kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин

   Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

         Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков  необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

        Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.      

        В основу этой технологии поло­жен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение при­обретенных знаний.

Первая фаза занятия — «вызов». На этой стадии у студентов активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Для осуществления вызова на занятии используются такие при­емы и методы как составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, мозговой штурм.  В процессе реализации стадии вызова студентам дается воз­можность высказывать свою точку зрения по вопросам изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным препо­давателем. На этой стадии целесообразно сочетание индивидуаль­ной и групповой работ. Индивидуальная работа позволяет каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа по­зволяет услышать другие мнения, сформировать  и изложить свою точку зрения.

Вторая «фаза»– осмысление, в ходе которой происходит непосредственная работа студентов с текстом. При этом понятие «текст» трактуется весьма ши­роко — это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеомате­риал. Параллельно студенты заполняют схемы и таблицы, что позволяет им систематизировать большой объем информации, а так­же способствует активизации их внимания и критическому осмыс­лению новой темы. Урок сопровождается мультимедийной презента­цией, содержащей иллюстративный материал и задания для работы студентов и демонстрацией объектов на учебных картах, муляжах, планшетах с целью лучшего усвоения студентами материала благодаря включению визуальной памяти. Все это позволяет повысить плотность занятия и оптимально увеличить его темп.

Возможные приёмы и методы это прием инсерт (пометки на полях), прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), прием «Тонкие и толстые вопросы», прием «Мое мнение», прием «Мозговой штурм»,прием «Фишбоун»,прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?). Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья фаза – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов,  организация различных видов дискуссий, написание творческих работ (пятистишия- синквейны, эссе). Стадия «рефлексия» необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил уровень усвоения темы, но и для того, чтобы студенты смогли проанализировать, насколько успешно они освоили материал новой темы и удалось ли им решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и проти­воречия.

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают студента и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. В процессе работы по этой технологии, все приемы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин»

Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В основу этой технологии поло­жен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение при­обретенных знаний.

Первая фаза занятия — «вызов». На этой стадии у студентов активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Для осуществления вызова на занятии используются такие при­емы и методы как составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, мозговой штурм. В процессе реализации стадии вызова студентам дается воз­можность высказывать свою точку зрения по вопросам изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным препо­давателем. На этой стадии целесообразно сочетание индивидуаль­ной и групповой работ. Индивидуальная работа позволяет каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа по­зволяет услышать другие мнения, сформировать и изложить свою точку зрения.

Вторая «фаза»– осмысление, в ходе которой происходит непосредственная работа студентов с текстом. При этом понятие «текст» трактуется весьма ши­роко — это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеомате­риал. Параллельно студенты заполняют схемы и таблицы, что позволяет им систематизировать большой объем информации, а так­же способствует активизации их внимания и критическому осмыс­лению новой темы. Урок сопровождается мультимедийной презента­цией, содержащей иллюстративный материал и задания для работы студентов и демонстрацией объектов на учебных картах , муляжах, планшетах с целью лучшего усвоения студентами материала благодаря включению визуальной памяти. Все это позволяет повысить плотность занятия и оптимально увеличить его темп.

Возможные приёмы и методы это прием инсерт (пометки на полях), прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), прием «Тонкие и толстые вопросы», прием «Мое мнение», прием «Мозговой штурм»,прием «Фишбоун»,прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?). Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ (пятистишия- синквейны, эссе). Стадия «рефлексия» необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил уровень усвоения темы, но и для того, чтобы студенты смогли проанализировать, насколько успешно они освоили материал новой темы и удалось ли им решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и проти­воречия.

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

  • сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают студента и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. В процессе работы по этой технологии, все приемы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шумакова Наталья Александровна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Презентация "Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин""
    ["seo_title"] => string(121) "priezientatsiiatiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiavprotsiessieizuchieniiaobshchieobrazovatielnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "331959"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1464789923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(81) "priiemy-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "134396"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416743143"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по геометрии (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-7-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "238741"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444646419"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Образовательная программа дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(59) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "136324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417091106"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства