Занятие 1 | Тема: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах. |
Занятие 2 | Тема: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками) |
Цель: | Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению. |
Результат обучения: | Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные теории обучения, методы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования учащихся. |
Ключевые идеи: | Ученики, уверенные в собственных способностях к обучению, усваивают материал быстрее и лучше. Они легче концентрируются, глубже думают и с удовольствием обучаются, добиваясь высоких результатов в выполнении внутренних контрольных работ и внешних проверок. Им легче обучаться и они получают больше удовольствия от этого процесса. Учителя, умеющие управлять мотивацией учащихся, играют основную роль в определении пути их дальнейшего развития. Будущее непостижимо и непредсказуемо, но оно активно формируется в настоящем. Все, что происходит в настоящем, оказывает влияние на развитие способностей молодых людей. Устанавливая факторы, которые формируют или ограничивают способность обучаться в настоящем, учитель, выбрав определенные педагогические приемы, должен помочь молодым людям раскрыть весь свой потенциал и стать лучшими учениками. Мы знаем, что ученики иногда «выпадают» из образовательного процесса урока по различным причинам: из-за скуки, желая уклониться от сложной работы, утомлены шумом в классе, нуждаются в индивидуальной помощи, которую учитель не может оказать в определенный момент, очередная задача не столь увлекательна, чем размышление или разговор о сложностях их общественной жизни и т.д. Названные проблемы знакомы в ежедневной практике преподавания, но если их оставить без внимания и не пытаться их решить, то ученики могут воспринимать их как неотъемлемую часть скучной ежедневной школьной жизни и в конечном итоге они столкнутся с проблемами заинтересованности в школе и обучении. Успех достижения необходимой заинтересованности зависит от установки на преодоление трудностей и степени вовлеченности в классную работу, поощрения участия в различных школьных мероприятиях, уважения и поддержки ровесников, настроенных на работу или наоборот. В немалой степени успех зависит от гуманности и профессиональных качеств учителя. Утверждается понимание возрастающей потребности молодых людей в обладании права быть услышанными и в высказывании важной информации о значимости роли молодежи в сегодняшнем и завтрашнем мире. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) одним из четырех основных принципов названо право ребенка быть услышанным. Данная идея рассматривается как неотъемлемая часть программы обучения по правам и обязанностям гражданина в процессе непрерывного обучения. Как слушать учеников и как научить их учиться являются для учителей проблемами, равными по значимости проблемам как преподавать и как обучать. |
Психологический настрой | Позитивный настрой. Звучит красивая инструментальная музыка. Тренер предлагает участникам поздороваться друг с другом способами, принятыми в различных странах мира. Тренер называет страну и форму приветствия, участники выполняют. В Казахстане принято пожимать друг другу руки; В Италии – горячо обниматься; В Бразилии – хлопать друг друга по плечу; В Зимбабве – трутся спинами; В Македонии – здороваются локтями; В Никарагуа – приветствую друг друга плечами; У австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть друг друга бедром; А мы с вами подарим друг другу улыбку и пожелание. - Как вы себя чувствовали во время выполнения этого упражнения? |
Формирование групп | Каждому участнику предлагается свернутый в трубочку стикер. На каждом стикере написано пожелание.Группы образуются по цвету написанных пожеланий. |
Составление кластера Показ слайда. | Ассоциация со словом «Барьер» В группах составляют кластер (Барьер) Защита кластера. Совпали ли ваши ассоциации с изображениями на слайде? |
Мозговой штурм | Участники отвечают на вопросы - У вас есть барьеры в преподавании? - А у наших учеников? - А у кого больше барьеров: у учителей или у учеников? |
Кинометафора | Просматривают мультфильм, опираясь на вопрос: - А теперь давайте посмотрим на нашу школьную жизнь со стороны. - При просмотре видео определите, кто в данной ситуации учитель, а кто ученик? Показ видео «Услужливый заяц» + его анализ в виде диаграммы Венна |
Задания для групп: | 1 и 2 группы - охарактеризуйте ситуацию со следующих позиций героев: Зайца как учителя, Лося как ученика; 3 и 4 группы - дайте характеристику ситуации, где Заяц - ученик, а Лось - учитель. При анализе ситуаций группы используют диаграмму Венна: учителя делают свой вывод - Какие барьеры возникли между учеником и учителем? - Какие пути преодоления барьеров Вы можете порекомендовать для каждой ситуации? - Всегда ли мы даем детям возможность для самостоятельных действий? |
Физминутка | Веселая зарядка |
Показ презентации | Презентация «Определение препятствий в обучении» (см. Образовательная платформа) |
Деление на пары: | Тренинг «Однажды в автобусе» Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги. «Внутренний круг —это «билетики», а наружный — «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилетник». Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца». «По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится „зайцем"». Игру можно усложнить, задав условие: участники упражнения должны играть молча. (Сборник «Копилка для тренера» стр 50) (деление на пары) |
Работа в паре | Анкета: Обучение и мотивация. Учащихся (накануне провести анкету среди учеников) (см. Образовательная платформа стр. 64) Пары проводят анализ анкет с целью определения его преимуществ и потенциальных возможностей для использования в качестве эффективного подхода в планировании обучения т.е. Что могут изменить при составлении плана? (+,-) Выступление в парах |
Обратная связь | |
Занятие 2 | Тема: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения |
Деление на группы | Жильцы, домики, землетрясения |
Работа в группах | Работа с текстом. (Раздаточный материал стр 51, 54) характеристики «Беспокойна Альма», «Осторожная Салли», «Защищающийся Дейв» Изучить, составить рекомендации Изучают ресурс Выписывают характеристики Составляют рекомендации на флипчартах и озвучивают их. Метод «Мировое кафе» |
Физминутка | «Мишка» |
Ролевая игра: | Группы разыгрывают ситуации и составляют рекомендации, как справится с подобными барьерами в обучении: 1 группа. Конфликтный ребенок из неблагополучной семьи в обычном классе среднего звена. 2 группа. Замкнутый ученик – отличник в сложном классе, не мотивирован на обучение. 3 группа. Ученик, незаинтересованный в обучении. |
Обратная связь | Три М и одно Д |