Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию необходимости деятельностных, групповых, игровых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных форм и методов учения / обучения.
Изучение окружающего мира оказывает благоприятное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и, прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир – источник чувств. На уроках окружающего мира легко создать ситуации удивления, вопроса, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, развития логического мышления.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей (экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России) и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Согласно учебному плану в 1 классе 1 час ОМ в неделю, всего 33 часа. Урок окружающего мира по теме «Птичьи новости» – это 2-ой из 2 уроков по теме «Времена года. Март» в разделе «Родная природа». Урок закрепления и совершенствования знаний.
Урок реализует основные цели образования начальной школы, учитывает требования Государственного Стандарта нового поколения. При подготовке к уроку были учтены программные требования УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта и автор учебника «Ознакомление с окружающим миром»- проф. Н.Ф. Виноградова), учтены учебные возможности первоклассников.
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием; для знакомства с правилами отношения к птичьим гнёздам.
Задачи урока:
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать уважительное отношение к чужому мнению, желание помочь товарищу;
развивать наблюдательность, умение сопоставлять, выделять существенные признаки и делать выводы;
систематизировать представление о характерных признаках весны в живой и неживой природе
Значительное внимание на уроке уделяется формированию УУД - усвоению алгоритма действия, отработке действий контроля и самоконтроля.
Материально-техническое обеспечение:
Интернет-ресурсы.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)\1 september.ru\urok
карточки с изображением мест обитания птиц, птичьих гнёзд;
репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»;
раздаточный материал (карточки для рефлексии, критерии оценки, карточки с заданиями, шаблоны «птичек»)
Информационно-коммуникативные средства.
видеофильм «Приход весны»;
аудиозаписи голосов птиц, П.И. Чайковский «Песня жаворонка (март)», А. Вивальди «Весна», ч. 1;
презентация к уроку.
Технические средства обучения.
интерактивная доска (smart board);
компьютер;
музыкальный центр.
Методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснение);
наглядный;
практический;
проблемный;
частично-поисковый;
познавательная игра;
контроля и самоконтроля.
Форма организации учебной деятельности обучающихся:
фронтальная;
групповая.
Виды деятельности учащихся:
речевая разминка «Узнай птицу по описанию»;
моделирование кластера «Весенние изменения в природе»;
обсуждение текста «Птичьи разговоры»;
рассматривание рисунков и составление рассказов о гнёздах, которые строят разные птицы;
разучивание заклички-веснянки;
практическая работа «Жаворонки»
Формы контроля:
взаимопроверка;
самооценка
Структура урока:
1 этап – мотивирование, самоопределение к учебной деятельности.
2 этап – погружение в проблему, осуществляется через актуализацию знаний учащихся и осознание проблемы.
3 этап – открытие учащимися нового знания (построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта).
4 этап – первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
5 этап – включение нового знания в систему знаний и повторение.
6 этап – рефлексия учебной деятельности.
Планируемые результаты обучения:
освоение предметных знаний
(базовые понятия)
универсальные учебные действия (УУД)
жизнь птиц весной: прилёт, гнездование, птичьи «разговоры»
правила отношения к птичьим гнёздам
народная примета «жаворонки»
Регулятивные:
планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос;
контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные:
общеучебные – осуществлять смысловое чтение;
предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием, изучить правила отношения к птичьим гнёздам.
Коммуникативные:
взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения.
Очень важен настрой на урок, поэтому в начале урока использована электронная музыкальная вставка и фрагмент видеофильма. Для отдыха и профилактики миопии включены музыкальная физминутка и глазная гимнастика. Для активизации деятельности обучающихся внедрены парная и групповая работы. Рефлексия учебной деятельности была осуществлена через фиксацию нового содержания, изученного на уроке, организацию рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности, так же были намечены дальнейшие цели деятельности (прогнозирование).
Обоснование применения современных образовательных технологий на уроке ОМ в 1 классе по теме «Птичьи разговоры».
В методической разработке урока обосновывается применение современных образовательных технологий: информационных технологий, технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения:
Школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников. Все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение.
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. При этом в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
Виды творческой деятельности учащихся:
1. На этапе постановки учебной проблемы – формулирование темы урока и пунктов плана урока, т.к. на уроке вводиться несколько «единиц нового знания».
2. На этапе поиска решения – открытие субъективно нового знания по каждому пункту плана.
3. На этапе выражение решения – выражение нового знания в доступной форме.
4. На этапе реализации продукта – представление продукта учителю и классу.
Информационные технологии обучения:
в современных условиях средством осуществления подготовки и передачи информации является компьютер. Информационные технологии обучения открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютера. Использование ПК для:
ü получения новых знаний, развития умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров;
ü изучения материала в нестандартной форме, стимулирующей познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
Виды творческой деятельности учащихся:
ü Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации.
ü Создание базы данных, презентации познавательной и практической деятельности.
Технология метода проектов: политика государства в области образования ориентирует нас на конечный результат, представленный сформированными ключевыми компетенциями, среди которых выделяют исследовательскую компетентность. В Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования нового поколения прописаны именно те умения и навыки, которые формируются при использовании исследовательской, проектной технологий. «Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность… Самостоятельный выбор критериев для сравнения объектов…Выдвижение гипотез…».
Виды творческой деятельности учащихся:
ü Выявление и постановка проблемы исследования.
ü Планирование и разработка исследовательских действий.
ü Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств).
ü Их анализ и синтез.
ü Сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка.
ü Подготовка представления результатов компьютерная презентация.
ü Выступление.
ü Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы.
ü Построение выводов, заключений.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья.
Валеологические критерии урока
ü Индивидуально – ориентированный подход в обучении.
ü Эмоциональный фон урока.
ü Построение урока с учетом особенностей каналов восприятия.
ü Смена видов деятельности.
ü Профилактические мероприятия
ü Соблюдение требований СаНПИН.
Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы снижения затруднений у учащихся при изучении данной темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Птичьи новости" »
Сценарий урока ОМ в 1 классе «Птичьи новости»
I этап «Оргмомент и мотивация к учебной деятельности»
Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Результат: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
УУД:Регулятивные: волевая саморегуляция
Личностные: действие смыслообразования
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
со сверстниками.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Орг. момент
и мотивация к учебной деятельности
Игра: «Доскажи словечко».
Просмотр видеофрагмента
(3 мин)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно!
- Начинаем урок по курсу «Окружающий мир», желаю Вам интересных открытий.
- Сегодня я приглашаю вас в гости к… Отгадайте к кому?
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла …
Ручейки бегут быстрей,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц…
- Какое время года сейчас идёт? Какой месяц?
- Это начало, середина или конец весны?
- Мы отправляемся в гости к весне в месяц март.
- Для того, чтобы вспомнить приметы весны предлагаю Вам внимательно посмотреть небольшой фильм о весне.
- Проговаривание речёвки:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно!
… весна
… март
…весна, март
…начало весны
В фильме:
По утрам в марте морозы ещё крепки. Зато днём температура воздуха в течение месяца медленно, но постоянно поднимается от отрицательных отметок до 0 градусов. Ещё в полях по-зимнему лежит снег, но дни его сочтены, он быстро начинает таять. Хотя снегопады продолжаются часто, снег становится тяжёлым, падают большие мокрые хлопья. И всё же воздух дышит весной. Яркое синее небо освещается ярким весенним солнцем, которое встаёт всё раньше и заходит всё позже. И слышно уже, если ухо к стволу приложить, как соки под корой бегут. Первые сосульки! Первые лужи! Появляются проталины.
II этап «Погружение в проблему (актуализация знаний, осознание проблемы)»
Цель: создание условия для актуализации знаний, необходимых для постановки проблемы, создание проблемной ситуации.
Результат: формулирование проблемного вопроса и темы урока, осуществляется через актуализацию знаний учащихся и осознание проблемы (недостающее знание), постановка учебной задачи.
Прочитайте отрывки о весне. Найдите признаки весны в неживой природе
21-22 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..
В.Бианки
Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом. А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.
Г.Скребицкий
III этап ««Открытие» нового знания: наблюдения и исследования»
Цель: создание условий для определения строения кожи.
Результат: установление в ходе наблюдения и исследования какие птицы и когда возвращаются в родные края.
УУД: Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выдвижение гипотез и их обоснование; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
4.Работа с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
5.Знакомство с произведением П.И. Чайковского «Песня жаворонка» (март)
6.Доп. (прослуш. Фонограмм голосов птиц)
7. Работа по учебнику
-Сегодня птицы приглашают нас в свои гнёзда и обязательно помогут ответить на наш главный вопрос.
-Но, сначала вспомните отличительные признаки птиц.
-Каких птиц называют перелётными, а каких зимующими?
-Какова главная причина того, что многие птицы осенью улетают от нас?
- Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
-Что же такое произошло в природе, что появилась пища для птиц?
потепление-проталины-насекомые-птицы
-Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
Птицы, которые улетели первыми, возвращаются последними в мае месяце. А птицы, которые улетели последними, прилетают первыми. Как вы думаете, почему?
- Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину:
Всех перелетных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица …
Учитель вывешивает картинку с изображением грача.
-По народному поверью самыми первыми 17 марта прилетают с зимовок грачи. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 – 20 гнёзд.
После прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу. Пробуждается природа.
- Прилёту первых вестников весны - грачей посвящена картина известного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»: - Ещё не сошёл снег, а эти птицы уже здесь. Грачи хлопочут на деревьях. Птицы обживают свои старые гнёзда.
-Загадка:
Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет.
Конец марта – время прилета скворцов. В народе говорят: увидел скворца – значит, весна у крыльца.
Учитель вывешивает картинку с изображением скворца.
Скворец - некрупная птица. Обитают скворцы по берегам водоемов. Питаются они насекомыми. Скворцы — искусные пересмешники: в их песне можно услышать отрывки из песен других птиц, кваканье лягушек, хлопанье кнута и даже рычание и лай собак, мяуканье кошки. Подражают скворцы и человеческому голосу, а некоторые, достаточно долго прожившие в неволе птицы, научаются произносить отдельные слова и даже целые фразы. - Послушайте их песню! (просмотр ролика «Скворцы») - Услышали ли вы в песне скворца подражание каким-нибудь звукам?
-Загадка:
Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет
Вошло в стихотворения!
Учитель вывешивает картинку с изображением жаворонка.
Жаворонок - птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками, обитающая на полях. Люди издавна определяют приход весны по первой песне жаворонка.
-Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года», «Март» и ответе на вопрос:
Что Вы чувствуете, представляете, слушая эту мелодию? – Какой была музыка?
Загадка:
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины.
Время прилета ласточек в родные края – в середине мая.
Учитель вывешивает картинку с изображением ласточки.
-Ласточку легко узнать: верх тела сине-чёрный, вся нижняя сторона тела белая, хвост с неглубокой вырезкой посередине. Городские ласточки приспособились к жизни в городе. Строят свои гнёзда на стенах, карнизах, под балконами и крышами. Ласточки-береговушки гнездятся по обрывистым берегам водоёмов.
-Великое многообразие птиц, их красивое оперение и разноголосое пение всегда привлекают внимание людей к себе! Люди любуются птицами, заслушиваются их голосами.
- Полюбуйтесь и вы, ребята!
-На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?
Из дальних стран домой вернулись птицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.
- Чем занимаются птицы весной?
-Откройте учебник ОМ на стр. 59
-Рассмотрите рисунки и расскажите о гнёздах, которые строят разные птицы. Гнёзда каких птиц тебе удалось уже увидеть? Где они были расположены?
-Какова роль человека в жизни птиц? Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник?
-Люди с древних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам.
- Весной птиц охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве. Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?
-имеются крылья, клюв, тело покрыто перьями
-перелётные осенью улетают в тёплые края, а зимующие нет
-отсутствие пищи: насекомых и рыбы
-появление пищи
-высказывают предположения (становится теплее, появляются первые насекомые на оттаявшей земле (появился корм для насекомоядных птиц)
-грач
-скворец
-жаворонок
-Настроение меняется. Хочется радоваться, охватывает чувство ожидания, беспокойства и надежды.
- Одна часть мелодии лирическая, а вторая – с большими взлетами эмоций и широким дыханием позволяет наблюдать смену настроений, оттенков одного и того же чувства. Некоторые элементы напоминают трели весенней песни жаворонка
-Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птицы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т.д.
Зрительная гимнастика и динамическая пауза
Цель: создание условий для избегания перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.
Способ достижения:выполнениеупражнений для снятия нагрузки (релаксации) с глаз и тела, с проговариванием
Результативность: способствовать формированию компетентного подхода к своему здоровью.
Проведение физминутки дежурными по классу, выполнение заданных упражнений
С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы.
Какие приметы связаны с весной?
У природы и у людей разные календари. Для метеорологов весна начинается 1 марта; у астрономов весна начинается со дня весеннего равноденствия – 21-22 марта. Ботаники считают, что весна начинается с сокодвижения у деревьев, зоологи – со дня прилёта грачей. Но есть примета, которая указывает на начало весны. Это появление на пригорках первых проталин. Появились проталинки – ждите прилёта птиц.
Долгожданная весна! После суровых и хмурых зимних дней тёплое солнце разбудило заспавшуюся природу. Многое зависит от хода весны: и начало полевых работ, и будущий урожай. Вот и примечали наши деды и прадеды предвестников весны. Про весну говорили:
* Рано затает – долго не растает.
* Ранняя весна ничего не стоит.
* Длинные сосульки – к долгой весне.
* Коли грачи прилетели прямо на гнёзда – дружная весна.
* Кукушка стала куковать – мороза больше не видать.
По народному поверью в день Герасима 17 марта прилетают с зимовок грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречали люди. В старину про грача говорили:
* Грач на горе – весна на дворе.
* Увидел грача – весну встречай.
После прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше солнце, впереди время большой воды. Пробуждается природа. В народе тогда говорят:
*Весной пролежишь, зимой с сумой побежишь.
* Весеннее солнышко землю воскрешает.
* Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Русский народ наблюдателен. Он бережно хранит собранные поколениями приметы и наблюдения. Даже о весенних месяцах в народе примечали:
* Февраль силён метелью, а март – капелью. Открывает весну
* Апрельские лужи землю будят. Где в апреле река, там в июле лужица. Где в апреле вода, там в июле трава. В апреле земля преет. Апрель – пора большой воды.
* Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Дождь в мае хлеба поднимает. Как в мае дождь, так и будет рожь.
Вместе с первыми проталинами пробуждаются уже некоторые насекомые. С юга начинают возвращаться перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут.
Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают. Птицы прилетают в такое время, когда на местах гнездовий наступает весна, а с ней вместе появляются и тот корм, который необходим и самой птице. Птицы очень радуются встрече с родной землёй, радуются весне, теплу, солнышку.
Самыми первыми к нам прилетают грачи. И сразу к своим гнёздам. Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 – 20 гнёзд.
Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырёхпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев чёрная, блестящая. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.
Кукушку можно увидеть очень редко так как она живёт в чаще леса. Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный до 18 см. Гнездо кукушка не вьёт, а откладывает яйца в гнёзда других птиц. Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По-разному птицы реагируют на подложенное яйцо – одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца. Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три-четыре дня.
Тихо в лесу.
Лишь звучит в отдаленье
Птицы какой-то
Грустное пенье:
Ку-ку! Ку-ку!
Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У городской ласточки верх тела сине-чёрный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посередине. Городские ласточки приспособились к жизни в городе. Строят свои гнёзда на стенах, карнизах, под балконами и крышами. Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером. У ласточки-береговушки спинка бурая, брюшко грязно-белое, с широкой серой полосой на зобе и груди. Гнездятся они по обрывистым берегам водоёмов. Ласточки-береговушки делают норки от 50 до 150 сантиметров. В конце норы располагают гнездо.
IV этап «Первичное закрепление нового знания с проговариванием
во внешней речи»
Цель: создание условий для усвоения учащимися новых знаний
с проговариванием во внешней речи, рефлексия деятельности
по применению новых знаний
Результат: освоение новых знаний, проговариванием во внешней среде, самоконтроль
УУД: Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ, синтез, сравнение, классификация; подведение под понятие; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Регулятивные: контроль и самоконтроль; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
со сверстниками; использование критериев для обоснования своего суждения; умение выражать свои мысли; разрешение конфликтов; учёт разных мнений.
Личностные: осознание ответственности за общее дело; следование
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
IV этап «Первичное закрепление нового знания с проговариванием
во внешней речи»
1беседа
2.Работа по учебнику
3.Работа в группе (деление на группы перед урокам по бейджикам разного цвета, у капитанов на бейджике нарисовано солнышко)
4.Отчёт групп
-У русского народа есть свой интересный обычай – звать (кликать) весну. В конце марта, 22-го числа, день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок птиц на Русь пробираются – главная из них жаворонок. Поэтому к празднику из теста пекли жаворонки, чтобы они весну кликали.
Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» - удача не обойдёт твой дом стороной.
-В учебнике на с. 60 вы можете найти рецепт приготовления«жаворонков».
-Женщины пекли из текста жаворонков, раздавали детям, ласково приговаривая: жаворонки прилетели, на головку деткам сели, тем самым благословляли детей, оберегая их от бед и болезней, а дети украшали их и сажали фигурки птиц на шесты, забирались на возвышенности, пригорочки и пели песенки – заклички.
Уж вы, жаворонки, жавороночки,
Прилетайте вы к нам,
Принесите вы нам лето тёплое,
Весну красную.
– И действительно, раньше с помощью закличек люди уговаривали природу, упрашивали сделать так, как надо человеку.
- Сегодня 19 марта, канун праздника, предлагаю научиться звать весну, как это делали наши предки.
-Что для этого нужно уметь делать?
-У каждого из Вас бейджики разных цветов – это разные команды, а у капитанов команд нарисованы солнышки. Соберитесь по группам.
- Каждая группа будет выполнять свою работу.
- Назовите «Правила работы в группе»
- У вас на столах план работы группы. Давайте, вместе изучим его.
-Приступайте к выполнению заданий. На работу - 6 минут.
Солнышко – ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко нарядись! Красное, покажись!
Весна, Весна красная! Приди к нам с радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным
Ау! Ау! Аукаем!
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад!
Жаворонки прилетите,
Холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек съела.
Уж ты пташечка,
Ты заморская!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
- Скажите, о чем вначале надо петь о солнышке, о пташке или о весне? Почему?
Хороводная веснянка:
Мы весняночку поём –
Весну красную зовём,
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём!
Весна-красна! Что нам принесла?
Тёплое солнышко, красное летечко?
Творческий отчёт групп.
-В настоящее время каждый год мы празднуем День птиц. Празднуем в конце марта – перед прилётом скворцов.
-Каждый должен знать, любить и беречь природу, потому что – планета Земля – это наш общий дом!
ЗАКЛИЧКА – короткие стишки, в которых призываются различные силы природы в помощь.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.
Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
V этап «Включение нового знания в систему знаний»
1.работа по учебнику
2.Игра «Справочное бюро»
3. Доп. (кроссворд)
-Прочитайте в учебнике рассказ «Птичьи разговоры» на стр. 57
-Какие птицы прилетают первыми?
-Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы.
-Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».
-Какие птицы здесь живут? (показываются карточки с изображением озера, луга, леса…) -Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд птиц, о которых рассказывалось ранее)
-Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?
-Кто как поёт? (звучит аудиозапись голосов птиц)
-Вопросы из кроссворда
-дети отвечают на вопросы
VI этап «Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке»
Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.
Результат: фиксация нового содержания; рефлексивный анализ учебной деятельности; оценивание учащимися собственной деятельности; фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; обсуждение.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
VI этап «Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке»
1.Запонение оценочной таблицы
2.Игра «Я знаю…»
3.Обобщающие вопросы, ответ на проблемный вопрос
4.Рефлексия
Игра “Я знаю…”
– Я знаю пять признаков весны…
– Я знаю пять перелетных птиц…
-Назовите птиц, которые открывают весну.
- Какое «открытие» на уроке Вы сегодня сделали, на какой вопрос искали ответ?
-Почему в народе говорят: увидел грача, весну встречай?
-Почему «жаворонков» пекут весной?
-Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.
- И заслужили награду.
- Вам присваивается звание "Знаток природы".
-Мне было очень приятно работать с вами вместеи, конечно, хотелось бы узнать и ваше отношение.
- Выходя из класса, прикрепите «лучики» солнышка (вырезанные разноцветные детские ладошки) того цвета, которое соответствует вашему настроению
жёлтый- было легко и интересно работать
зелёный- испытывал затруднения
красный- было очень сложно
(Фонограмма музыки)
-дети заканчивают предложения
Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов