Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе
Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе
Использование групповых форм обучения
на уроках в начальной школе
1 слайд Современное образование рассматривается как процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из основных условий для создания и реализации новой модели образовательного процесса является готовность к отказу от традиционной учительской позиции – передачи готовых знаний. Учитель должен владеть технологиями становления учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества, сопровождения учащегося в самостоятельном продвижении в предмете.
2 слайд Особое внимание в модернизированной школе уделяется коллективным, групповым формам и методам обучения. Эпиграфом своего выступления я взяла слова Цукерман Галины Анатольевны:
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества.
3 слайд Групповая работа является актуальной, т.к. развивает данные базовые компетентности. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества - как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
4 слайд Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа. По мнению Г.А.Цукерман, групповая работа – условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Под руководством учителя происходит порождение знаний детьми совместно друг с другом. Все этапы групповой работы требуют специального освоения, как со стороны детей, так и педагогов. Задачи, решаемые при этом, я вынесла на слайд.
5 слайд Для организации групповой работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы. И здесь существует ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения - по 2 человека, по рядам и т.п. Хочется сразу сказать, что в 1 классе бывало не так, как хотелось. 6 слайд
7 слайд Какие же роли мы распределяем в группах?
Генератор идей, спикер (докладчик), организатор, контролёр, оформитель, секретарь. На первых этапах формирования группового взаимодействия это делает сам учитель, а затем, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.
Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
Ясные формулировки задания — залог успешной работы в группах, которые позволяют поставить перед каждым участником и группы в целом учебную задачу. Наиболее трудным становится этап самостоятельного решения проблемы и выход на продукт деятельности. На этом этапе учитель выполняет важную роль не только как координатора, но и помощника-консультанта.
Важным этапом групповой работы является подведение итогов, представление продуктов деятельности. И обучению этого вида деятельности необходимо специально отвести время.
8 слайд Очень часто в 1 классе, когда необходимо было защищать свою группу, выдавать результат своей деятельности выходила вся группа. (задание на слайде: распределить картинки по группам: овощи, инструменты, жилища человека)
9 слайд Были и такие моменты, когда спикер от группы выходил и сбивался, путал карточки ему на помощь «выскакивали» другие участники группы.
10 слайд Какие же виды групповой работы, я использую на уроках. Работа в парах – самый распространённый (взаимопроверка словарных слов, таблицы умножения, примеров, на чистописании - найди и обведи у соседа самую красивую букву и т.д.
11 слайд Мозговой штурм. Вывод математических формул через групповой взаимодействие. Например, нахождение периметра квадрата, периметр прямоугольника. Определяем, какой способ рациональнее. Учащиеся, обсуждая и советуясь друг с другом, воспроизводят процесс выведения формулы. Общаясь между собой, они включаются в активную мыслительную деятельность по выведению правил. Наблюдая за работой детей, учитель уточняет, причины затруднений и все вместе разбирают возникшие вопросы.
12 слайд Игра «Продолжи». Литературное чтение. Задание 1.Одна группа говорит начало пословицы, вторая – концовку. Задание 2. Тема: Зима. Учащийся называет слово – второй придумывает рифму. Все рифмы записаны на доске. Творческое задание группам: сочинить четверостишие, используя данные рифмы.
13 – 15 слайд Охота за сокровищами. Дети сами добывают знания из разных источников (учебник, знциклопедия, интернет). Рассмотрим на примере окружающего мира. Тема: Членистоногие. 1 гр. - насекомые, 2 гр. – пауки, 3 гр. – ракообразные.
16 слайд Снежный ком. (индив. работа, а затем объединение). Например, как это происходит на уроках русского языка. 17 слайд. 18 слайд – немного другое задание. 1 группа – вставить подходящие слова, 2 группа – расставить строчки по местам, 3 группа – найдите все существительные, 4 – прилагательные, 5 – глаголы, 6 – разберите по членам предложения и т.д.
19 слайд Пазлы. Приведу пример с урока математики. 20 слайд. Какие фигуры начертила Анника? На какие группы их можно разбить? 1 ряд – измерьте и сравните стороны всех красных треугольников, 2 ряд – синих, 3 ряд – зелёных. Подумайте, как можно назвать все красные треугольники? и т.д. Группы объединяют свои выводы, предположения и делают общий вывод по теме (Треугольники бывают равносторонние, равнобедренные, разносторонние). 21 слайд Групповой вид работы «Пазлы» применяется часто и на технологии, например при сборке модульного оригами.
22 слайд Групповая работа на уроке будет успешна в том случае, когда будут соблюдаться правила совместной работы в группе.
23 слайд Учителю также необходимо выполнять некоторые требования.
24 слайд Есть моменты, недопустимые во время групповой работы со стороны учителя.
25 слайд Групповая работа имеет свои плюсы и минусы.
26 -29 слайды Семинар. Групповая работа с использованием LEGO.
30 – 31 слайды Учителю на заметку. Используемая литература.
32 слайд Заключение. Групповые формы и методы на уроках присутствуют у всех нас. Какие именно применять чаще – решать самим учителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе »
Использование групповых методов обучения
на уроках в начальной школе
1 слайд Современное образование рассматривается как процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из основных условий для создания и реализации новой модели образовательного процесса является готовность к отказу от традиционной учительской позиции – передачи готовых знаний. Учитель должен владеть технологиями становления учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества, сопровождения учащегося в самостоятельном продвижении в предмете.
2 слайд Особое внимание в модернизированной школе уделяется коллективным, групповым формам и методам обучения. Эпиграфом своего выступления я взяла слова Цукерман Галины Анатольевны:
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества.
3 слайд Групповая работа является актуальной, т.к. развивает данные базовые компетентности. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества - как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
4 слайд Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа. По мнению Г.А.Цукерман, групповая работа – условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Под руководством учителя происходит порождение знаний детьми совместно друг с другом. Все этапы групповой работы требуют специального освоения, как со стороны детей, так и педагогов. Задачи, решаемые при этом, я вынесла на слайд.
5 слайд Для организации групповой работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы. И здесь существует ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения - по 2 человека, по рядам и т.п. Хочется сразу сказать, что в 1 классе бывало не так, как хотелось. 6 слайд
7 слайд Какие же роли мы распределяем в группах?
Генератор идей, спикер (докладчик), организатор, контролёр, оформитель, секретарь. На первых этапах формирования группового взаимодействия это делает сам учитель, а затем, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.
Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
Ясные формулировки задания — залог успешной работы в группах, которые позволяют поставить перед каждым участником и группы в целом учебную задачу. Наиболее трудным становится этап самостоятельного решения проблемы и выход на продукт деятельности. На этом этапе учитель выполняет важную роль не только как координатора, но и помощника-консультанта.
Важным этапом групповой работы является подведение итогов, представление продуктов деятельности. И обучению этого вида деятельности необходимо специально отвести время.
8 слайд Очень частов 1 классе, когда необходимо было защищать свою группу, выдавать результат своей деятельности выходила вся группа. (задание на слайде: распределить картинки по группам: овощи, инструменты, жилища человека)
9 слайд Были и такие моменты, когда спикер от группы выходил и сбивался, путал карточки ему на помощь «выскакивали» другие участники группы.
10 слайд Какие же виды групповой работы, я использую на уроках. Работа в парах – самый распространённый (взаимопроверка словарных слов, таблицы умножения, примеров, на чистописании - найди и обведи у соседа самую красивую букву и т.д.
11 слайд Мозговой штурм. Вывод математических формул через групповой взаимодействие. Например, нахождение периметра квадрата, периметр прямоугольника. Определяем, какой способ рациональнее. Учащиеся, обсуждая и советуясь друг с другом, воспроизводят процесс выведения формулы. Общаясь между собой, они включаются в активную мыслительную деятельность по выведению правил. Наблюдая за работой детей, учитель уточняет, причины затруднений и все вместе разбирают возникшие вопросы.
12 слайд Игра «Продолжи». Литературное чтение. Задание 1.Одна группа говорит начало пословицы, вторая – концовку. Задание 2. Тема: Зима. Учащийся называет слово – второй придумывает рифму. Все рифмы записаны на доске. Творческое задание группам: сочинить четверостишие, используя данные рифмы.
13 – 15 слайд Охота за сокровищами. Дети сами добывают знания из разных источников (учебник, знциклопедия, интернет). Рассмотрим на примере окружающего мира. Тема: Членистоногие. 1 гр. - насекомые, 2 гр. – пауки, 3 гр. – ракообразные.
16 слайд Снежный ком. (индив. работа, а затем объединение). Например, как это происходит на уроках русского языка. 17 слайд. 18 слайд – немного другое задание. 1 группа – вставить подходящие слова, 2 группа – расставить строчки по местам, 3 группа – найдите все существительные, 4 – прилагательные, 5 – глаголы, 6 – разберите по членам предложения и т.д.
19 слайд Пазлы. Приведу пример с урока математики. 20 слайд. Какие фигуры начертила Анника? На какие группы их можно разбить? 1 ряд – измерьте и сравните стороны всех красных треугольников, 2 ряд – синих, 3 ряд – зелёных. Подумайте, как можно назвать все красные треугольники? и т.д. Группы объединяют свои выводы, предположения и делают общий вывод по теме (Треугольники бывают равносторонние, равнобедренные, разносторонние). 21 слайд Групповой вид работы «Пазлы» применяется часто и на технологии, например при сборке модульного оригами.
22 слайд Групповая работа на уроке будет успешна в том случае, когда будут соблюдатьсяправила совместной работы в группе.
23 слайд Учителю также необходимо выполнять некоторые требования.
24 слайд Есть моменты, недопустимые во время групповой работы со стороны учителя.
25 слайд Групповая работа имеет свои плюсы и минусы.
26 -29 слайды Семинар. Групповая работа с использованием LEGO.
30 – 31 слайды Учителю на заметку. Используемая литература.
32 слайд Заключение. Групповые формы и методы на уроках присутствуют у всех нас. Какие именно применять чаще – решать самим учителям.