Просмотр содержимого документа
«Учитель новой формации: кто он?»
УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: КТО ОН?
«Мудрость питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодежь нуждается в проводнике, способном предвидеть главные опасности, помогающем успешно войти в социум». Т. М. Мажикеев [1].
Учитель… Учитель всегда занимал поистине особое место в обществе, так как он был и остается носителем основных принципов всеобщего образования, основными функциями которого всегда являлись обучение и воспитание. Учитель новой формации… Кто же он?
Стаж моей педагогической деятельности в качестве учителя математики невелик. Окончив университет в недалеком 2010 году, передо мной открылся путь, в начале которого мне было необходимо решить, каким учителем я стану: буду учить «по старинке» или стану учителем нового поколения… На тот момент было огромное количество мыслей в голове: как научить детей всему тому, что знаю и умею я сама, как стать ребенку другом и товарищем, как стать «своим человеком» в этом нелегком «мире педагогики». Из этого всего я поняла, что стать учителем, образ которого был у меня в голове, я могу только работая по новому, ведь не зря мой педагогический путь практически сопряжен с первым десятилетием 21 века. А это новые открытия, инновационные технологии, новое образование, "новая школа". И в этой школе - учитель 21 века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений - без этого будущее немыслимо. Необходимо быть очень образованным, широко эрудированным, мобильным, коммуникабельным, креативным человеком, то есть учителем «нового поколения». Обладать способностью к пониманию, терпеливостью, добротой, любовью, чуткостью. Так же можно сказать, что необходимо стремиться к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники.
Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремится к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники. Для этого у нас в Республике разработана специальная программа по обучению педагогов новой формации, будущих конкурентоспособных специалистов. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования в РК. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в сфере образования РК [2].
Поэтому я стараюсь не стоять на месте, заниматься самообразованием и повышением своей квалификации. Огромным толчком к тому, чтобы называть себя учителем нового формата, было то, что я прошла курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня, в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан.
Сегодня, в процессе обучения я использую все семь модулей уровневой программы. Ключевым моментом, на мой взгляд, при интеграции уровневых программ в процесс обучения является создание колоборативной среды, то есть благоприятной психологической обстановки в классе. Это основной аспект, который влияет на положительный результат процесса обучения. И именно от психологического настроя учащихся, зачастую зависит продуктивность урока и, как следствие, качество знаний.
Педагогика является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Он сталкивается с ней на протяжении всей жизни: при воспитании, обучении и получении образования. Поэтому педагог должен быть полноценным специалистом в условиях современного рынка.
Сегодня образование не может быть усовершенствовано без переосмысления роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Учитель сегодня обязан дойти до самосовершенствования.
Сейчас учитель новой школы – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен понимать самоценность образования, быть культурным человеком, прекрасно знать собственный предмет, педагогику, психологию, использовать личностно – ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Осуществляемые и планируемые государством коренные перемены в содержании, структуре и способах образования требуют активного включения в систему повышения квалификации в подготовку учителей к реализации реформ.
В основу стратегии «Казахстан - 2030» положен принцип демократизации, гуманизации, гуманитаризации. Этот принцип красной нитью пронизывает сферу образования и заложен в Законе Республики Казахстан об образовании /ст.3/. Из пяти ключей к будущему (по Н.А.Назарбаеву) четвертый ключ требует немедленного решения развития сферы образования. Поэтому важнейшая задача - разработать научно-методическое обеспечение вышеназванного принципа, чтобы успешно усвоить и реализовать идеи развития школы, введения новых образовательных технологий в образовательный процесс, опираясь на идеи о безграничности развития личностного потенциала, на комплексный взгляд на человека, гражданина и личность, его место и роль в социуме, расширяя и углубляя понимания природы учащихся и педагогов, открывая новые подходы в деятельности учителей. Таким образом, в области образования приоритетными принципами провозглашены демократический характер управления образованием, гуманистический и развивающий характер [1].
Современный период развития общества четко обозначил необходимость обновления приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию, требует способностей работать в команде, понимать людей, вести диалог, знать свои права, уметь грамотно обосновать и защитить их.
Современный учитель должен четко усвоить, что приоритетными в развитии ученика является жизненная компетентность, морально- духовные основы, следовательно, результатами должны быть жизненные достижения, морально-духовный облик и нравственная чистота, система ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Все это обусловливает высокие требования к будущему учителю и системе его профессионально-личностной подготовки. Только педагог с огромным творческим потенциалом, любовью к детям, широким диапазоном профессиональной подготовки сможет удовлетворить потребность нашего государства в воспитании молодого поколения.
Образованные и грамотные люди - это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке.
Мировое сообщество развивается стремительными темпами и потребность в гражданах, способных мыслить творчески, критически, является насущной проблемой для всех государств.
Великий писатель Л.Н. Толстой считал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». [7].
Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем!
Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки были лучше предыдущих. Я учусь. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня открыть дверь и пробудить их желание познания?
Я не хочу быть скучным учителем, вести монологическую речь, я хочу идти в ногу со временем и не имею права отставать в чем-то от своих учеников, поэтому одним из важнейших условий успешной работы я считаю освоение компьютера и систематическое повышение квалификации. И это не только изучение методических новаций на курсах, но активное участие в известных педагогических формах учительских порталов, которые позволяют мне быть частью мирового сообщества педагогов.
Мобильность, динамичность, энергичность, современность – эти качества плюс высокая работоспособность характеризует учителя нового времени. Учитель находится постоянно в творческом поиске.
Я поддерживаю главу нашего государства Н.Назарбаева в том, что
«Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах. И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя, – учителя должны в этом разбираться».
Девизом деятельности учителя новой формации должны стать слова М.Монтессори: «Помоги ребенку все сделать самому, ничего не делая за него. Направь в нужное русло, а остальное он сделает сам».
Однако хочется в заключении сказать что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Конечно, перемены нас пугают, но они неизбежны. И только от нас зависит, сможем ли мы извлечь из них пользу.