kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье излагается материал о формировании ууд на основе краткого пересказа в начальной школе. Записаны задачи,цели работы пошагово, а также уровни усвоения ууд учащихся 4 класса по итогам задания.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В

НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ

        Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка.

Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому,

что отнюдь не однозначно соотносится с каким-либо одним лингвистическим

курсом, а также со школьными предметами – русским языком и литературой,

которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература.

Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни

человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и

рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные

изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в

истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам

развития речи.

Современная методика развития речи располагает собственными

исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую,

психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему

основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных

в науке экспериментальных данных

Проблема обучения краткому пересказу в начальной школе отмечается

как одна из важнейших. Этой проблемой занимаются научные сотрудники,

профессора, доктора педагогических наук и аспиранты сектора начальной

школы НИИ, такие как М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г.

Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и другие.

Изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе

направлено на достижение следующих целей:

§?Развитие речи, мышления, воображения школьников, способностей

выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,

развития интуиции и «чувства языка»; развитие художественно-

творческих и познавательных способностей, эмоциональной

отзывчивости при чтении художественных произведений,

формирование эстетического отношения к искусству слова;

§?Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в

диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

овладение навыками осознанного, беглого и выразительного чтения как

базового в системе образования младших школьников; формирование

читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной

читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой

деятельности;

§?Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к

родному языку, чувства сопричастности к сохранению его

уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к

родному слову, стремления совершенствовать свою речь; воспитание

интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром

художественной литературы; обогащение нравственного опыта

младших школьников;

§?Формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных

чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

В результате изучения русского языка и литературного чтения ученик

должен знать/понимать:

§?названия, основное содержание изученных литературных

произведений, их авторов;

§?элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,

аннотация);

§?типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

§?читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без

учета скорости);

§?определять тему и главную мысль произведения;

§?пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

§?делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

§?составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на

авторский текст; оценивать события, героев произведения;

§?читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

§?создавать небольшой устный текст на заданную тему;

§?приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки,

сказки);

§?различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),

различать сказки народные и литературные;

§?приводить примеры художественных произведений разной тематики по

изученному материалу;

§?создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

в форме повествования и описания;

§?соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

§?самостоятельного чтения книг;

§?высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

§?самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее

элементам;

§?работы с разными источниками информации (словарями,

справочниками, в том числе на электронных носителях).

§?передачи в устной и письменной форме несложных текстов по

интересующей младших школьников тематике.

Несмотря на большое количество публикаций, связанных с решением

проблемы обучения краткому пересказу в начальной школе, существует ряд

недостатков и недочетов:

- недостаточное количество методической литературы по системе

обучения краткому пересказу;

- слабая активность учителей в организации и решении этой проблемы;

- недостаточно учитываются индивидуальные и возрастные

особенности детей.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю

необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько

эффективным был процесс. Для выяснения этих и других вопросов

используется опытно-экспериментальная работа. Основное качественное

изменение работы с учащимися четвертого класса в том, что они наиболее

интенсивно вводятся в процесс сокращения текста, наиболее активно

приобщаются к самому процессу сокращения текста, отбору основного.

Возрастание емкости смысловых этапов, выделяемых учащимися в

тексте, в свою очередь свидетельствует о возросшей обобщающей функции

их мышления и речи. Это делает возможным ставить перед учащимися

четвертых классов такую задачу, как осуществление краткого пересказа в его

обобщающей форме. Учащиеся 4 класса должны уметь кратко

пересказывать текст, выделяя главное и четко излагая сформулированную

мысль. Целью нашего эксперимента было проследить эффективность работы

с кратким пересказом художественного текста в аспекте формирования

универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Перед опытно-экспериментальной работой мы поставили следующие задачи:

1) определить уровень знаний, умений и навыков учащихся;

2) определить условия эффективности некоторых видов работы с текстом

и подобрать задания для них;

3) опытным путем произвести проверку отобранных заданий.

В эксперименте участвовало 23 ученика 4  класса

При определении уровня знаний, умений и навыков на начало

эксперимента выделяем следующие критерии краткого пересказа

художественного текста:

высокий уровень – устный целостный монолог, в котором полностью

раскрыт смысл произведения, верно определены главные мысли и дана их

краткая формулировка;

выше среднего – устный монолог, полностью раскрывающий смысл

произведения, верно определены главные мысли, но изложены не кратко и

не четко;

средний уровень – устный монолог, в котором не выделена логическая

основа текста, упущены неважные структурные и событийные моменты, не

прослеживается причинно-следственная связь между событиями и героями;

ниже среднего – путаный монолог, в котором не выделены

смысловые части, не выделена логическая основа текста, упущены важные

моменты, нарушена причинно-следственная связь между событиями и

героями, обнаруживается непонимание содержания текста;

низкий уровень – отсутствие монолога, существенные искажения при

передаче авторского текста, нарушение последовательности событий.

На уроке ученикам дается задание, после выполнения которого

учащимся выставляются отметки, определяется уровень обученности.

Выполненная работа может оцениваться по 5-бальной системе.

В уровень, оценка,,5”.

ВС уровень, оценка,,4”.

С уровень, оценка,,3”.

НС уровень, оценка,,2”.

Н уровень, оценка,,1”.

Задание 1.

Цель: Учащиеся должны кратко передать содержание текста по вопросам

учителя.

А. Чехов «Ванька» (с. приложение №1).

Анализ полученных результатов:

§?у 1 (5,2%) ученика – высокий уровень подготовленности, т.к. он кратко

изложил смысл произведения, передав все основные события;

§?у 4 (21%) учеников – выше среднего уровня подготовленности, т.к.

полностью они раскрыли смысл, но не могли изложить кратко;

§?у 8 (42,1%) человек – средний уровень подготовленности, т.к. они не

смогли изложить текст кратко и неверно или не совсем верно

истолковали смысл произведения;

§?у 5 (26.3%) человек – ниже среднего уровня, т.к. не смогли изложить

содержание текста кратко, не передали смысл произведения, нечетко

формулировали свою речь;

§?у 1 (5,2%) ученика – низкий уровень, т.к. не смог выполнить задание.

Это задание выполнялось в начале эксперимента.

В ходе работы использовались следующие приемы и методы:

- ответы на вопросы учителя;

- составление собственных вопросов по тексту (работа в парах и группах);

- выразительное чтение;

- инсценировка диалогов;

- деление текста на смысловые части (работа в парах и в группах);

- название каждой части (работа в парах и группах);

- обоснование разделения текста на смысловые части (выступление 1

человека из группы);

- пересказ каждой смысловой части;

- выделение ключевых слов в каждой смысловой части (работа в парах и

группах);

- определение правил проверки пересказа (работа в парах и группах);

- составление письменного пересказа с использованием ключевых слов;

- устный пересказ всего текста по ключевым словам и т.д.

В ходе эксперимента у учащихся были сформированы следующие

универсальные учебные действия.

- Познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-

символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип

задачи и способ ее решения. Ученики находят схему, отображающую

логические отношения между известными данными и искомым,

устанавливают причинно-следственные связи между событиями, поведением

героев, их ролями в художественном тексте. Таким образом формируется

логическая модель, устанавливающая соотношение важного и

факультативного, данного и неизвестного. А это является важным шагом

учеников к успешному усвоению общего способа анализа произведения.

Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности

сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать

и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли в

коллективном проекте, взаимно контролировать действия друг друга и уметь

договариваться.

Регулятивное универсальное учебное действие – действие контроля

во время самопроверки и взаимопроверки пересказа текста. Для решения

этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки

пересказа текста, определяющие алгоритм действия.

Список литературы

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на

уроках обучения грамоте / Г.А. Бакулина – М.: «Владос», 2002.– 239 с.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на

уроках русского языка. 3 класс / Г.А. Бакулина – М.: «Владос», 2003. -

216 с.

3. Блинова Т.П. Роль диагностики, как средства изучения уровня развития

ученика / Т.П. Блинова // Начальная школа. – 2003. - №2. – с. 54-56.__

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В

НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ

Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка.

Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому,

что отнюдь не однозначно соотносится с каким-либо одним лингвистическим

курсом, а также со школьными предметами – русским языком и литературой,

которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература.

Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни

человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и

рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные

изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в

истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам

развития речи.

Современная методика развития речи располагает собственными

исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую,

психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему

основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных

в науке экспериментальных данных

Проблема обучения краткому пересказу в начальной школе отмечается

как одна из важнейших. Этой проблемой занимаются научные сотрудники,

профессора, доктора педагогических наук и аспиранты сектора начальной

школы НИИ, такие как М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г.

Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и другие.

Изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе

направлено на достижение следующих целей:

§Развитие речи, мышления, воображения школьников, способностей

выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,

развития интуиции и «чувства языка»; развитие художественно-

творческих и познавательных способностей, эмоциональной

отзывчивости при чтении художественных произведений,

формирование эстетического отношения к искусству слова;

§Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в

диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

овладение навыками осознанного, беглого и выразительного чтения как

базового в системе образования младших школьников; формирование

читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной

читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой

деятельности;

§Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к

родному языку, чувства сопричастности к сохранению его

уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к

родному слову, стремления совершенствовать свою речь; воспитание

интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром

художественной литературы; обогащение нравственного опыта

младших школьников;

§Формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных

чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

В результате изучения русского языка и литературного чтения ученик

должен знать/понимать:

§названия, основное содержание изученных литературных

произведений, их авторов;

§элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,

аннотация);

§типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

§читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без

учета скорости);

§определять тему и главную мысль произведения;

§пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

§делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

§составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на

авторский текст; оценивать события, героев произведения;

§читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

§создавать небольшой устный текст на заданную тему;

§приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки,

сказки);

§различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),

различать сказки народные и литературные;

§приводить примеры художественных произведений разной тематики по

изученному материалу;

§создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

в форме повествования и описания;

§соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

§самостоятельного чтения книг;

§высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

§самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее

элементам;

§работы с разными источниками информации (словарями,

справочниками, в том числе на электронных носителях).

§передачи в устной и письменной форме несложных текстов по

интересующей младших школьников тематике.

Несмотря на большое количество публикаций, связанных с решением

проблемы обучения краткому пересказу в начальной школе, существует ряд

недостатков и недочетов:

- недостаточное количество методической литературы по системе

обучения краткому пересказу;

- слабая активность учителей в организации и решении этой проблемы;

- недостаточно учитываются индивидуальные и возрастные

особенности детей.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю

необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько

эффективным был процесс. Для выяснения этих и других вопросов

используется опытно-экспериментальная работа. Основное качественное

изменение работы с учащимися четвертого класса в том, что они наиболее

интенсивно вводятся в процесс сокращения текста, наиболее активно

приобщаются к самому процессу сокращения текста, отбору основного.

Возрастание емкости смысловых этапов, выделяемых учащимися в

тексте, в свою очередь свидетельствует о возросшей обобщающей функции

их мышления и речи. Это делает возможным ставить перед учащимися

четвертых классов такую задачу, как осуществление краткого пересказа в его

обобщающей форме. Учащиеся 4 класса должны уметь кратко

пересказывать текст, выделяя главное и четко излагая сформулированную

мысль. Целью нашего эксперимента было проследить эффективность работы

с кратким пересказом художественного текста в аспекте формирования

универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Перед опытно-экспериментальной работой мы поставили следующие задачи:

1) определить уровень знаний, умений и навыков учащихся;

2) определить условия эффективности некоторых видов работы с текстом

и подобрать задания для них;

3) опытным путем произвести проверку отобранных заданий.

