Учительская профессия – самая древняя и существует столько, сколько веков и тысячелетий живет школа. А поскольку мир меняется, то и атрибут к слову «учитель» наполняется все новым и новым содержанием.
Назвать себя современным учителем - значит вскрыть те профессиональные и личностные качества, которые сегодня создают образ востребованного специалиста в образовательном пространстве. Несколько лет назад наш Президент в своем очередном послании провозгласил: «Нам нужен учитель новой формации!», а это и есть современный учитель
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Я - современный учитель»»
Учитель физики
Билида Анатолий Николаевич
Эссе «Я - современный учитель»
Учительская профессия – самая древняя и существует столько, сколько веков и тысячелетий живет школа. А поскольку мир меняется, то и атрибут к слову «учитель» наполняется все новым и новым содержанием.
Назвать себя современным учителем - значит вскрыть те профессиональные и личностные качества, которые сегодня создают образ востребованного специалиста в образовательном пространстве. Несколько лет назад наш Президент в своем очередном послании провозгласил: «Нам нужен учитель новой формации!», а это и есть современный учитель
Поделюсь тем, как видится мне личность такого учителя.
Во-первых, она должна быть адекватна той личности ученика, которую он создает, творит всеми отпущенными ему средствами и рычагами воздействия: уроками, беседами, собственным жизненным опытом. Если, например, наш выпускник школы владеет информационной культурой и функциональной грамотностью, то учитель должен быть на две головы выше – не только решать компетентностно ориентированные задания, но и составлять их, формулировать проблему, владеть искусством воплощать идею в дело и передавать это своим ученикам.
Во-вторых, нет учителя, если он не умеет проектировать, организовать, исследовать, то есть если он сам не владеет главными профессиональными компетенциями.
Если я современный учитель, то, прежде всего, я убежден, что средствами моего предмета физики можно воспитать востребованную личность выпускника школы.
Как я буду делать это? Мне поможет составленная мною предметная концепция, раскрывающая учащимся физику как «окно» в окружающий мир, которое поможет им дальше идти по жизни со школьными знаниями моего предмета.
В-третьих, современный учитель – это прежде всего Человек с большой буквы, человек, умеющий спрашивать сначала с себя, а потом с других, в том числе учеников. Он свято следует мудрым советам своих коллег прошлого и настоящего. Вот они:
- не назидай, а помогай;
- не высмеивай, а смейся, прибегая к юмору;
- не «маркируй», а давай шанс выпрямиться;
- не злорадствуй, а сопереживай;
- не только задавай, но и участвуй в выполнении заданий.
В-четвертых, профессия современного учителя – самая многомерная, универсальная, это даже не три, а десять в одном. Он – и психолог, и дидакт, и менеджер, и художник-культуролог, и политик, и пропагандист, и затейник и многое еще другое, что он должен уметь, проживая жизнь вместе с детьми. Но он должен при этом не потерять главного в своей профессии. Вспоминаются в связи с этим слова В.В. Давыдова, смысл которых сводится к следующему: учитель не «мамка» и не «нянька» - он «представитель общественного знания». На этом стою и я, современный учитель физики.
Не могу не назвать и пятый компонент («в-пятых»), которым характеристика современного учителя и начинается, и завершается. Это его мировоззрение, патриотизм, верность идеалам народа и государства, которое открыло ему дорогу к любимому делу, одарило возможностью творить и созидать новое поколение.
Ни для кого не секрет, что сегодня идёт повсеместное обсуждение исторических государственных документов, и от школы, и каждого учителя требуется не только давать знания детям, но и с помощью этих знаний готовить к выполнению задач, поставленных перед образованием: учить анализировать ситуации, принимать решения, работать с информацией и вести коммуникацию на разных уровнях и т.д.
Чтобы все это обеспечить, учителю прежде всего необходимо самому понять некоторые секреты и опробовать те средства, которые ведут к успеху.
У меня три таких секрета, которыми я пользуюсь в повседневной педагогической работе и которыми хочу поделиться с коллегами. Соблюдение их обязательно обеспечит успех.
Секрет 1.
Научитесь мыслить «сверху вниз», т.е. отталкиваться в своём обдумывании и в своих поступках от слоганов тех государственных материалов, которые выражают сущности наших действий и планов. Научитесь сжимать информацию.
Секрет 2.
Не растрачивайте свободного от работы времени, направьте его на самостроительство своей собственной личности учителя-профессионала. Работайте с информацией, рискуйте (пускайтесь вплавь, пробуйте) ищите себя в коммуникациях, умейте и показать себя и свою работу.
Секрет 3.
Не оставляйте своих увлечений, наоборот, — ищите, развивайте своё «ХОББИ», которое можете использовать в качестве главного воздействующего средства на своих учеников, на класс, на новое поколение детей.
Это могут быть самые различные увлечения:
- наука (эксперимент),
- поделки,
- спорт,
- художественная самодеятельность,
- искусство,
- благотворительность,
- волонтёрство,
- туризм,
- коллекционерство,
- корреспондентская деятельность,
- юмор.
Помните, что юмор располагает ребёнка, сближает его с учителем.
В заключение к сказанному добавлю: если я понял и описал свое видение образа современного учителя, то я на правильном пути и непременно достигну вершины того педагогического Олимпа, который начертал нам XXI глобальный век.