kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков  необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология развития критического мышления в процессе изучения общеобразовательных дисциплин"»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин ПЦК Шумакова Н.А.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

ПЦК Шумакова Н.А.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
  • Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации
  • 1) Формирование нового стиля мышления
  • 2) Развитие базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
  • 3) Развитие аналитического, критического мышления
  • 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
  • 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации
Признаки КМ

Признаки КМ

  • Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.
  • - Формирование самостоятельного, ответственного мышления.
  • - Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).
  • - Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).
  • - Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.
  • - Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).
1 . Студенты  могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. 2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. 3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.

1 . Студенты могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.

Мозговой штурм Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
  • Мозговой штурм
  • Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
  • Игра-упражнение «Веер»
  • Прием «Поясните цитату»
  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
  • Прием «Верите ли вы, что…»
  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
  • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
1.Студенты осуществляют контакт с новой информацией. 2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

1.Студенты осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Фишбоун» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
  • Прием инсерт (пометки на полях)
  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
  • Прием «Сводная таблица»
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»
  • Прием «Зиг-заг»
  • Прием «Мое мнение»
  • Прием «Фишбоун»
  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
Студенты соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления Студенты самостоятельно обобщают изучаемый материал Студенты самостоятельно определяют направления в дальнейшем изучении материала
  • Студенты соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
  • Студенты самостоятельно обобщают изучаемый материал
  • Студенты самостоятельно определяют направления в дальнейшем изучении материала
Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; Ответы на поставленные вопросы; Организация устных и письменных круглых столов; Организация различных видов дискуссий; Написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
  • Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • Ответы на поставленные вопросы;
  • Организация устных и письменных круглых столов;
  • Организация различных видов дискуссий;
  • Написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Это прием организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.  Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме урока.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме урока.

Лето Зима Климатические условия Почвы Население Африка Животный мир Растительный мир

Лето

Зима

Климатические условия

Почвы

Население

Африка

Животный мир

Растительный мир

«З» знаем  «Х» хотим узнать   Кто такие археологи     Что такое исторические источники   «Х» хотим узнать   Как работают археологи Как находят археологические памятники   Какие существуют виды исторических источников

«З» знаем

«Х» хотим узнать

Кто такие археологи

Что такое исторические источники

«Х» хотим узнать

Как работают археологи

Как находят археологические памятники

Какие существуют виды исторических источников

«  » – уже знал  « + » – новое  « – » – думал иначе   « ? » – есть вопросы

« » – уже знал

« + » – новое

« » – думал иначе

« ? » – есть вопросы

Стратегия Инсерт по теме «Великие географические открытия» Значки  Ключевые слова    Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию +  Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость –  Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ?  Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Стратегия Инсерт по теме «Великие географические открытия»

Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Проблема : Выводы: Причина: Причина: факты: факты:

Проблема :

Выводы:

Причина:

Причина:

факты:

факты:

Фишбоун по теме «Феодальная раздробленность на Руси» Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель  Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство

Фишбоун по теме «Феодальная раздробленность на Руси»

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель

Причины распада Древней Руси

Раздробленность на Руси была неизбежна

Не был определен порядок наследования киевского престола

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Натуральное хозяйство

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка:  Отношение к теме , чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

1 строка:

Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка:

Описание темы (два прилагательных)

3 строка:

Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка:

Отношение к теме , чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка:

Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Преподаватель предлагает студентам ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Студенты работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
  • Преподаватель предлагает студентам ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
  • Студенты работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
  • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Семинары совместного редактирования  Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Дискуссии Свободное письмо  Эссе
  • Семинары совместного редактирования

Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.

  • Дискуссии
  • Свободное письмо
  • Эссе
Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
  • Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу
  • Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шумакова Наталья Александровна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Образовательная программа дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(59) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "136324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417091106"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства