kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стародубская средняя общеобразовательная школа №1»








Городское методическое объединение

учителей русского языка и литературы






Формирование

коммуникативных УУД на уроках

русского языка и литературы

(из опыта работы)









Подготовила

учитель русского языка и

литературы ССОШ №1

Завацкая Ирина Ивановна







2017-2018 учебный год

В современной социальной жизни происходят кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия. В школьном образовании наблюдаются кардинальные изменения: введены новые виды итоговой аттестации – устная часть ОГЭ и итоговое сочинение ЕГЭ (как допуск к ГИА и ЕГЭ).

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. «Все дети могут учиться, если школа умеет учить», - говорил Д. Г. Левитас. Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД). Качество усвоения знаний определяется именно многообразием и характером видов универсальных действий. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.

Русский язык и литература как школьные предметы выполняют особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо и недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. На уроках русского языка и литературы есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию универсальных учебных действий.

В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, организацию и осуществление общей деятельности, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов;

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • принятие решения и его реализация;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе, т.е. обучение общению с помощью общения.

Принципы коммуникативной направленности обучения:

  • речевая направленность (обучение через общение);

  • функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

  • новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);

  • принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.

  • личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.

Средства формирования коммуникативных УУД у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, кластера, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д. - вот активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД.

Овладев основными видами УУД, обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. 


  1. Работа с текстом

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.


Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы:


1. Комплексный анализ текста.

2. Реконструкция текста.

3. Сложение целого текста из частей.

4. Верные-неверные утверждения.

5. Поэтическая разминка.

6. Чтение с остановками.

7. Синквейн.

8. Кластер.

9. Приём тезирования.

10. Приём составления сводной таблицы.

11. Приём комментирования.

Важная роль в формировании коммуникативных УУД отводится работе с текстом. В русском языке это все уроки по развитию речи: все виды сочинений и изложений и все упражнения, направленные на исправление речевых ошибок в тексте, которые помогают формировать как устную, так и письменную монологическую речь.

Для создания устных высказываний прибегаем к практике пересказа всего произведения, или эпизода, полных ответов, рассуждений на тему и т.п.

В работе с текстом основное место занимает анализ текста. Любой анализ текста стремится помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п.

Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью, к чему мы стремимся.


  1. Комплексный анализ текста

Меж р..деющих верхуш..к

Пок..залась синева.

Зашумела у опуш..к

(Ярко) ж..лтая листва.

Птиц (не) слышно. Тресн..т мелкий

Обломивш..йся суч..к ,

И, хвостом м..лькая , белка

Легкий делает прыж..к.

Стала ель в лесу заметней

Береж..т густую тень.

Под..синовик последний

(С, з)двинул шляпу набекрень.

(А. Твардовский)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Стиль текста.

4. Тип текста.

5.Найдите и поставьте всего один недостающий знак препинания.

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова ель:

8. Выпишите из текста примеры олицетворений:

9. Определите лексическое значение слова набекрень:

10.Найдите причастия. Назовите глаголы в неопределенной форме, от которых они образованы. Разберите причастия по составу:

11. Произведите морфологический разбор одного причастия:

12. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

2. Реконструкция текста.

Задание: Составьте  рассказ о существительном по опорным словам.

1.  Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.


2.  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .


3. В предложении имя существительное может быть …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения , если… .


3.Сложение целого текста из частей

А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?


1. Они то косо л..тели  (по)ветру, то отвес..но ложились в сырую траву.

2. Лист..я падали дни и ночи.

3. Нач..лся  л..стопад.

4.Этот дож..дь шел н..делями.

5. Л..са моросили д..ждем обл..тавшей л..ствы.


В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.


4. Верные-неверные утверждения

1. В энциклопедических словарях дается описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства.

2. Первые развлекательные словари - толкователи незнакомых слов - появились в древности и были приложением к книгам.

4. Первый толковый словарь вышел в XVI веке.

5. Самым большим словарем русского языка в XIX веке был “Толковый словарь живого великорусского языка” М.В. Ломоносова.

6. Аспектные словари - это словари синонимов, антонимов и т.д.


5. Поэтическая разминка

Есть в осени ,................................

Короткая, но …………...    пора -

Весь день стоит как бы………..

И …………. ………….. вечера …

Где ……… серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины …………….. волос

Блести на ………………….. борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …….. бурь -

И льется  ………….   и  ……….. лазурь

На …………………………….поле.

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г.Определите  настроение, интонацию, характер лексики


6. Чтение с остановками

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

7. Синквейн

Синквейн – один приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного;

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – резюме. Вывод, одно слово, существительное.

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:


Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек


Татьяна

скромная, чувственная

работала, боялась, молчала

её любили и уважали

необыкновенная

8. Кластер

Составление кластера – особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Например, анализируя образ Герасима из произведения И.С.Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создаётся такой кластер:


9. Составление плана, тезирование.

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».


10. Составление граф-схемы.

Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.


11. Составление сводной таблицы

Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

12. Комментирование чтение

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся, поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

  1. Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или иной области знаний.
    В условиях модернизации образования учителя-предметники должны постепенно уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность.
    3. Групповая и парная формы работы.

«Именно в общении со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). 
Особым случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. 

4.Театрализация.

Театрализация - одна из форм групповой деятельности учащихся. Ребята с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы.

Использование парной формы контроля, взаимоконтроль.

Учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

5. Доклад или реферат о жизни и творчестве писателей поэтов и т.д. А это требует немалых усилий и умений:

  • понять тему сообщения, логику развития мысли,

  • извлечь нужную информацию (полно или частично),

  • собирать и систематизировать материал,

  • умений построения монологического высказывания;

  • составлять план, пользоваться различными типами речи,

  • строить высказывание в определенном стиле,


6. Проектная и исследовательская деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр коммуникативных УУД (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений).
На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».
- «Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их». 
  На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:


1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нетрадиционных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. 

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. 

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. 

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

 

















Список используемой литературы

1. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

2. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26

3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и

сотрудничества. - М.: Центр Педагогический поиск, 2000. - 144с.

5.Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991.

6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы"

Автор: Завацкая Ирина Ивановна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "«Средства формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(133) "sriedstva-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uud-uchashchikhsia-5-6-klassov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "117464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412791644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока английского языка "Мой рабочий день", УМК "Spotlight" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-moi-rabochii-dien-umk-spotlight-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231477"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442507423"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока литературы для 5 класса «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме"
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-5-klassa-sluchilis-dva-astronoma-v-piru-nauchnyie-istiny-v-poetichieskoi-formie"
    ["file_id"] => string(6) "280917"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453449822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства