Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин
Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин
Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В основу этой технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая фаза занятия — «вызов». На этой стадии у студентов активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Для осуществления вызова на занятии используются такие приемы и методы как составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, мозговой штурм. В процессе реализации стадии вызова студентам дается возможность высказывать свою точку зрения по вопросам изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. На этой стадии целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работ. Индивидуальная работа позволяет каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, сформировать и изложить свою точку зрения.
Вторая «фаза»– осмысление, в ходе которой происходит непосредственная работа студентов с текстом. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко — это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Параллельно студенты заполняют схемы и таблицы, что позволяет им систематизировать большой объем информации, а также способствует активизации их внимания и критическому осмыслению новой темы. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей иллюстративный материал и задания для работы студентов и демонстрацией объектов на учебных картах, муляжах, планшетах с целью лучшего усвоения студентами материала благодаря включению визуальной памяти. Все это позволяет повысить плотность занятия и оптимально увеличить его темп.
Возможные приёмы и методы это прием инсерт (пометки на полях), прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), прием «Тонкие и толстые вопросы», прием «Мое мнение», прием «Мозговой штурм»,прием «Фишбоун»,прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?). Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ (пятистишия- синквейны, эссе). Стадия «рефлексия» необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил уровень усвоения темы, но и для того, чтобы студенты смогли проанализировать, насколько успешно они освоили материал новой темы и удалось ли им решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают студента и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. В процессе работы по этой технологии, все приемы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин»
Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В основу этой технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая фаза занятия — «вызов». Наэтой стадии у студентов активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Для осуществления вызова на занятии используются такие приемы и методы как составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, мозговой штурм. В процессе реализации стадии вызова студентам дается возможность высказывать свою точку зрения по вопросам изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. На этой стадии целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работ. Индивидуальная работа позволяет каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, сформировать и изложить свою точку зрения.
Вторая «фаза»– осмысление, в ходе которой происходит непосредственная работа студентов с текстом. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко — это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Параллельно студенты заполняют схемы и таблицы, что позволяет им систематизировать большой объем информации, а также способствует активизации их внимания и критическому осмыслению новой темы. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей иллюстративный материал и задания для работы студентов и демонстрацией объектов на учебных картах , муляжах, планшетах с целью лучшего усвоения студентами материала благодаря включению визуальной памяти. Все это позволяет повысить плотность занятия и оптимально увеличить его темп.
Возможные приёмы и методы это прием инсерт (пометки на полях), прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), прием «Тонкие и толстые вопросы», прием «Мое мнение», прием «Мозговой штурм»,прием «Фишбоун»,прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?). Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ (пятистишия- синквейны, эссе). Стадия «рефлексия» необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил уровень усвоения темы, но и для того, чтобы студенты смогли проанализировать, насколько успешно они освоили материал новой темы и удалось ли им решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают студента и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. В процессе работы по этой технологии, все приемы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.