kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка будущего гражданина к современной жизни. Эта подготовка, безусловно, должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций.

      Компетенция – это совокупность необходимых знаний, умений и нравственных установок, обеспечивающая способность осуществлять результативную деятельность в определенной области. Ключевые компетентности относятся к общему содержанию образования в целом.

Комплекс ключевых компетенций можно представить четырьмя компонентами:

1. Информационная составляющая (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации).

2. Проектировочная составляющая (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий).

3. Оценочная составляющая (способы сравнения результатов с целями).

4. Коммуникативная составляющая (способы передачи информации и привлечения ресурсов других

людей для достижения цели).

     В настоящее время инновации в школьном образовании, связанные с понятием «ключевая или базовая компетентность», ведутся по следующим направлениям:

- введение компетенций в школьные стандарты образования, содержание образовательных программ, стратегии обучения, среду и учебно-развивающие материалы;

- разработка и внедрение в практику новых систем оценивания достижений учащихся, способов измерения и поддержки их индивидуального прогресса в приобретении наиболее важных для жизни и будущей работы ключевых компетенций;

- создание новых программ и способов подготовки администраторов и учителей школ к приобретению ими и трансляции учащимся ключевых компетенций, развитие которых происходит постоянно, в течение жизни;

- отработка интегрирующих концепций, сочетающих развитие ключевых и специальных компетенций, связь традиционных школьных программ со стратегиями обучения, ориентированными на компетенции;

- развитие вариантов анализа школьного образования, его качества с позиции компетентности.

     Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин.

     На современном этапе развития системы национального образования, при котором формирование у обучающихся  ключевых компетенций становится не желательной, а обязательной  составляющей учебного процесса. На уроках предметов естественного цикла основной задачей перед учителем становится формирование естественнонаучной и функциональной грамотности обучающихся.  И, соответственно, закономерно возникает вопрос о технологиях, которые позволяют реализовывать новый официальный подход к образованию. При этом важным требованием к современному уроку является то, что учебная деятельность должна проходить в развивающей среде.  В этом аспекте большое значение приобретают те технологии, которые позволяют оптимально сочетать и интегрировать межпредметные связи и знания по естественным дисциплинам в учебно-воспитательный процесс. Использование различных технологий, таких как ИКТ, конструктивный диалог, обучение критическому мышлению, научное проектирование и другие, позволяет: 
- интегрировать предметы естественнонаучного цикла с другими науками; 
- обеспечить изучение предметов с применением всего комплекса ИКТ; 
- оптимально использовать универсальное и специализированное оборудование кабинетов и программного обеспечения; 
- изучать все учебные предметы как в классе, так и на природе; 
- использовать широкие возможности для исследовательской и проектной деятельности учащихся; 
- гармонично сочетать учебную и внеурочную деятельность. 
    Интеграция является возможным путем совершенствования предметной системы, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами естественнонаучного цикла, следовательно применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:

- создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире (интеграция рассматривается как цель обучения);

- нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

    Кроме того, одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания - повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1.Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые максимально соответствуют целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для объединения метапредметной информации.

4.Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.

5.Переработка содержания (разрушение старых форм и стереотипов, создание новых связей между отдельными элементами системы).

       Интеграция естественнонаучных дисциплин обеспечивает единый подход учителей-предметников к решению общеобразовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. На современном этапе педагогу мало обладать глубокими теоретическими знаниями «своей» дисциплины. Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, т. к. требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

     Для меня,  как и для многих моих коллег, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить ребят? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

  Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.

     Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребёнка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке и, как следствие, снижение уровня их жизненной позиции.

    В современной жизни, характеризующейся умением ориентироваться в глобальных информационных потоках, необходимостью самообучаться, особенно эффективны дидактические и информационно-коммуникационные технологии, относящиеся к развивающему обучению.

    В практике моей педагогической деятельности значительное место уделено деятельностному подходу к обучению и воспитанию, который включает проблемное обучение, методы и приёмы технологии развития критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.

    Далее я постараюсь показать применение этих методик в формировании ключевых компетенций и интеграции естественнонаучных дисциплин на примере конкретной схемы и конспектов уроков. м

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»»

Тема: «Формирование ключевых компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин».


Завгородняя Алия Кажибаевна

учитель биологии и географии первой категории

СШ №12 г. Житикары



Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка будущего гражданина к современной жизни. Эта подготовка, безусловно, должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций.

Компетенция – это совокупность необходимых знаний, умений и нравственных установок, обеспечивающая способность осуществлять результативную деятельность в определенной области. Ключевые компетентности относятся к общему содержанию образования в целом.

Комплекс ключевых компетенций можно представить четырьмя компонентами:

1. Информационная составляющая (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации).

2. Проектировочная составляющая (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий).

3. Оценочная составляющая (способы сравнения результатов с целями).

4. Коммуникативная составляющая (способы передачи информации и привлечения ресурсов других

людей для достижения цели).

В настоящее время инновации в школьном образовании, связанные с понятием «ключевая или базовая компетентность», ведутся по следующим направлениям:

- введение компетенций в школьные стандарты образования, содержание образовательных программ, стратегии обучения, среду и учебно-развивающие материалы;

- разработка и внедрение в практику новых систем оценивания достижений учащихся, способов измерения и поддержки их индивидуального прогресса в приобретении наиболее важных для жизни и будущей работы ключевых компетенций;

- создание новых программ и способов подготовки администраторов и учителей школ к приобретению ими и трансляции учащимся ключевых компетенций, развитие которых происходит постоянно, в течение жизни;

- отработка интегрирующих концепций, сочетающих развитие ключевых и специальных компетенций, связь традиционных школьных программ со стратегиями обучения, ориентированными на компетенции;

- развитие вариантов анализа школьного образования, его качества с позиции компетентности.

Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин.

На современном этапе развития системы национального образования, при котором формирование у обучающихся  ключевых компетенций становится не желательной, а обязательной  составляющей учебного процесса. На уроках предметов естественного цикла основной задачей перед учителем становится формирование естественнонаучной и функциональной грамотности обучающихся. И, соответственно, закономерно возникает вопрос о технологиях, которые позволяют реализовывать новый официальный подход к образованию. При этом важным требованием к современному уроку является то, что учебная деятельность должна проходить в развивающей среде. В этом аспекте большое значение приобретают те технологии, которые позволяют оптимально сочетать и интегрировать межпредметные связи и знания по естественным дисциплинам в учебно-воспитательный процесс. Использование различных технологий, таких как ИКТ, конструктивный диалог, обучение критическому мышлению, научное проектирование и другие, позволяет: 
- интегрировать предметы естественнонаучного цикла с другими науками; 
- обеспечить изучение предметов с применением всего комплекса ИКТ; 
- оптимально использовать универсальное и специализированное оборудование кабинетов и программного обеспечения; 
- изучать все учебные предметы как в классе, так и на природе; 
- использовать широкие возможности для исследовательской и проектной деятельности учащихся; 
- гармонично сочетать учебную и внеурочную деятельность. 
Интеграция является возможным путем совершенствования предметной системы, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами естественнонаучного цикла, следовательно применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:

- создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире (интеграция рассматривается как цель обучения);

- нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания - повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1.Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые максимально соответствуют целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для объединения метапредметной информации.

4.Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.

5.Переработка содержания (разрушение старых форм и стереотипов, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Интеграция естественнонаучных дисциплин обеспечивает единый подход учителей-предметников к решению общеобразовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. На современном этапе педагогу мало обладать глубокими теоретическими знаниями «своей» дисциплины. Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, т. к. требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Для меня, как и для многих моих коллег, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить ребят? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребёнка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке и, как следствие, снижение уровня их жизненной позиции.

В современной жизни, характеризующейся умением ориентироваться в глобальных информационных потоках, необходимостью самообучаться, особенно эффективны дидактические и информационно-коммуникационные технологии, относящиеся к развивающему обучению.

В практике моей педагогической деятельности значительное место уделено деятельностному подходу к обучению и воспитанию, который включает проблемное обучение, методы и приёмы технологии развития критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.

Далее я постараюсь показать применение этих методик в формировании ключевых компетенций и интеграции естественнонаучных дисциплин на примере конкретной схемы и конспектов уроков.













Делая выводы из всего вышесказанного, можно сказать, что учитель должен всегда ставить перед собой цель обучения - создание условий для усвоения понятий и сформированности основных умений, навыков и способов деятельности и одновременно воспитания его как личность, готовой к активной деятельности и применения приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Для этого он должен стремиться реализовать эту цель через создание условий, направленных на выявление и развитие индивидуальных способностей обучающегося и формирование  ключевых  компетенций  выпускника.

Что касается моей педагогической деятельности, то критерием успешной работы для меня служит качество подготовки школьников по биологии и географии, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Завгородняя Алия Кажибаевна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293350


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства