kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Эльберт  Хаббарт

1.Введение

Актуальность

Нормативной основой для составления программы является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( Раздел 3. Пункт 19.4 « Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования»).

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).

УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).

УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель: показать, как формировать регулятивное УУД планирования в начальной школе

Задачи:

Дать определение регулятивного УУД планирования

Рассмотреть приемы формирования регулятивного УУД планирования

 

А.Г Асмолов, выделяет следующие  Универсальные учебные действия:

 

  • Личностные - смыслообразование, мотивация учения; Я-концепция и самооценка; морально-нравственное развитие; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Регулятивные – целеполагание, планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание; саморегуляция.
  • Познавательные – поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации, анализ и синтез; постановка и решение проблемы. 
  • Коммуникативные – социальная компетентность; навыки общения; сотрудничество и взаимодействие в группе; разрешение конфликтов.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

 

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

1.2.         Возможности  формирования регулятивных УУД на уроках русского языка

Проанализировав материалы УМК «Школа России», я выделила следующие регулятивные УУД планирования:

  • Осуществить действия по реализации плана
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

Этапы урока

Регулятивные

 УУД

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

Целеполагание

Организует мотивирование к учебной деятельности.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. В созданных условиях возникает внутренняя потребность включения в учебную деятельность

 ("надо” - "хочу” - "могу”) 

2.Актуализация и фиксирование знаний

Прогнозирование

Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию.

Вспоминают изученные способы действий,

пробуют выполнить учебное действие самостоятельно, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения

Оценка

Организует выявление учащимися места и причины затруднения

Соотносят свои действия с используемым способом действий

(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляет и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения, или способности, которых недостает для решения исходной задачи

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Планирование

На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

В парах, группах обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели.

5. Реализация построенного проекта.

Обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирают оптимальный вариант.

Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур

Контроль

Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция

 

 

 

 

 

 

Подбирает задания для тренировки изученного ранее материала.

Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как  промежуточный шаг (автоматизация умственных действий

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Фиксирует новое, изученное на уроке, и организует рефлексию

 

Заключение.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов »

Содержание работы Оглавление


1. Введение 3

2. Глава I Теоретические основы формирования регулятивных УУД планирования в начальной школе 4

2.1. Сущность и пути формирования регулятивного УУД планирования учебной деятельности на уроке 5

2.1.1. Понятие «универсальные учебные действия» 5

2.1.2. Понятие регулятивных УУД учебной деятельности 5

2.1.3. Приемы формирования регулятивного УУД планирования на уроках в начальной школе 7

2.2. Возможности формирования регулятивных УУД на уроках русского языка 8



«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Эльберт Хаббарт


1.Введение

Актуальность


Нормативной основой для составления программы является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( Раздел 3. Пункт 19.4 « Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования»).


В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).

УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).

УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.


Цель: показать, как формировать регулятивное УУД планирования в начальной школе

Задачи:


  • Дать определение регулятивного УУД планирования

  • Рассмотреть приемы формирования регулятивного УУД планирования

  • Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование регулятивного УУД планирования учащихся младших классов на уроках русского языка.

  1. Глава I Теоретические основы формирования регулятивных УУД планирования в начальной школе
    1. Сущность и пути формирования регулятивного УУД планирования учебной деятельности на уроке
      1. Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.


А.Г Асмолов, выделяет следующие Универсальные учебные действия:


  • Личностные - смыслообразование, мотивация учения; Я-концепция и самооценка; морально-нравственное развитие; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Регулятивные – целеполагание, планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание; саморегуляция.

  • Познавательные – поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации, анализ и синтез; постановка и решение проблемы. 

  • Коммуникативные – социальная компетентность; навыки общения; сотрудничество и взаимодействие в группе; разрешение конфликтов.

      1. Понятие регулятивных УУД учебной деятельности


Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.


Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:


  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».


Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.


      1. Приемы формирования регулятивного УУД планирования на уроках в начальной школе


На мой взгляд, особое место среди всех регулятивных УУД занимает УУД планирования. Любая профессиональная деятельность начинается непосредственно с составления плана действий. План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех учебной деятельности обучающегося. Умение правильно распределить свое время на уроке помогает быстро и четко достичь поставленной цели. Для учителя наиболее важным остается научить ребенка уметь планировать свои действия на уроке в условиях ограниченного учебного времени.


Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий планирования.


Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.


План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.


Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:


  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;

  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;

  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

  • Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.


Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.


Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

    1. Возможности формирования регулятивных УУД на уроках русского языка



Проанализировав материалы УМК «Школа России», я выделила следующие регулятивные УУД планирования:

  • Осуществить действия по реализации плана

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).


Каковы же возможности УМК «Школа России» в формировании регулятивных УУД планирования на уроках русского языка?

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся регулятивных УУД планирования, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. По данным УМК учителю при формировании УУД планирования следует активной использовать и дополнительные средства:

  • Справочные методические пособия

  • Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, (Например, таблицы с алгоритмами решений различных видов заданий)

  • Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.).

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать разработка типовых заданий для формирования УУД планирования на разных уроках в начальной школе. Подобрать такие задания учитель может самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

Практическая работа.

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания с точки зрения формирования регулятивных УУД.



Этапы урока

Регулятивные

УУД

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


1.Мотивирование к учебной деятельности

Целеполагание

Организует мотивирование к учебной деятельности.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. В созданных условиях возникает внутренняя потребность включения в учебную деятельность

("надо” - "хочу” - "могу”)

2.Актуализация и фиксирование знаний

Прогнозирование

Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию.

Вспоминают изученные способы действий,

пробуют выполнить учебное действие самостоятельно, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения

Оценка

Организует выявление учащимися места и причины затруднения

Соотносят свои действия с используемым способом действий

(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляет и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения, или способности, которых недостает для решения исходной задачи




4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Планирование

На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

В парах, группах обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели.

5. Реализация построенного проекта.



























Обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирают оптимальный вариант.



Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Коррекция

Организует парную, групповую работу.

В

форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур

Контроль

Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.


8. Включение в систему знаний и повторение.
















Коррекция




















Подбирает задания для тренировки изученного ранее материала.














Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (автоматизация умственных действий



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)



Саморегуляция



Фиксирует новое, изученное на уроке, и организует рефлексию



Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие пути






Заключение.



Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни



В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение


Источники литературы:

    1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика

    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

    3. Материалы сайта www.school2100.ru

    4. Улановская И.М. О некоторых результатах психологической экспертизы школ-внедренческих площадок Образовательной системы «Школа 2100»/ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукьянова Светлана Веньяминовна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "«Средства формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(133) "sriedstva-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uud-uchashchikhsia-5-6-klassov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "117464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412791644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Написание разделительного Ъ" ПНШ "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-napisaniie-razdielitiel-nogho-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "170630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423576817"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Средства формирования регулятивных ууд на уроках русского языка в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "sriedstva_formirovaniia_rieghuliativnykh_uud_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nacha"
    ["file_id"] => string(6) "381589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484900773"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства