– | | Начинай урок энергично и веди его так, чтобы каждый ученик с начала его и до конца был занят делом. Держи в поле зрения весь класс. | – | | Не начинай ни одной работы в классе, если ты не овладел вниманием учеников, причём всех без исключения. | | | Не трать время на мелочи: успокаивание учащихся, развешивание таблиц, "вытягивания” ученика, явно не подготовившего урок. | – | | Опоздавших и нарушителей дисциплины немедленно вызывай отвечать урок. | – | | Лучший способ установить дисциплину – вести урок так, чтобы у учащихся не оставалось возможности отвлекаться на постороннее. | – | | Требования, выраженные в твоём замечании, обязательно доводи до конца, иначе учащиеся привыкнут не замечать их. | – | | На уроке должны больше говорить учащиеся. | – | | Не увлекайся коллективными формами работы, не создавай видимость благополучия. | – | | Строже спрашивай учащихся, особенно лентяев. Завышенная оценка роняет авторитет учителя. Введи уплотнённый учёт (один ученик отвечает устно у доски, второй готовит письменный ответ на доске, два-три ученика за партой за ограниченное время пишут ответ на листочках). | – | | Не давай трафаретные уроки, пусть каждый урок будет интереснее предыдущего. | – | | Соразмеряй темп объяснения с темпом мышления учащихся, следи, как действует твоё объяснение, без нужды не употребляй незнакомых детям слов. Как бы ты ни был умён, приспосабливай свой язык к детскому пониманию. | – | | Излагая новый материал, ставь перед учащимися проблемы, которые бы побуждали их мыслить, более эмоционально излагай материал, избегай равнодушного отношения к излагаемым проблемам. Не будет огонька у учителя – никогда не удастся зажечь его у учащихся. | – | | Если учитель говорит монотонно, это несомненный признак того, что сам он равнодушен к тому, что излагает. Побольше эмоциональных, ярких примеров и сравнений! | – | | Сосредоточивай внимание учащихся на главном, не перегружай их память второстепенными деталями. | – | | Добивайся усвоения нового материала на самом уроке. | – | | Подумай, не получают ли у тебя учащиеся тройки, не готовя урок. | Анализ неудачного урока – | | Учитель весь учебный материал рассказывает сам, учащиеся пассивны. | – | | Учитель в готовом виде сообщает факты, поспешно переходит от одного вопроса к другому, не считаясь, успевают за ним дети или нет. | – | | Объясняя новый материал, учитель слушает только себя, рассказывает монотонно, длинными фразами, без нужды употребляет незнакомые детям слова. | – | | Учитель не сосредоточивает внимание учащихся на главном, перегружает их память второстепенными деталями. | – | | Объяснение не прерывается вопросами к классу; учащиеся не учатся наблюдать, размышлять, обобщать. | – | | Учитель объясняет урок, хотя учащиеся занимаются своими делами. | – | | Учителя не интересует, как материал воспринимается учащимися. | – | | Учитель излагает материал теми же словами, что и учебник, не выходит за рамки учебника. | – | | После объяснения новый материал не закрепляется, учащихся не ставят в ситуации, где бы они применяли полученные знания. | – | | Учащиеся не подготовлены к домашнему заданию предшествующей учебной работой. | – | | Учитель нерационально разбазаривает время урока: долго отчитывает опоздавших, готовит наглядность и необходимые чертежи непосредственно на уроке, "вытягивает” ученика, явно не подготовившего урок. | – | | Учитель под звонок наспех сообщает домашнее задание, ограничивается сообщением параграфа и страницы. | – | | Учитель успевает объяснить материал только до половины, остальное перекладывает на домашнюю работу. | – | | Учитель предлагает задания, которые не требует активности мышления, не способствуют умственному развитию учащихся. | – | | Учитель задаёт вопросы из учебника и в той же последовательности, что и в учебнике. | – | | Учитель требует от учащихся механического заучивания, предлагает учащимся только воспроизводящие вопросы, не ставит перед учащимися проблемные, неожиданные вопросы. | – | | Учитель неясно (длинно и громоздко) сформулировал вопрос, и ученик не сразу понял, что имел в виду учитель. | – | | Учитель часто прерывает рассказ учащихся, не даёт собраться с мыслями, торопит ученика, вмешивается в его ответ, начинает отвечать за ученика, создаёт обстановку нервозности, портит учащимся настроение. | – | | Учитель небрежно выслушивает учащихся, выспрашивает второстепенные детали, придирается по пустякам. | – | | Учащиеся не знают, что от них требуют. | | |