивающего характера по математике” Саратов, “Лицей”, 2002 г.
Матюшкин А. М. “Проблемные ситуации в мышлении и обучении”. Москва, 1972 г.
Махмутов М. И. . “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12, 1983г.
Мельникова Е. А. “Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе”. Москва, “Начальная школа” +до и после, №6, 2003г
Никандров Н. Д. “Проблемное обучение”. Воспитание школьников №12, 1983г.
Носенко Л. Д. “Проблемно-поисковые технологии при изучении геометрического материала”. Москва “Начальная школа”, №9 2004г.
Римская Е.Я. “Инновационные уроки” 2004 г.
Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. Москва “Народное образование” 1998 г.
Соловьёва Т. А. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе”. Москва “Начальная школа”, №12, 1998 г.
Хоритонова Л. А. “Проблемные ситуации на уроках природоведения”. Москва “Начальная школа”, №4, 1998 г.
Шукейло В. А. “Воспитание интереса к урокам русского языка” Москва “Начальная школа” +до и после, №8, 2003 г.
Якиманская И. С. “Развивающее обучение”. Москва,1979 г.
Виноградова Н.Ф. “Концептуальные основы построения УМК “Начальная школа XXI века” Москва, “Вентана-Граф”, 2005 г.