СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.
Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться.
Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста. Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности:
учебной;
творческой;
социальной;
коммуникативной
Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования.
Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.
Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.
Цель работы учителя с портфолио обучающихся – улучшить результаты и условия обучения своих учеников.
Двигаясь к вышеуказанной цели, учитель ставит перед собой следующие задачи при работе с ученическим портфолио:
Организовывать систематическую работу обучающегося с портфолио.
Создавать условия для заинтересованного отношения обучающегося и членов его семьи к работе с портфолио; сформировать у них осознание данного вида работы как дела, полезного и важного для успешности ребёнка.
Создавать условия для активного использования обучающимся и его семьёй портфолио для обратной связи с учителем; с этой целью проинформировать родителей о том, где и когда они могут обсуждать с учителем свои выводы и размышления о качестве обучения своего ребёнка.
Создавать условия для активного использования обучающимся материалов портфолио для самооценки своей учебной и внеучебной деятельности.
Создавать условия, когда обучающийся будет ставить перед собой цели, ориентированные на высокие результаты.
Так организовывать работу обучающегося с портфолио, чтобы она имела интересный характер, давала позитивный эмоциональный настрой в учебной деятельности.
Развивать у обучающегося уверенность в своём образовательном успехе, основанную на понимании им целей и способов достижения образовательных результатов.
Создавать условия, когда обучающийся понимает критерии и технологии оценивания работ для портфолио и инициативно участвует в их обсуждении.
Развивать с помощью портфолио у обучающегося не только предметные, но и метапредметные и личностные навыки.
Создавать условия, когда портфолио позволяет обучающемуся и учителю понимать и оценивать имеющийся у ребёнка арсенал знаний, навыков и опыта, и на основании этих достижений организовывать следующий этап обучения.
Поддерживать инициативы обучающегося по улучшению своего обучения, изменению принципа формирования портфолио.
Демонстрировать семье обучающегося актуальность и полезность используемых методов преподавания.
Организовывать обсуждения портфолио, проводить мероприятия, позволяющие создавать новые качественные материалы для портфолио.
Ставить ясные цели учебной деятельности, развивать их в конкретные учебные результаты, использовать учебные действия для достижения этих результатов.
Использовать многообразие путей и способов реализации учебного плана с учётом данных портфолио.
Из поставленных задач следует, что формирование портфолио возможно лишь в тесной связи с активными действиями педагога, учащихся и их родителей.
Если учитель не сможет продемонстрировать свою личную заинтересованность и положительное отношение к технологии портфолио, ему будет трудно привлечь родителей к сотрудничеству в этой сфере. Наиболее выигрышная ситуация здесь у тех учителей, кто имеет конкретный опыт использования портфолио в работе с обучающимися. Можно рассказать о конкретных примерах положительных результатов реального использования портфолио. Очень полезны наглядные образы и понятные схемы. Для этого рекомендуется подготовить компьютерную презентацию, в которую необходимо вставить фотографии лучших образцов реальных портфолио, которые родители могут при желании использовать в качестве эталонов. Кроме того нужны простые и понятные схемы, разъясняющие назначение портфолио.
Родители должны ясно понимать, что портфолио является частью итоговой оценки, закреплённой нормативными документами, в первую очередь ФГОС начального общего образования. В некоторых случаях портфолио является единственной формой отображения достижений обучающегося. Родители должны знать и понимать примерный перечень личностных, предметных и метапредметных результатов, которых их ребёнок должен достичь к концу обучения в начальной школе.
Важно создать систему обратной связи с родителями при работе с портфолио. Для этого можно использовать электронный дневник, плановые встречи.
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть не только учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.
Таким образом, одним из видов внеурочной деятельности может стать направление «Создание портфолио», которое будет проводиться в форме проектной деятельности.
На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В связи с этим возникает необходимость выработки единой методологической основы, определения содержания и требований к оформлению портфолио.
Этот вопрос решается группой учителей - методическим объединением ОУ, при составлении Положения о портфолио ученика.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. С одной стороны, это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Но в то же время стоит опасаться, того, чтобы портфолио ученика начальной школы не свелось к погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность этой работы.
В связи с этим встаёт вопрос «Как сделать работу с портфолио эффективной для развития личности учащегося?
Для решения этого вопроса целесообразно использовать единые методы и формы работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ учащихся с портфолио:
Общеклассное обсуждение основных требований, договорённостей, промежуточных и итоговых результатов.
Эта форма наиболее удобна для совместного изучения общих правил работы с портфолио. Можно организовать прочтение текстов, предложенных в портфолио, детьми и учителем с последующим коллективным обсуждением для выяснения уровня понимания нового материала каждым обучающимся. Общеклассная работа хорошо подходит для проведения промежуточных итогов (по заранее согласованному плану). Это прекрасная возможность для обучающихся попрактиковаться в разнообразных формах коммуникаций, продемонстрировать свои способности самоанализа, самооценки, умения убеждать, доказывать и делать выводы. Выступления обучающихся, зафиксированные на видео- или аудио- носителе, могут стать частью портфолио и демонстрировать метапредметные результаты обучения.
Групповая работа
Для работы с портфолио целесообразно создать 4-5 рабочих групп. Каждая группа, собираясь, проводит собрания, в работе которых обязательно принимает главное участие учитель.
Данная форма наиболее эффективна для регулярного контроля учителем деятельности каждого обучающегося.
Работа с портфолио является основанием для организации учителем обсуждения следующих тем:
оценка обучающимся своих запланированных достижений в предметных, метапредметных результатах и внеучебной деятельности с использованием портфолио;
поиск способов улучшения обучающимся своих достижений и устранения препятствий;
определение новых конкретных целей своей учебной деятельности;
выбор или определение критериев оценки уровня собственных достижений
Такие встречи в группах – прекрасная возможность для обучающихся формировать и использовать на практике коммуникативные и регулятивные метапредметные навыки.
Индивидуальные собеседования
Форма организации этих встреч схожа с групповой работой. Обучающийся должен работать с портфолио систематически, выполняя задания по самоанализу и самооценке.
Данные методы помогают формировать все УУД.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хаббард)
А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА »
Гребенюк Ирина Фёдоровна
учитель высшей категории
МАОУ «Ягринская гимназия»
г. Северодвинск
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.
Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться.
Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста. Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности:
учебной;
творческой;
социальной;
коммуникативной
Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования.
Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.
Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.
Цель работы учителя с портфолио обучающихся – улучшить результаты и условия обучения своих учеников.
Двигаясь к вышеуказанной цели, учитель ставит перед собой следующие задачи при работе с ученическим портфолио:
Организовывать систематическую работу обучающегося с портфолио.
Создавать условия для заинтересованного отношения обучающегося и членов его семьи к работе с портфолио; сформировать у них осознание данного вида работы как дела, полезного и важного для успешности ребёнка.
Создавать условия для активного использования обучающимся и его семьёй портфолио для обратной связи с учителем; с этой целью проинформировать родителей о том, где и когда они могут обсуждать с учителем свои выводы и размышления о качестве обучения своего ребёнка.
Создавать условия для активного использования обучающимся материалов портфолио для самооценки своей учебной и внеучебной деятельности.
Создавать условия, когда обучающийся будет ставить перед собой цели, ориентированные на высокие результаты.
Так организовывать работу обучающегося с портфолио, чтобы она имела интересный характер, давала позитивный эмоциональный настрой в учебной деятельности.
Развивать у обучающегося уверенность в своём образовательном успехе, основанную на понимании им целей и способов достижения образовательных результатов.
Создавать условия, когда обучающийся понимает критерии и технологии оценивания работ для портфолио и инициативно участвует в их обсуждении.
Развивать с помощью портфолио у обучающегося не только предметные, но и метапредметные и личностные навыки.
Создавать условия, когда портфолио позволяет обучающемуся и учителю понимать и оценивать имеющийся у ребёнка арсенал знаний, навыков и опыта, и на основании этих достижений организовывать следующий этап обучения.
Поддерживать инициативы обучающегося по улучшению своего обучения, изменению принципа формирования портфолио.
Демонстрировать семье обучающегося актуальность и полезность используемых методов преподавания.
Организовывать обсуждения портфолио, проводить мероприятия, позволяющие создавать новые качественные материалы для портфолио.
Ставить ясные цели учебной деятельности, развивать их в конкретные учебные результаты, использовать учебные действия для достижения этих результатов.
Использовать многообразие путей и способов реализации учебного плана с учётом данных портфолио.
Из поставленных задач следует, что формирование портфолио возможно лишь в тесной связи с активными действиями педагога, учащихся и их родителей.
Если учитель не сможет продемонстрировать свою личную заинтересованность и положительное отношение к технологии портфолио, ему будет трудно привлечь родителей к сотрудничеству в этой сфере. Наиболее выигрышная ситуация здесь у тех учителей, кто имеет конкретный опыт использования портфолио в работе с обучающимися. Можно рассказать о конкретных примерах положительных результатов реального использования портфолио. Очень полезны наглядные образы и понятные схемы. Для этого рекомендуется подготовить компьютерную презентацию, в которую необходимо вставить фотографии лучших образцов реальных портфолио, которые родители могут при желании использовать в качестве эталонов. Кроме того нужны простые и понятные схемы, разъясняющие назначение портфолио.
Родители должны ясно понимать, что портфолио является частью итоговой оценки, закреплённой нормативными документами, в первую очередь ФГОС начального общего образования. В некоторых случаях портфолио является единственной формой отображения достижений обучающегося. Родители должны знать и понимать примерный перечень личностных, предметных и метапредметных результатов, которых их ребёнок должен достичь к концу обучения в начальной школе.
Важно создать систему обратной связи с родителями при работе с портфолио. Для этого можно использовать электронный дневник, плановые встречи.
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть не только учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.
Таким образом, одним из видов внеурочной деятельности может стать направление «Создание портфолио», которое будет проводиться в форме проектной деятельности.
На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В связи с этим возникает необходимость выработки единой методологической основы, определения содержания и требований к оформлению портфолио.
Этот вопрос решается группой учителей - методическим объединением ОУ, при составлении Положения о портфолио ученика.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. С одной стороны, это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Но в то же время стоит опасаться, того, чтобы портфолио ученика начальной школы не свелось к погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность этой работы.
В связи с этим встаёт вопрос «Как сделать работу с портфолио эффективной для развития личности учащегося?
Для решения этого вопроса целесообразно использовать единые методы и формы работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ учащихся с портфолио:
Общеклассное обсуждение основных требований, договорённостей, промежуточных и итоговых результатов.
Эта форма наиболее удобна для совместного изучения общих правил работы с портфолио. Можно организовать прочтение текстов, предложенных в портфолио, детьми и учителем с последующим коллективным обсуждением для выяснения уровня понимания нового материала каждым обучающимся. Общеклассная работа хорошо подходит для проведения промежуточных итогов (по заранее согласованному плану). Это прекрасная возможность для обучающихся попрактиковаться в разнообразных формах коммуникаций, продемонстрировать свои способности самоанализа, самооценки, умения убеждать, доказывать и делать выводы. Выступления обучающихся, зафиксированные на видео- или аудио- носителе, могут стать частью портфолио и демонстрировать метапредметные результаты обучения.
Групповая работа
Для работы с портфолио целесообразно создать 4-5 рабочих групп. Каждая группа, собираясь, проводит собрания, в работе которых обязательно принимает главное участие учитель.
Данная форма наиболее эффективна для регулярного контроля учителем деятельности каждого обучающегося.
Работа с портфолио является основанием для организации учителем обсуждения следующих тем:
оценка обучающимся своих запланированных достижений в предметных, метапредметных результатах и внеучебной деятельности с использованием портфолио;
поиск способов улучшения обучающимся своих достижений и устранения препятствий;
определение новых конкретных целей своей учебной деятельности;
выбор или определение критериев оценки уровня собственных достижений
Такие встречи в группах – прекрасная возможность для обучающихся формировать и использовать на практике коммуникативные и регулятивные метапредметные навыки.
Индивидуальные собеседования
Форма организации этих встреч схожа с групповой работой. Обучающийся должен работать с портфолио систематически, выполняя задания по самоанализу и самооценке.
Данные методы помогают формировать все УУД.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хаббард)
А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.