kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление содержания школьного образования в  малокомплектных школах

а.н. боярова

ГУ «Карабидайская основная общеобразовательная школа» Щербактинского района, с.Сахновка, Павлодарская область, alena.atik@mail.ru.

Республика Казахстан

Мировые стандарты образования, как и типология стран, претерпевает преобразования. Экономические кризисы, политическая нестабильность  влекут за собой коренные изменения. Какой будет страна в целом? Ее политический строй? На каком уровне будет экономика, медицина и образование? На этот вопрос мы можем ответить лишь после проведения ряда реформ. Размышляя о  глобальных процессах, происходящих в современной истории нередко задумываешься, о приоритетах, т.е какая сфера является основой для развития государства. На мой взгляд- это образование. Ведь именно там закладывается основа знаний, умений и определенных навыков для всех сфер жизни. Поэтому я хотела бы подробнее остановиться на реформах в образовании в нашей стране, т.е обновлении содержания школьного образования.

Состояния образования в Республике Казахстан сегодня нельзя назвать плачевным, но динамизм современной жизни настоятельно требует пересмотра и переоценки традиционной систем образования. Как мы уже знаем в 2016 году на обновленное содержание перейдут все 1 классы в нашей стране. Обновление содержания образования - это для нас огромный вызов и серьезное испытание, которые потребуют высокой организации, ответственности, дисциплины, мобильности каждого нашего сотрудника, сплоченности коллектива, взаимоподдержки и взаимопонимания.

Современные преобразования требуют от педагогической науки принципиально новых подходов к определению содержания, форм, методов обучения и воспитания.  Данная проблема приобретает особое  значение в связи с кризисным состоянием школ, падением интереса учащихся к образованию, вследствие этого, кризис нравственности, потеря духовности, социальная апатия. Сегодняшним требованием является «создание»  выпускника патриота, обладающим духовно-нравственными качествами, компетентным в решении жизненных проблем, способным эффективно трудиться и учиться на протяжении жизни, использовать во всех сферах жизни ИКТ. Рыночная экономика запрашивает профессионала своего дела, образованного, самостоятельно мыслящего, обладающего способностью работать на продуктивном уровне, опираясь на  здоровьесберегающие и  экологические аспекты жизни общества. Образование сегодняшнее становится все более оторванным от реальности. Казахстанским школьникам не хватает предметов, связанных с реальной жизнью. А если они и ведутся,  то в  формате бесполезных курсов. Приобретенные знания на уроках не дают возможности использовать их в реальной жизни. Уже сегодня на каждом уроке  мы подходим  более тщательно к подготовке заданий по развитию функциональной грамотности с использованием межпредметных знаний. Развитие функциональной грамотности на уроках будет способствовать развитию навыков использования теории на практике. Формальное ведение предметов не позволяет учащимся научиться  составлять личный бюджет, готовиться к поступлению в ВУЗ и общаться в государственных инстанциях. На данный момент в большинстве школ преподают предмет «Человек и общество», однако большинство детей так и не знают, как работают правовая, законодательная и избирательная системы, для чего нужна трудовая книжка, а также какими правами и возможностями обладает человек в разных жизненных ситуациях. На другом примере можно рассмотреть предмет информатика. Школьный курс информатики включает в себя простейшее программирование на уже умерших языках и изучение двоичной и десятеричной систем счисления. Хотя гораздо логичнее было бы обучать правильному поиску информации и основам безопасности в интернете. Наша задача не только дать знания, а дать такие знания, с которыми учащиеся выйдет из стен школы, и смогут применить их на практике в течении жизни

  Создание такого выпускника потребует от учителя смены старых стереотипов обучения. Опираясь уже на известные реформы образования в различных странах мира необходимо выбрать правильное направление реформирования системы образования в Республике Казахстан. Образование будущего будет ориентировано  на результат, согласно модели образования международной образовательной практике (Outcomes Based Education). Изменяя систему, ломая стереотипы, необходимо выработать основные моменты системы оценивания учебных достижений учащихся. Одним из основных требований должно стать реальное оценивание, свидетельствующие о достижениях по усвоению предметных ЗУНов в контексте системы нравственных норм, ориентаций, общечеловеческих и национальных ценностей. Также необходимо четкое обозначение критерий, их точное описание. И ведение расчета значимости средств индивидуального продуктивного оценивания (portfolio).

 Сравнивая систему образования различных стран, невольно задумываешься, а как можно изменить и что можно применить на практике используя уже наработанный опыт?  Для школы, в которой я работаю, имеется возможность и необходимость использования программы, предложенной Кембриджем, включая  идеи, реализация которых будет способствовать качественным изменениям в практике преподавания. А именно, начать изменения необходимо с создания коллаборативной среды.  Иногда смотришь- масса мероприятий, совещаний, все заняты, устают, работают на износ, а успеваемость слабая, дисциплина плохая. Учителя обвиняют администрацию, администрация- учителей, а все вместе- учеников и их родителей. Теперь используя опыт различных стран мира, подлежащих реформированию и дающих высокие результаты, необходимо выработать правильный механизм взаимодействия родитель- ученик- учитель. Главенствующее место в реформировании необходимо отнести в сфере  управления и лидерства в обучении. Сегодня лидер должен точно знать «Почему?» необходимо проводить реформирование школы, «Как  мы будем это делать?» и «Что мы должны делать в классе?».

    Школа, в которой я работаю, разработала и утвердила  Программу развития школы своей деятельности по обновлению содержания школьного образования.  

Главной целью, которой определено развитие всех способностей ребенка путем формирования у него умений, необходимых для исполнения различных функций: приобретение знаний, самовыражения, развития социальных связей, умений действовать.

 При составлении Программы развития школы важным условием стало:

1.Глубокое изучение материалов и документов ( сбор информации через различные виды анкетировании, диагностик, аналитики диаграмм, планов работы и т.д. целью которой стала выявление стартового состояния школы перед реформированием);

  2.Всесторонний анализ состояния и сопоставление данных анализа с целями работы. Итоги представляются примерно таковыми: оценка объекта воспитания, ценностных ориентаций учащихся, мотивов учения,  отсюда- меры по вооружению учащихся минимумом систематизированных знаний, меры направленные на включенность самого ученика в оценку процесса и результатов деятельности, постепенное приобщение его к оценке самим своих личностных качеств, необходимых для достижения результатов ;

3.Правильная оценка субъекта обучения, определение готовности учителя к этой работе, то есть реального потенциала для целенаправленного проведения этой работы; отсюда - меры по вооружению учителя основными знаниями  по темам «Образ мышления», «Методы и подходы в работе учителя», «Инструментарий для работы учителя»;

4.Организация процесса обучения; создание коллаборативного обучения, где каждый участник процесса получает знания, посредством активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации для дальнейшего  использования;

      5.Организация взаимодействия школы, семьи, педагогического коллектива, правильная расстановка сил - т.е выявление лидера, лидерских качеств в классах, в школе.

Одним из главных рычагов преобразований в школе это учительский  потенциал. Поэтому необходимо мотивировать их, дать возможность учителям самореализовываться, участвовать и принимать решения в ходе совещаний, планировании и введении инноваций в школе. Для плавного перехода учителей старой формации, дальнейшего выбора инструментария, технологий и подачи учебного материала в своей практике для обучения педагогов школы мы используем  такие методы и подходы в своей работе как коучинг и менторинг. К сожалению, учителей проходивших курсы второго (основного) уровня в нашей школе нет, поэтому в разработанной программе по обновлению содержания образования  предусмотрено обучение учителей коучингу и менторингу. Необходимо отметить, что коучинги посещают от 87,5% до 100% педагогов школы. И многие из коучей перешли в разряд менторов. Несомненно, для обновления содержания образования необходимо продолжить  работу по повышению квалификации.

Новые требования влеку за собой необходимость отойти от традиционного урока, так как он ориентирован на процесс передачи знаний учителем и воспроизведением этого процесса учащимся.Для формирования компетенций необходимо выбрать такую форму работы, при которой обучающиеся большую часть времени будутработать самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценки своих действий и деятельности в целом. Использование таксономии Блума приведет к развитию познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти, мышления, внимания, восприятияпосредством специально созданныхучебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждения, самооценки. Повышение качества урока через развитие критического мышления помогаютвоспитанию свободных творческих людей, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Через развитие критического мышления достигаем повышения эффективности восприятия информации учащимися, повышаем интерес к процессу обу­чения, умение работать в сотрудничестве с другими, критически мыслить, повышая качества образования учеников, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Опираясь на международный опыт реформирования систем образования, необходимо сознательно и обдумано подойти к развитию критического мышления учителей. Приобретенные знания по обучению критическому мышлению уже сегодня вносит положительные изменения в практику работы моей школы. Используя наработки Кембриджа, мы используем различные приемы  развития критического мышления, такие как работа с текстом, письменные, графические стратегии и коллективные методы обучения. Я думаю, что обучение критическому мышлению уместно в мало комплектной школе и будет являться подростком в достижении изменения практики и положительных результатов в преподавании.

Обновление содержания образования влечет ряд проблем, но все они разрешимы. Если охват дошкольным обучением в селе в 2009 году составлял 0%, то сегодня от 89-100%. В 2010 года при школе по программе «Балапан» был открыт мини-центр «Айголек». Если раньше каждая школа развивалась самостоятельно, то сегодня взаимосвязь МКШ имеют привязанность к магнитным школам, в нашем районе уже определены ресурсные центры, которые будут играть роль опорных школ. Кроме того существует работа  сетевого взаимодействия не только ресурсных школ  с МКШ, но и взаимодействие школ в рамках всего Казахстана, что тоже позволяет решить поставленные задачи по обновлению содержания образования.

 Я думаю, что все проведенные мероприятия,  а именно укрепление материальной базы, выпуск новых учебников, подготовка и переподготовка учителя новой формации будут направлены в нужное русло для достижения положительной динамики качества образования.

Просмотр содержимого документа
«ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ»

Обновление содержания школьного образования в малокомплектных школах


а.н. боярова


ГУ «Карабидайская основная общеобразовательная школа» Щербактинского района, с.Сахновка, Павлодарская область, alena.atik@mail.ru.

Республика Казахстан


Мировые стандарты образования, как и типология стран, претерпевает преобразования. Экономические кризисы, политическая нестабильность влекут за собой коренные изменения. Какой будет страна в целом? Ее политический строй? На каком уровне будет экономика, медицина и образование? На этот вопрос мы можем ответить лишь после проведения ряда реформ. Размышляя о глобальных процессах, происходящих в современной истории нередко задумываешься, о приоритетах, т.е какая сфера является основой для развития государства. На мой взгляд- это образование. Ведь именно там закладывается основа знаний, умений и определенных навыков для всех сфер жизни. Поэтому я хотела бы подробнее остановиться на реформах в образовании в нашей стране, т.е обновлении содержания школьного образования.

Состояния образования в Республике Казахстан сегодня нельзя назвать плачевным, но динамизм современной жизни настоятельно требует пересмотра и переоценки традиционной систем образования. Как мы уже знаем в 2016 году на обновленное содержание перейдут все 1 классы в нашей стране. Обновление содержания образования - это для нас огромный вызов и серьезное испытание, которые потребуют высокой организации, ответственности, дисциплины, мобильности каждого нашего сотрудника, сплоченности коллектива, взаимоподдержки и взаимопонимания.

Современные преобразования требуют от педагогической науки принципиально новых подходов к определению содержания, форм, методов обучения и воспитания. Данная проблема приобретает особое значение в связи с кризисным состоянием школ, падением интереса учащихся к образованию, вследствие этого, кризис нравственности, потеря духовности, социальная апатия. Сегодняшним требованием является «создание» выпускника патриота, обладающим духовно-нравственными качествами, компетентным в решении жизненных проблем, способным эффективно трудиться и учиться на протяжении жизни, использовать во всех сферах жизни ИКТ. Рыночная экономика запрашивает профессионала своего дела, образованного, самостоятельно мыслящего, обладающего способностью работать на продуктивном уровне, опираясь на здоровьесберегающие и экологические аспекты жизни общества. Образование сегодняшнее становится все более оторванным от реальности. Казахстанским школьникам не хватает предметов, связанных с реальной жизнью. А если они и ведутся, то в формате бесполезных курсов. Приобретенные знания на уроках не дают возможности использовать их в реальной жизни. Уже сегодня на каждом уроке мы подходим более тщательно к подготовке заданий по развитию функциональной грамотности с использованием межпредметных знаний. Развитие функциональной грамотности на уроках будет способствовать развитию навыков использования теории на практике. Формальное ведение предметов не позволяет учащимся научиться составлять личный бюджет, готовиться к поступлению в ВУЗ и общаться в государственных инстанциях. На данный момент в большинстве школ преподают предмет «Человек и общество», однако большинство детей так и не знают, как работают правовая, законодательная и избирательная системы, для чего нужна трудовая книжка, а также какими правами и возможностями обладает человек в разных жизненных ситуациях. На другом примере можно рассмотреть предмет информатика. Школьный курс информатики включает в себя простейшее программирование на уже умерших языках и изучение двоичной и десятеричной систем счисления. Хотя гораздо логичнее было бы обучать правильному поиску информации и основам безопасности в интернете. Наша задача не только дать знания, а дать такие знания, с которыми учащиеся выйдет из стен школы, и смогут применить их на практике в течении жизни

Создание такого выпускника потребует от учителя смены старых стереотипов обучения. Опираясь уже на известные реформы образования в различных странах мира необходимо выбрать правильное направление реформирования системы образования в Республике Казахстан. Образование будущего будет ориентировано на результат, согласно модели образования международной образовательной практике (Outcomes Based Education). Изменяя систему, ломая стереотипы, необходимо выработать основные моменты системы оценивания учебных достижений учащихся. Одним из основных требований должно стать реальное оценивание, свидетельствующие о достижениях по усвоению предметных ЗУНов в контексте системы нравственных норм, ориентаций, общечеловеческих и национальных ценностей. Также необходимо четкое обозначение критерий, их точное описание. И ведение расчета значимости средств индивидуального продуктивного оценивания (portfolio).

Сравнивая систему образования различных стран, невольно задумываешься, а как можно изменить и что можно применить на практике используя уже наработанный опыт? Для школы, в которой я работаю, имеется возможность и необходимость использования программы, предложенной Кембриджем, включая идеи, реализация которых будет способствовать качественным изменениям в практике преподавания. А именно, начать изменения необходимо с создания коллаборативной среды. Иногда смотришь- масса мероприятий, совещаний, все заняты, устают, работают на износ, а успеваемость слабая, дисциплина плохая. Учителя обвиняют администрацию, администрация- учителей, а все вместе- учеников и их родителей. Теперь используя опыт различных стран мира, подлежащих реформированию и дающих высокие результаты, необходимо выработать правильный механизм взаимодействия родитель- ученик- учитель. Главенствующее место в реформировании необходимо отнести в сфере управления и лидерства в обучении. Сегодня лидер должен точно знать «Почему?» необходимо проводить реформирование школы, «Как мы будем это делать?» и «Что мы должны делать в классе?».

Школа, в которой я работаю, разработала и утвердила Программу развития школы своей деятельности по обновлению содержания школьного образования.

Главной целью, которой определено развитие всех способностей ребенка путем формирования у него умений, необходимых для исполнения различных функций: приобретение знаний, самовыражения, развития социальных связей, умений действовать.

При составлении Программы развития школы важным условием стало:

1.Глубокое изучение материалов и документов ( сбор информации через различные виды анкетировании, диагностик, аналитики диаграмм, планов работы и т.д. целью которой стала выявление стартового состояния школы перед реформированием);

2.Всесторонний анализ состояния и сопоставление данных анализа с целями работы. Итоги представляются примерно таковыми: оценка объекта воспитания, ценностных ориентаций учащихся, мотивов учения, отсюда- меры по вооружению учащихся минимумом систематизированных знаний, меры направленные на включенность самого ученика в оценку процесса и результатов деятельности, постепенное приобщение его к оценке самим своих личностных качеств, необходимых для достижения результатов ;

3.Правильная оценка субъекта обучения, определение готовности учителя к этой работе, то есть реального потенциала для целенаправленного проведения этой работы; отсюда - меры по вооружению учителя основными знаниями по темам «Образ мышления», «Методы и подходы в работе учителя», «Инструментарий для работы учителя»;

4.Организация процесса обучения; создание коллаборативного обучения, где каждый участник процесса получает знания, посредством активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации для дальнейшего использования;

5.Организация взаимодействия школы, семьи, педагогического коллектива, правильная расстановка сил - т.е выявление лидера, лидерских качеств в классах, в школе.

Одним из главных рычагов преобразований в школе это учительский потенциал. Поэтому необходимо мотивировать их, дать возможность учителям самореализовываться, участвовать и принимать решения в ходе совещаний, планировании и введении инноваций в школе. Для плавного перехода учителей старой формации, дальнейшего выбора инструментария, технологий и подачи учебного материала в своей практике для обучения педагогов школы мы используем такие методы и подходы в своей работе как коучинг и менторинг. К сожалению, учителей проходивших курсы второго (основного) уровня в нашей школе нет, поэтому в разработанной программе по обновлению содержания образования предусмотрено обучение учителей коучингу и менторингу. Необходимо отметить, что коучинги посещают от 87,5% до 100% педагогов школы. И многие из коучей перешли в разряд менторов. Несомненно, для обновления содержания образования необходимо продолжить  работу по повышению квалификации.

Новые требования влеку за собой необходимость отойти от традиционного урока, так как он ориентирован на процесс передачи знаний учителем и воспроизведением этого процесса учащимся. Для формирования компетенций необходимо выбрать такую форму работы, при которой обучающиеся большую часть времени будут работать самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценки своих действий и деятельности в целом. Использование таксономии Блума приведет к развитию познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти, мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждения, самооценки. Повышение качества урока через развитие критического мышления помогают воспитанию свободных творческих людей, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Через развитие критического мышления достигаем повышения эффективности восприятия информации учащимися, повышаем интерес к процессу обу­чения, умение работать в сотрудничестве с другими, критически мыслить, повышая качества образования учеников, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Опираясь на международный опыт реформирования систем образования, необходимо сознательно и обдумано подойти к развитию критического мышления учителей. Приобретенные знания по обучению критическому мышлению уже сегодня вносит положительные изменения в практику работы моей школы. Используя наработки Кембриджа, мы используем различные приемы развития критического мышления, такие как работа с текстом, письменные, графические стратегии и коллективные методы обучения. Я думаю, что обучение критическому мышлению уместно в мало комплектной школе и будет являться подростком в достижении изменения практики и положительных результатов в преподавании.

Обновление содержания образования влечет ряд проблем, но все они разрешимы. Если охват дошкольным обучением в селе в 2009 году составлял 0%, то сегодня от 89-100%. В 2010 года при школе по программе «Балапан» был открыт мини-центр «Айголек». Если раньше каждая школа развивалась самостоятельно, то сегодня взаимосвязь МКШ имеют привязанность к магнитным школам, в нашем районе уже определены ресурсные центры, которые будут играть роль опорных школ. Кроме того существует работа сетевого взаимодействия не только ресурсных школ с МКШ, но и взаимодействие школ в рамках всего Казахстана, что тоже позволяет решить поставленные задачи по обновлению содержания образования.

Я думаю, что все проведенные мероприятия, а именно укрепление материальной базы, выпуск новых учебников, подготовка и переподготовка учителя новой формации будут направлены в нужное русло для достижения положительной динамики качества образования.




























5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ

Автор: Боярова Алёна Николаевна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 282006

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства