Просмотр содержимого документа
«Учитель новой формации»
«Школа Будущего.Учитель новой формации.»
Жапаркулова Дарина Токбергеновна , учитель истории в Отрадненской СШ.
Тему учителей новой формации я взяла не случайно, так как это в наше время очень обсуждаемая и актуальная тема.
Предметом особой заботы Главы государства является тема профессионального развития педагогических работников. Нурсултан Абишевич в своей интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний» призвал нас непрерывно работать над собой, повышать свое образование. профессиональные компетенции.
Так каким должен быть учитель новой формации ? Современный учитель –прежде всего друг для детей,помощник.их советчик и союзник,постоянно находящийся в поиске.Чтобы идти в ногу с современными тенденциями нам учителям не следует бояться изменить свою точку зрения даже после многолетней работы.Педагог новой формации –всесторонне развитый .образованный,всегда стремящийся к новому,изучающий новые технологии ,и конечно же ,не отстающий от развития современной техники.
Для этого у нас в Республике разработана специальная программа по обучению педагогов новой формации .будущих конкурентноспособных специалистов.
Обновление,модернизация казахстанской системы образования происходит как процесс глобальных преобразований в системе высшего педагогического образования,основной целью является подготовка будущих учителей новой формации,непосредственно связанная с 12-летним образованием.
В основу стратегии «Казахстан -2030» положен принцип демократизации,гуманизации,гуманитаризации.Этот принцип заложен в Законе Республики Казахстан об образовании.
Важнейшая задача развития сферы образования –разработка научно-методического обеспечения вышеназванного принципа,для успешной реализации идей развития школы,введения новых образовательных технологий в образовательный процесс,основываясь на идее о безграничности развития личностного потенциала .открывая новые подходы в деятельности учителей.
Как отмечает ряд видных исследователей в области зарубежной педагогики (З.А.Малькова ,В.Я.Пилиповский ),наиболее общими тенденциями в модернизации систем подготовки учителей являются:
улучшение в подготовке учительских кадров для различных типов школ.Университеты становятся основным типом высшего учебного заведения для подготовки учителей.что приближает учительскую профессию к уровню других специальностей и способствует повышению её роли в обществе, многоуровневость и вариативность педагогического образования, создание альтернативных возможностей подготовки учительских кадров из специалистов других профилей,привлечение к учительской профессии талантливой молодежи путем предоставления ей различных льгот и привилегий.
Хотя Государственная программа развития образования в РК акцентировала свое внимание на повышение статуса учителя, тем не менее существуют проблемы по подготовке компетентного учителя новой формации. Это в первую очередь высокая степень феминизации кадров,их старение. Недостаточно высокий престиж профессии учителя в обществе и, как следствие поступление в высшие педагогические заведения значительного числа абитуриентов с низким качеством общей подготовки.Одной из важных проблем системы образования является несовершенство учебников и учебных пособий,перезагруженность учебников излишней информацией и терминологией,отсутствие логики изложения.наличие огромного количества ошибок и другое.
Указанные выше проблемы подготовки учителя новой формации предполагают решение следующих задач: переработать ГОСО педагогических специальностей с учетом квалификационной характеристики педагогического работника по уровням образования и целевых индикаторов государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы,разработать и внедрить единую систему оценки качества достижений школьной и вузовской подготовки с учетом кредитной системы образования,модернизировать материально-техническую ,инновационную и информационную базы
В создании модели подготовки учителя новой формации в РК особое внимание уделено освоению принципа психологизации учебного процесса, поскольку в 12-летнем образовании возрастает роль психологической составляющей.Это объясняется тем, что в обучении усилен методологический акцент формирования прежде всего личностных качеств и характеристик ,причем знания, умения и навыки становятся основой достижения следующего уровня результатов образования –компетенций.
Таким образом .современному педагогу новой формации нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету,имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы.но и за ее пределами,чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.
От нас,учителей .зависит какой будет наша школа.Лучше чем У.Черчель и не скажешь : «Школьные учителя обладают властью. о которой премьер-министры могут только мечтать».
Так какой я вижу школу будущего? Школа. где ребенок будет чувствовать себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным и уверенным человеком независимо от полученных оценок. Именно в школе маленький ученик начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую ,новую жизнь.
Вместе с тем Школа будущего должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика ,а создавать условия для их проявления и развития. Главное –не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать ,хранить и представлять ее.
Таким образом. современная школа –это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство,где сотрудничают и взаимодействуют учащиеся,педагоги и родители,которых объединяет общие цели и задачи,которые являются равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Закончить свой доклад хотелось бы словами великого Гете : « Немало можно добиться строгостью, многого- любовью, но всего больше –знанием дела и справедливостью…..» Эти слова должны стать основополагающими критериями в работе педагога двадцать первого века.