В эксперименте участвовало 23 ученика 4 класса

При определении уровня знаний, умений и навыков на начало

эксперимента выделяем следующие критерии краткого пересказа

художественного текста:

высокий уровень – устный целостный монолог, в котором полностью

раскрыт смысл произведения, верно определены главные мысли и дана их

краткая формулировка;

выше среднего – устный монолог, полностью раскрывающий смысл

произведения, верно определены главные мысли, но изложены не кратко и

не четко;

средний уровень – устный монолог, в котором не выделена логическая

основа текста, упущены неважные структурные и событийные моменты, не

прослеживается причинно-следственная связь между событиями и героями;

ниже среднего – путаный монолог, в котором не выделены

смысловые части, не выделена логическая основа текста, упущены важные

моменты, нарушена причинно-следственная связь между событиями и

героями, обнаруживается непонимание содержания текста;

низкий уровень – отсутствие монолога, существенные искажения при

передаче авторского текста, нарушение последовательности событий.

На уроке ученикам дается задание, после выполнения которого

учащимся выставляются отметки, определяется уровень обученности.

Выполненная работа может оцениваться по 5-бальной системе.

В уровень, оценка ,,5”.

ВС уровень, оценка ,,4”.

С уровень, оценка ,,3”.

НС уровень, оценка ,,2”.

Н уровень, оценка ,,1”.

Задание 1.

Цель: Учащиеся должны кратко передать содержание текста по вопросам

учителя.

А. Чехов «Ванька» (с. приложение №1).

Анализ полученных результатов:

§у 1 (5,2%) ученика – высокий уровень подготовленности, т.к. он кратко

изложил смысл произведения, передав все основные события;

§у 4 (21%) учеников – выше среднего уровня подготовленности, т.к.

полностью они раскрыли смысл, но не могли изложить кратко;

§у 8 (42,1%) человек – средний уровень подготовленности, т.к. они не

смогли изложить текст кратко и неверно или не совсем верно

истолковали смысл произведения;

§у 5 (26.3%) человек – ниже среднего уровня, т.к. не смогли изложить

содержание текста кратко, не передали смысл произведения, нечетко

формулировали свою речь;

§у 1 (5,2%) ученика – низкий уровень, т.к. не смог выполнить задание.

Это задание выполнялось в начале эксперимента.

В ходе работы использовались следующие приемы и методы:

- ответы на вопросы учителя;

- составление собственных вопросов по тексту (работа в парах и группах);

- выразительное чтение;

- инсценировка диалогов;

- деление текста на смысловые части (работа в парах и в группах);

- название каждой части (работа в парах и группах);

- обоснование разделения текста на смысловые части (выступление 1

человека из группы);

- пересказ каждой смысловой части;

- выделение ключевых слов в каждой смысловой части (работа в парах и

группах);

- определение правил проверки пересказа (работа в парах и группах);

- составление письменного пересказа с использованием ключевых слов;

- устный пересказ всего текста по ключевым словам и т.д.

В ходе эксперимента у учащихся были сформированы следующие

универсальные учебные действия.

- Познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-

символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип

задачи и способ ее решения. Ученики находят схему, отображающую

логические отношения между известными данными и искомым,

устанавливают причинно-следственные связи между событиями, поведением

героев, их ролями в художественном тексте. Таким образом формируется

логическая модель, устанавливающая соотношение важного и

факультативного, данного и неизвестного. А это является важным шагом

учеников к успешному усвоению общего способа анализа произведения.

Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности

сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать

и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли в

коллективном проекте, взаимно контролировать действия друг друга и уметь

договариваться.

Регулятивное универсальное учебное действие – действие контроля

во время самопроверки и взаимопроверки пересказа текста. Для решения

этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки

пересказа текста, определяющие алгоритм действия.

Список литературы

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на

уроках обучения грамоте / Г.А. Бакулина – М.: «Владос», 2002.– 239 с.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на

уроках русского языка. 3 класс / Г.А. Бакулина – М.: «Владос», 2003. -

216 с.

3. Блинова Т.П. Роль диагностики, как средства изучения уровня развития

ученика / Т.П. Блинова // Начальная школа. – 2003. - №2. – с. 54-56.__


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ

Автор: Корнилова Вера Николаевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства