«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии».
«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии».
Педагогический проект
по теме:
«Уровневая дифференциация на основе обязательных
результатов в преподавании биологии».
Актуальность проблемы исследования. Становление новой системы образования осуществляется с акцентом на индивидуализацию образовательных программ, а также гуманизацию и демократизацию обучения. Существенная роль в достижении этих целей отводится школьному образованию, воспитанию молодежи, как процессу подготовки личности к жизни. Именно поэтому столь важна высокоэффективная система образования и воспитания.
Цель исследования. Создание оптимальных условий для формирования современной личности. Оптимизация условий интеллектуальной деятельности учащихся на основе уровневой дифференциации обучения.
Разработать методические основы использования в преподавании биологии технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.
Учащиеся среднего и старшего звена, в которых изучается курс биологии, обладают специфическими возрастными и психологическими особенностями. Школа для ребенка – это большой, каждодневный, изнуряющий труд. Поэтому необходимо обеспечить учебный успех ребенка независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения. Для этого необходимо перейти к личностно-ориентированному образованию, организации разноуровневого образовательного процесса, предусматривающего два уровня развития: ученик должен (базово-обязательный) и ученик может (высокий). От обязательного усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательному усвоению только точно указанного.
У всех детей разные способности, интересы, возможности. И учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т.е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развивать личностные цели. Всё это может показаться невероятно трудным и почти невозможным, особенно если иметь в виду, что делать это необходимо одновременно для всех школьником в рамках общего для всех урока.
Роль учителя личностной направленности заключается не в передаче знаний, а в организации определенной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Для реализации поставленных задач были изучены, проанализированы и апробированы многие современные педагогические технологии.
Технология разноуровневого обучения. В практике существует скрытое и достаточно жёсткое противостояние учителя и класса. Чтобы хоть как-то изменить отношение учеников к знаниям, приблизить их к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры, необходимо изменить прежде всего, условия приобретения этих знаний. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов формирует положительную мотивацию учения у школьников. При таком подходе к обучению:
- уменьшается нагрузка на детей, которые иногда не только умственно,
но и физически не способны учиться в рамках обычной программы;
- отпадает проблема неуспеваемости и психологического комфорта;
- снижается недовольство родителей и нервозность учителя.
Право выбирать позволяет ученику чувствовать себя намного комфортней, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства, заставляет работать не за страх, а сознание.
Уровневая дифференциация позволяет легализовать ситуацию оптимального выбора объема подготовки к каждому уроку, решить ряд проблем школьного образования. Становление собственного «Я» в трудный подростковый период. Ученик начинает осознавать себя как личность. Если у ребенка в силу его индивидуальности обучение по максимуму невозможно, то требования на данном уровне порождают конфликт, и как следствие – формируется комплекс неполноценности, пониженная самооценка и ученик ищет источник удовлетворения своего «Я» в других областях деятельности и хорошо, если это будет сфера дополнительного образования. Формирование положительной мотивации учебного процесса, разрешает вопрос перегрузки посредством самостоятельного выбора каждым учеником своего желаемого и посильного результата обучения. Развитие способностей ученика в какой-то одной области знаний. Стремление, а чаще всего требование родителей и учителей отлично и хорошо учиться по всем предметам, приводит к перегрузки школьника.
Технология блочно-модульного обучения. Изложение учебного материала крупными блоками позволяет оставить время для осмысления материала и вместе с тем, формировать четкие, прочные и систематизированные знания и умения, осуществлять дифференцированный личностно-ориентированный подход к обучению, создавать у учащихся целостную картину изучаемого.
На последующих уроках осуществляется отработка знаний умений и навыков. Сначала отрабатываются знания обязательного минимума учебного материала. После чего учащимся предлагается ряд вопросов и заданий различной сложности. И если ребенок в силу своей индивидуальности не может обучаться по максимуму, то жесткие требования могут сформировать комплекс неполноценности, заниженную самооценку, агрессию. Использование уровневой дифференциации, даёт реальную возможность каждому ребенку права выбора. Таким образом, формируется способность к саморазвитию, принятию эффективных решений, творческому мышлению и реализую концепцию права ребенка на собственную точку зрения и свободный выбор уровня сложности учебного материала. В процессе обучения при отработке знаний умений и навыков необходимо использовать элементы различных педагогических технологий: опорно-схематическое конспектирование, групповое самостоятельное обучение, различные формы индивидуальных заданий.
Технология проблемного обучения и воспитания направлена на обеспечение активного характера педагогического процесса и опирается на принципы научности, личностно-деятельной креативности, вариативности, практической направленности, интегрированности и системности. Проблемное обучение усиливает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся к такому явлению, как «проблема».
Тестовая диагностика результатов проблемного обучения способствует выявлению уровней системности, интегрированности мышления, его практической направленности. Поскольку проблемное обучение не терпит заучивания, тестовые задания должны быть проблемными. В инструкции для учеников указывается, что может быть любое число правильных ответов (даже не одного). Такая конструкция тестового задания позволяет избежать «узнавания» правильного ответа, что характерно для заданий с одним или несколькими правильными ответами. Произвольное количество правильных ответов привлекательно тем, что вынуждает школьников анализировать все представленные ответы. Кроме того, сохраняется приемлемая для практической диагностики вероятность случайного выбора абсолютно правильного ответа – один вариант из четырех возможных.
Главной целью современного образования становится развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения. Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного и дифференцированного обучения, технологии коллективной творческой деятельности. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности ученика, в его социализацию. Тестовые технологии, широко распространенные в последние годы, не могут развиваться в отрыве от других педагогических технологий. Опорно-схематическое конспектирование облегчает понимание и воспроизведение материала. Схематическое отображение материала позволяет лучше осмыслить содержание, определить взаимосвязи, понять структуру. Такая схема позволяет не только запомнить, но и легко воспроизвести материал, особенно для слабоуспевающих учащихся.
Для развития у учащихся способностей к самостоятельному приобретению знаний применяется самостоятельное групповое обучение. Работая в группах, учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, выполняют задания, отвечают на вопросы. Обучение в сотрудничестве способствует повышению мотивации познавательной деятельности, формирует толерантность, развивает коммуникативные способности и терпимость.
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу учащихся и управляет ее, особенно в процессе тренировочной работы с тестами разного вида деятельности и подготовке к ЕГЭ.
После отработки знаний умений и навыков необходимо осуществлять разные виды контроля знаний. Необходимо сделать так, чтобы оценка из барьера отделяющего ученика от учителя, семью от школы, превратилась в союзника учителя, смогла объединить оба субъекта педагогического процесса. Оценивать следует всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний, а также конечный результат деятельности. В современной педагогике существуют разные точки зрения на то, с какой частотой следует оценивать деятельность учеников. Считаю, что оценивание должно проводиться максимально часто. За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль или идею, активность при фронтальной работе учащийся получает оценку.
Без оценки учебная деятельность бессмысленна, но нужно различать оценку и отметку. Отметка – это привычная пятибалльная шкала. Оценка же многомерна и многогранна. Это выражение отношения результатов труда учащегося к некому идеалу. Она фиксирует все успехи и достижения ученика в процессе обучения, стимулирует ученика совершенствовать свои учебные навыки. При осуществлении оценочной деятельности особое внимание следует обращать не на внешние факторы, а на внутренние, т.е. на самооценку. Оценка должна:
- стимулировать ученика;
- способствовать тому, чтобы процесс обучения был сознательным
процессом со стороны ученика;
- побуждать ученика к саморефлексии, самоконтролю;
- всегда давать надежду старательному ученику;
- не должна быть наказанием для ребенка;
- только в последнюю очередь носить констатирующий характер, что относится к итоговым оценкам.
Заключение. Используя уровневую дифференциацию на основе обязательных результатов в течении двух лет могу с уверенностью говорить о повышении интереса учащихся к изучению предмета, об улучшении качества знаний, о формировании умения самостоятельно и сознательно работать над усвоением учебного материала. соответствующие выводы были сделаны на основании проведенного мониторинга, где прослеживается положительная динамика в процессе преподавании биологии.
Взятая в основу моей работы технология уровневой дифференциации обучения позволяет мне:
-учитывать достижения каждого ученика;
- формировать положительную мотивацию учебного процесса;
- повысить уверенность детей в своих силах;
- уменьшить тревожность детей и число стрессовых ситуаций;
- решить проблему неуспеваемости;
- обеспечить психологический комфорт учеников.
Уровневая дифференциация практически исключает формирование отрицательной мотивации учебного процесса, т.к. разрешает вопрос перегрузки посредством самостоятельного выбора каждым учеником своего желаемого и посильного результата обучения. Кроме того, технология уровневого обучения позволяет вести качественную подготовку к ЕГЭ, формирует познавательный интерес к обучению, расширяет область внедрения образовательных инноваций, позволяет более осмысленно подходить к изучаемому материалу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии». »
Педагогический проект
по теме:
«Уровневая дифференциация на основе обязательных
результатов в преподавании биологии».
Актуальность проблемы исследования. Становление новой системы образования осуществляется с акцентом на индивидуализацию образовательных программ, а также гуманизацию и демократизацию обучения. Существенная роль в достижении этих целей отводится школьному образованию, воспитанию молодежи, как процессу подготовки личности к жизни. Именно поэтому столь важна высокоэффективная система образования и воспитания.
Цель исследования. Создание оптимальных условий для формирования современной личности.Оптимизация условий интеллектуальной деятельности учащихся на основе уровневой дифференциации обучения.
Разработать методические основы использования в преподавании биологии технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.
Учащиеся среднего и старшего звена, в которых изучается курс биологии, обладают специфическими возрастными и психологическими особенностями. Школа для ребенка – это большой, каждодневный, изнуряющий труд. Поэтому необходимо обеспечить учебный успех ребенка независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения. Для этого необходимо перейти к личностно-ориентированному образованию, организации разноуровневого образовательного процесса, предусматривающего два уровня развития: ученик должен (базово-обязательный) и ученик может (высокий). От обязательного усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательному усвоению только точно указанного.
У всех детей разные способности, интересы, возможности. И учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т.е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развивать личностные цели. Всё это может показаться невероятно трудным и почти невозможным, особенно если иметь в виду, что делать это необходимо одновременно для всех школьником в рамках общего для всех урока.
Роль учителя личностной направленности заключается не в передаче знаний, а в организации определенной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Для реализации поставленных задач были изучены, проанализированы и апробированы многие современные педагогические технологии.
Технология разноуровневого обучения. В практике существует скрытое и достаточно жёсткое противостояние учителя и класса. Чтобы хоть как-то изменить отношение учеников к знаниям, приблизить их к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры, необходимо изменить прежде всего, условия приобретения этих знаний. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов формирует положительную мотивацию учения у школьников. При таком подходе к обучению:
- уменьшается нагрузка на детей, которые иногда не только умственно,
но и физически не способны учиться в рамках обычной программы;
- отпадает проблема неуспеваемости и психологического комфорта;
- снижается недовольство родителей и нервозность учителя.
Право выбирать позволяет ученику чувствовать себя намного комфортней, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства, заставляет работать не за страх, а сознание.
Уровневая дифференциация позволяет легализовать ситуацию оптимального выбора объема подготовки к каждому уроку, решить ряд проблем школьного образования. Становление собственного «Я» в трудный подростковый период. Ученик начинает осознавать себя как личность. Если у ребенка в силу его индивидуальности обучение по максимуму невозможно, то требования на данном уровне порождают конфликт, и как следствие – формируется комплекс неполноценности, пониженная самооценка и ученик ищет источник удовлетворения своего «Я» в других областях деятельности и хорошо, если это будет сфера дополнительного образования. Формирование положительной мотивации учебного процесса, разрешает вопрос перегрузки посредством самостоятельного выбора каждым учеником своего желаемого и посильного результата обучения. Развитие способностей ученика в какой-то одной области знаний. Стремление, а чаще всего требование родителей и учителей отлично и хорошо учиться по всем предметам, приводит к перегрузки школьника.
Технология блочно-модульного обучения. Изложение учебного материала крупными блоками позволяет оставить время для осмысления материала и вместе с тем, формировать четкие, прочные и систематизированные знания и умения, осуществлять дифференцированный личностно-ориентированный подход к обучению, создавать у учащихся целостную картину изучаемого.
На последующих уроках осуществляется отработка знаний умений и навыков. Сначала отрабатываются знания обязательного минимума учебного материала. После чего учащимся предлагается ряд вопросов и заданий различной сложности. И если ребенок в силу своей индивидуальности не может обучаться по максимуму, то жесткие требования могут сформировать комплекс неполноценности, заниженную самооценку, агрессию. Использование уровневой дифференциации, даёт реальную возможность каждому ребенку права выбора. Таким образом, формируется способность к саморазвитию, принятию эффективных решений, творческому мышлению и реализую концепцию права ребенка на собственную точку зрения и свободный выбор уровня сложности учебного материала. В процессе обучения при отработке знаний умений и навыков необходимо использовать элементы различных педагогических технологий: опорно-схематическое конспектирование, групповое самостоятельное обучение, различные формы индивидуальных заданий.
Технология проблемного обучения и воспитания направлена на обеспечение активного характера педагогического процесса и опирается на принципы научности, личностно-деятельной креативности, вариативности, практической направленности, интегрированности и системности. Проблемное обучение усиливает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся к такому явлению, как «проблема».
Тестовая диагностика результатов проблемного обучения способствует выявлению уровней системности, интегрированности мышления, его практической направленности. Поскольку проблемное обучение не терпит заучивания, тестовые задания должны быть проблемными. В инструкции для учеников указывается, что может быть любое число правильных ответов (даже не одного). Такая конструкция тестового задания позволяет избежать «узнавания» правильного ответа, что характерно для заданий с одним или несколькими правильными ответами. Произвольное количество правильных ответов привлекательно тем, что вынуждает школьников анализировать все представленные ответы. Кроме того, сохраняется приемлемая для практической диагностики вероятность случайного выбора абсолютно правильного ответа – один вариант из четырех возможных.
Главной целью современного образования становится развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения. Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного и дифференцированного обучения, технологии коллективной творческой деятельности. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности ученика, в его социализацию. Тестовые технологии, широко распространенные в последние годы, не могут развиваться в отрыве от других педагогических технологий. Опорно-схематическое конспектирование облегчает понимание и воспроизведение материала. Схематическое отображение материала позволяет лучше осмыслить содержание, определить взаимосвязи, понять структуру. Такая схема позволяет не только запомнить, но и легко воспроизвести материал, особенно для слабоуспевающих учащихся.
Для развития у учащихся способностей к самостоятельному приобретению знаний применяется самостоятельное групповое обучение. Работая в группах, учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, выполняют задания, отвечают на вопросы. Обучение в сотрудничестве способствует повышению мотивации познавательной деятельности, формирует толерантность, развивает коммуникативные способности и терпимость.
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу учащихся и управляет ее, особенно в процессе тренировочной работы с тестами разного вида деятельности и подготовке к ЕГЭ.
После отработки знаний умений и навыков необходимо осуществлять разные виды контроля знаний. Необходимо сделать так, чтобы оценка из барьера отделяющего ученика от учителя, семью от школы, превратилась в союзника учителя, смогла объединить оба субъекта педагогического процесса. Оценивать следует всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний, а также конечный результат деятельности. В современной педагогике существуют разные точки зрения на то, с какой частотой следует оценивать деятельность учеников. Считаю, что оценивание должно проводиться максимально часто. За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль или идею, активность при фронтальной работе учащийся получает оценку.
Без оценки учебная деятельность бессмысленна, но нужно различать оценку и отметку. Отметка – это привычная пятибалльная шкала. Оценка же многомерна и многогранна. Это выражение отношения результатов труда учащегося к некому идеалу. Она фиксирует все успехи и достижения ученика в процессе обучения, стимулирует ученика совершенствовать свои учебные навыки. При осуществлении оценочной деятельности особое внимание следует обращать не на внешние факторы, а на внутренние, т.е. на самооценку. Оценка должна:
- стимулировать ученика;
- способствовать тому, чтобы процесс обучения был сознательным
процессом со стороны ученика;
- побуждать ученика к саморефлексии, самоконтролю;
- всегда давать надежду старательному ученику;
- не должна быть наказанием для ребенка;
- только в последнюю очередь носить констатирующий характер, что относится к итоговым оценкам.
Заключение. Используя уровневую дифференциацию на основе обязательных результатов в течении двух лет могу с уверенностью говорить о повышении интереса учащихся к изучению предмета, об улучшении качества знаний, о формировании умения самостоятельно и сознательно работать над усвоением учебного материала. соответствующие выводы были сделаны на основании проведенного мониторинга, где прослеживается положительная динамика в процессе преподавании биологии.
Взятая в основу моей работы технология уровневой дифференциации обучения позволяет мне:
-учитывать достижения каждого ученика;
- формировать положительную мотивацию учебного процесса;
- повысить уверенность детей в своих силах;
- уменьшить тревожность детей и число стрессовых ситуаций;
- решить проблему неуспеваемости;
- обеспечить психологический комфорт учеников.
Уровневая дифференциация практически исключает формирование отрицательной мотивации учебного процесса, т.к. разрешает вопрос перегрузки посредством самостоятельного выбора каждым учеником своего желаемого и посильного результата обучения. Кроме того, технология уровневого обучения позволяет вести качественную подготовку к ЕГЭ, формирует познавательный интерес к обучению, расширяет область внедрения образовательных инноваций, позволяет более осмысленно подходить к изучаемому материалу.