Листая однажды страницы интернет-сайтов, я наткнулся на новое для себя понятие «коучинг». Мне стало интересно, что это за модное понятие. Оказалось, что коучинг сегодня очень популярен. Люди часто обращаются за помощью и поддержкой к коуч-тренеру. В связи с этим я решил разобраться, в чем суть коучинга, может ли он быть полезным в сфере образования, каковы его достоинства и недостатки, и вообще, в чем заключается его уникальность.
Но сначала немного истории. Слово «коуч» — венгерского происхождения. В 19 веке так стали называть частных репетиторов. Сейчас это слово переводят как «тренер» или «консультант». Первые коучи появились в США в 70-х годах прошлого столетия. Первоначально коучинг означал работу руководителя со своими подчиненными, ориентированную на развитие сотрудников. Благодаря умело используемой мотивации происходило продвижение по карьерной лестнице.
Далее коучинг превратился в консультирование, связанное с решением определенных проблем. Именно с этого момента коучинг становится очень популярен. Коуч-тренеры стали появляться не только в бизнесе, но и в учебных заведениях, позволяя тем самым еще в начальной стадии развития «таланта» направить его по нужному пути.
Чем коучинг может быть полезен учителю обычной общеобразовательной школы? Сейчас очень часто и много говорится на тему дифференцированного подхода к обучению. Всем нам хорошо известно, что не многие учителя способны переключиться с общей массы учащихся на конкретного ученика. Таким образом «менее способные» ученики остаются в тени образовательного процесса. Коучинг помогает ориентироваться на психологию каждого отдельного ребенка, способствует раскрытию его как личности. В современный образовательный процесс коуч-тренер входит прежде всего как наставник. Он сопровождает ученика на протяжении всего периода обучения. Педагог, основываясь на психологии учащихся, помогает развиться их творческому потенциалу, постановке новых целей и нахождению путей их достижения.
Коучинг предполагает, что каждый сам знает, как лучше решить ту или иную проблему, и лишь помогает отыскать это решение, увидеть, как лучше действовать.
Зачем, спросите вы, учителю осваивать коучинг? На мой взгляд, ответ очевиден: успешный ученик — успешный учитель! Эффект коучинга напрямую связан с будущим образования. Правильная мотивация на осуществление дальнейших достижений — это уверенность в завтрашнем дне.
Что дает коучинг для учителя:
увеличивается объем полезной информации;
разрушаются психологические" барьеры;
происходит преобразование личности;
психологическая защита;
коррекция ошибок;
выявление слабых и сильных сторон;
определение зоны ближайшего развития;
формируется собственная позиция в вопросах достижения целей;
необходимое построение учебного процесса;
мотивация на уроке;
распределение полномочий;
решение проблем различного характера;
планирование и контроль знаний;
создание единого дружного коллектива;
используется парная и групповая работа.
Что дает коучинг для ученика:
мотивация, необходимая каждому ученику;
развитие самостоятельности;
четкое представление цели;
определение последовательности этапов обучения;
расстановка приоритетов в учебном процессе.
определение конечного результата;
личная эффективность;
гибкость мышления;
адаптация к изменениям;
получение удовольствия от процесса обучения.
Какие сложности я вижу в данной технологии:
ответственность за результат полностью ложится на учителя;
все дети разные и у всех разная скорость достижения целей;
необходимо учитывать психологические особенности каждого конкретного ученика.
КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТУ УРОКА
Учителю вместе с учащимися необходимо так спроектировать урок, чтобы выявить и способствовать раскрытию потенциала ученика, способствовать его дальнейшему развитию как личности.
Проект урока
I этап — формулирование проблемы, постановка цели и задач урока, мотивирование учащихся.
II этап — составление плана урока совместно с учащимися, это один из важнейших этапов урока и уже реализуется с первого класса.
III этап — организация работы в группах, парах с различными источниками информации, с моделями для достижения поставленной цели.
Определяем правила сотрудничества:
слушать друг друга;
уметь уступать;
уметь договариваться;
распределять роли в группе.
IV этап — рефлексия, анализ и оценка работы.
В конце урока проводится рефлексия для выявления уровня сформированное™ умения адекватной самооценки. Ученики готовятся ответить на вопросы: «Зачем я это делал?» «Достиг ли я того, чего хотел?»
Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за результаты своей учебы.
Каким образом коучинг может влиять на развитие УУД?
Ученик в совместной работе с учителем может определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность (личностные УУД), находит ответы на вопросы, используя разные источники информации, преобразовывает модели, наблюдает, анализирует (познавательные УУД), развивает умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, строить простое речевое высказывание, овладевает правилами работы в группе и паре (коммуникативные УУД).
Регулятивные УУД у ученика развиваются в результате совместного с учителем планирования процесса достижения цели и составления плана. Учебная деятельность будет эффективной, если учащийся примет на себя ответственность за ее результаты.
Коучинг не учит, а помогает учиться, это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
Библиографический список
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.
Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
Л. Г. Петерсон: Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Восемь мифов о программировании »
Коучинговый подход в проектировании урока
для формирования универсальных учебных действий учащихся
Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет, вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!
Э. Парслоу
Листая однажды страницы интернет-сайтов, я наткнулся на новое для себя понятие «коучинг». Мне стало интересно, что это за модное понятие. Оказалось, что коучинг сегодня очень популярен. Люди часто обращаются за помощью и поддержкой к коуч-тренеру. В связи с этим я решил разобраться, в чем суть коучинга, может ли он быть полезным в сфере образования, каковы его достоинства и недостатки, и вообще, в чем заключается его уникальность.
Но сначала немного истории. Слово «коуч» — венгерского происхождения. В 19 веке так стали называть частных репетиторов. Сейчас это слово переводят как «тренер» или «консультант». Первые коучи появились в США в 70-х годах прошлого столетия. Первоначально коучинг означал работу руководителя со своими подчиненными, ориентированную на развитие сотрудников. Благодаря умело используемой мотивации происходило продвижение по карьерной лестнице.
Далее коучинг превратился в консультирование, связанное с решением определенных проблем. Именно с этого момента коучинг становится очень популярен. Коуч-тренеры стали появляться не только в бизнесе, но и в учебных заведениях, позволяя тем самым еще в начальной стадии развития «таланта» направить его по нужному пути.
Чем коучинг может быть полезен учителю обычной общеобразовательной школы? Сейчас очень часто и много говорится на тему дифференцированного подхода к обучению. Всем нам хорошо известно, что не многие учителя способны переключиться с общей массы учащихся на конкретного ученика. Таким образом «менее способные» ученики остаются в тени образовательного процесса. Коучинг помогает ориентироваться на психологию каждого отдельного ребенка, способствует раскрытию его как личности. В современный образовательный процесс коуч-тренер входит прежде всего как наставник. Он сопровождает ученика на протяжении всего периода обучения. Педагог, основываясь на психологии учащихся, помогает развиться их творческому потенциалу, постановке новых целей и нахождению путей их достижения.
Коучинг предполагает, что каждый сам знает, как лучше решить ту или иную проблему, и лишь помогает отыскать это решение, увидеть, как лучше действовать.
Зачем, спросите вы, учителю осваивать коучинг? На мой взгляд, ответ очевиден: успешный ученик — успешный учитель! Эффект коучинга напрямую связан с будущим образования. Правильная мотивация на осуществление дальнейших достижений — это уверенность в завтрашнем дне.
Что дает коучинг для учителя:
увеличивается объем полезной информации;
разрушаются психологические" барьеры;
происходит преобразование личности;
психологическая защита;
коррекция ошибок;
выявление слабых и сильных сторон;
определение зоны ближайшего развития;
формируется собственная позиция в вопросах достижения целей;
необходимое построение учебного процесса;
мотивация на уроке;
распределение полномочий;
решение проблем различного характера;
планирование и контроль знаний;
создание единого дружного коллектива;
используется парная и групповая работа.
Что дает коучинг для ученика:
мотивация, необходимая каждому ученику;
развитие самостоятельности;
четкое представление цели;
определение последовательности этапов обучения;
расстановка приоритетов в учебном процессе.
определение конечного результата;
личная эффективность;
гибкость мышления;
адаптация к изменениям;
получение удовольствия от процесса обучения.
Какие сложности я вижу в данной технологии:
ответственность за результат полностью ложится на учителя;
все дети разные и у всех разная скорость достижения целей;
необходимо учитывать психологические особенности каждого конкретного ученика.
КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТУ УРОКА
Учителю вместе с учащимися необходимо так спроектировать урок, чтобы выявить и способствовать раскрытию потенциала ученика, способствовать его дальнейшему развитию как личности.
Проект урока
I этап — формулирование проблемы, постановка цели и задач урока, мотивирование учащихся.
II этап — составление плана урока совместно с учащимися, это один из важнейших этапов урока и уже реализуется с первого класса.
III этап — организация работы в группах, парах с различными источниками информации, с моделями для достижения поставленной цели.
Определяем правила сотрудничества:
слушать друг друга;
уметь уступать;
уметь договариваться;
распределять роли в группе.
IV этап — рефлексия, анализ и оценка работы.
В конце урока проводится рефлексия для выявления уровня сформированное™ умения адекватной самооценки. Ученики готовятся ответить на вопросы: «Зачем я это делал?» «Достиг ли я того, чего хотел?»
Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за результаты своей учебы.
Каким образом коучинг может влиять на развитие УУД?
Ученик в совместной работе с учителем может определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность (личностные УУД), находит ответы на вопросы, используя разные источники информации, преобразовывает модели, наблюдает, анализирует (познавательные УУД), развивает умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, строить простое речевое высказывание, овладевает правилами работы в группе и паре (коммуникативные УУД).
Регулятивные УУД у ученика развиваются в результате совместного с учителем планирования процесса достижения цели и составления плана. Учебная деятельность будет эффективной, если учащийся примет на себя ответственность за ее результаты.
Коучинг не учит, а помогает учиться, это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
Библиографический список
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.
Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
Л. Г. Петерсон: Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114