kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы для 5 класса «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока литературы в 5 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной «Литература 5 класс»

Учитель Фомина Л. А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 13 г. Новокузнецка

Тема  «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме

Цель: расширений знаний о М. В. Ломоносове, знакомство с поэтическим творчеством М. В. Ломоносова

Задачи: развивающая: развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; oбогащение лексики, образовательная: знакомство с жанром стихотворения, обучение выразительному чтению и анализу стихотворного про изведения;, воспитательная: формирование отношения к литературе как к одной из основных национально-культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

Формируемые УУД:

Личностные : умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним. Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.

Метапредметные

Познавательные: умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять. Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные : целеполагание, умение планировать свою работу; умение делать выводы; овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение доказывать свою точку зрения.

Предметные: в познавательной (интеллектуальной) сфере: умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения, умение анализировать художественное произведение; умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа. В ценностно-ориентационной сфере: умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная установка, экран

Технология проведения

  1. Мотивация к учебной деятельности

1.Создает проблемную ситуацию: на предыдущем уроке узнали о М. В. Ломоносове, дома работали с дополнительными источниками.

-Можно ли утверждать, что жизнь и творчество М. В. Ломоносова вами достаточно изучены?

2.Проверяет качество домашней подготовки к уроку.

1.Осмысливают проблему, отвечают.

2.Строят ассоциаграмму

1.Вам было предложено рассказать дома о М. В. Ломоносове. Какая информация удивила ваших родителей

2. Во время слушания ответов составьте ассоциаграмму «М. М. Ломоносов»

Знакомство с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова

Умение слушать, строить монологическое высказывание. Личностные УУД: уважительное отношение к русской литературе.

Метапредметные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

  1. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.

Вы показали энциклопедические знания. Составьте словарную статью о Ломоносове.

Показывает образец словарной статьи на слайде.

Составляют статью в малых группах  ( по 2 человека)

Взаимопроверка по образцу.

Взаимооценка.

Составьте словарную статью о Ломоносове.

Проведите взаимопроверку

Знакомство с творчеством М. В. Ломоносова

Умение работать в группе. Умение систематизировать материал. Умение осуществлять взаимооценку по заданному образцу.

  1. Постановка учебной задачи.

1)Демонстрация слайдов.

2) «Логическая цепочка»

Ставит  задачу. Демонстрирует слайд.

 Представляет логическую цепочку фактов жизни Ломоносова.

1.Отвечают.        

2.Осмысляют закономерность построения логической цепочки. Предполагают, о чем пойдет речь на уроке.

Какое отношение в логической цепочке к Ломоносову имеют астрономическая обсерватория  и стихотворения?

Межпредметные знания. Формирование читательских умений.

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

4.Построение проекта выхода из затруднения

1)Чтение стихотворения. 2)Формулирование 3)Словарно- терминологическая работа.

Демонстрирует презентацию, комментирует слайды.

Вводит новые слова

1.Слушают, определяют тему, формулируют цель урока, задачи, планируют под руководством учителя учебные действия, необходимые для освоения темы.

- Послушайте стихотворения, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Тогда какой будет цель?

 -Что мы должны сделать для реализации цели урока?

Знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведения.

Обогащение лексического запаса литературоведческими терминами.

Целеполагание, умение осуществлять планирование учебных действий.

5.Первичное закрепление.

1)Беседа.

2) Самостоятельное чтение.

3) Ответы на вопросы учебника.

Организует беседу.

Отвечают на вопросы.

- Какие мысли и чувства вызвало стихотворение?

- В чем необычность жанра?

- Как, по- вашему необходимо читать стихотворение?

- Прочитайте самостоятельно в полголоса, стараясь передать настроение автора, продумайте ответы на вопросы учебника.

Обучение выразительному чтению.

Умение находить информацию.

6.Самостоятельная работа :

1)подготовка к выразительному чтению.

2) взаимопроверка

3) хоровое выразительное чтение  под руководством учителя

Напоминает правила составления речевой партитуры, наблюдает, осуществляет индивидуальную помощь

Составляют речевую партитуру: расставляют логическое ударение, паузы

- Что необходимо для выразительного чтения стихотворения?

- С какой интонацией следует читать произведение?

- Какие средства художественной изобразительности помогают передать идею стихотворения?

- Как надо изобразить астронома?

- Как должен звучать ответ повара?

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев, находить изобразительно выразительные средства языка

Взаимооценка, умение слушать

7.Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы слайда

Отвечают

- Понравилось ли стихотворение?

- Что нового узнали на уроке?

-Интересно ли было?

 - О чем хотелось бы рассказать дома?

Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

Умение давать самооценку и рефлексию

8. Домашнее задание

Демонстрирует слайд

Записывают в дневники

1) выучить стихотворение наизусть;

На выбор: нарисовать иллюстрации к стихотворению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы для 5 класса «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме»

Технологическая карта

урока литературы в 5 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной «Литература 5 класс»

Учитель Фомина Л. А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 13 г. Новокузнецка

Тема «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме_______________________________________________

Цель: расширений знаний о М. В. Ломоносове, знакомство с поэтическим творчеством М. В. Ломоносова_____________________________

Задачи: развивающая: развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; oбогащение лексики, образовательная: знакомство с жанром стихотворения, обучение выразительному чтению и анализу стихотворного про изведения; , воспитательная: формирование отношения к литературе как к одной из основных национально-культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

Формируемые УУД:

Личностные : умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним. Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.

Метапредметные

Познавательные: умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять. Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные : целеполагание, умение планировать свою работу; умение делать выводы; овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение доказывать свою точку зрения.

Предметные: в познавательной (интеллектуальной) сфере: умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения, умение анализировать художественное произведение; умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа. В ценностно-ориентационной сфере: умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная установка, экран______________________________________________________

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

1.Создает проблемную ситуацию: на предыдущем уроке узнали о М. В. Ломоносове, дома работали с дополнительными источниками.

-Можно ли утверждать, что жизнь и творчество М. В. Ломоносова вами достаточно изучены?

2.Проверяет качество домашней подготовки к уроку.

1.Осмысливают проблему, отвечают.













2.Строят ассоциаграмму






1.Вам было предложено рассказать дома о М. В. Ломоносове. Какая информация удивила ваших родителей?









2. Во время слушания ответов составьте ассоциаграмму «М. М. Ломоносов»

Знакомство с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова

Умение слушать, строить монологическое высказывание. Личностные УУД: уважительное отношение к русской литературе.

Метапредметные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

  1. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.

Вы показали энциклопедические знания. Составьте словарную статью о Ломоносове.

Показывает образец словарной статьи на слайде.

Составляют статью в малых группах

( по 2 человека)


Взаимопроверка по образцу.

Взаимооценка.

Составьте словарную статью о Ломоносове.

Проведите взаимопроверку

Знакомство с творчеством М. В. Ломоносова

Умение работать в группе. Умение систематизировать материал. Умение осуществлять взаимооценку по заданному образцу.

  1. Постановка учебной задачи.

1)Демонстрация слайдов.

2) «Логическая цепочка»

Ставит задачу. Демонстрирует слайд.

Представляет логическую цепочку фактов жизни Ломоносова.

1.Отвечают.

2.Осмысляют закономерность построения логической цепочки. Предполагают, о чем пойдет речь на уроке.


Какое отношение в логической цепочке к Ломоносову имеют астрономическая обсерватория и стихотворения?

Межпредметные знания. Формирование читательских умений.

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

4.Построение проекта выхода из затруднения

1)Чтение стихотворения. 2)Формулирование 3)Словарно- терминологическая работа.


Демонстрирует презентацию, комментирует слайды.

Вводит новые слова

1.Слушают, определяют тему, формулируют цель урока, задачи, планируют под руководством учителя учебные действия, необходимые для освоения темы.

- Послушайте стихотворения, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Тогда какой будет цель?

-Что мы должны сделать для реализации цели урока?

Знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведения.

Обогащение лексического запаса литературоведческими терминами.

Целеполагание, умение осуществлять планирование учебных действий.

5.Первичное закрепление.

1)Беседа.

2) Самостоятельное чтение.

3) Ответы на вопросы учебника.

Организует беседу.

Отвечают на вопросы.

- Какие мысли и чувства вызвало стихотворение?

- В чем необычность жанра?

- Как, по- вашему необходимо читать стихотворение?

- Прочитайте самостоятельно в полголоса, стараясь передать настроение автора, продумайте ответы на вопросы учебника.

Обучение выразительному чтению.


Умение находить информацию.

6.Самостоятельная работа :

1)подготовка к выразительному чтению.

2) взаимопроверка

3) хоровое выразительное чтение под руководством учителя

Напоминает правила составления речевой партитуры, наблюдает, осуществляет индивидуальную помощь

Составляют речевую партитуру: расставляют логическое ударение, паузы

- Что необходимо для выразительного чтения стихотворения?

- С какой интонацией следует читать произведение?

- Какие средства художественной изобразительности помогают передать идею стихотворения?

- Как надо изобразить астронома?

- Как должен звучать ответ повара?

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев, находить изобразительно выразительные средства языка

Взаимооценка, умение слушать

7.Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы слайда

Отвечают

- Понравилось ли стихотворение?

- Что нового узнали на уроке?

-Интересно ли было?

- О чем хотелось бы рассказать дома?

Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;


Умение давать самооценку и рефлексию

8. Домашнее задание

Демонстрирует слайд

Записывают в дневники

1) выучить стихотворение наизусть;

На выбор: нарисовать иллюстрации к стихотворению








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фомина Людмила Александровна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока литературы для 5 класса «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме"
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-5-klassa-sluchilis-dva-astronoma-v-piru-nauchnyie-istiny-v-poetichieskoi-formie"
    ["file_id"] => string(6) "280917"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453449822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства