kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Формы коллективной работы при учете и контроле знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы коллективной работы  при учете и контроле знаний

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и контроль знаний учащихся. Действительно, проверка и  контроль знаний – необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех.

Проверку и оценку знаний выполняют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. С их помощью выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя.

На основе проверки и оценки знаний выставляются текущие, четвертные и годовые отметки, проходит аттестация учащихся, перевод их из класса в класс, определяется готовность к дальнейшему обучению.

От того, как осуществляется проверка и контроль знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учению, домашней, классной, внеклассной работе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

Многосторонняя значимость педагогической оценки под стать и сложной деятельности педагога, оценивающего знания учащихся. Многие начинающие учителя признают самой сложной из своих функций оценку и проверку знаний. Но и наличие стажа не снимает трудностей. Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования самым тесным образом связаны с этими вопросами. Проверка и контроль знаний дают необходимую информацию для организации учебного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических  и воспитательных задач.

Итак, основные цели проверки – получение обратной информации о подготовленности детей к дальнейшей работе над новыми вопросами курса и подведение итогов обучения. Они определяют два основных вида проверки: текущую проверку знаний, умений и навыков учащихся, осуществляемую из урока в урок, и итоговую или тематическую проверку, приуроченную к окончанию работы над тем или иным разделом или по окончании каждой четверти, учебного года, по окончании каждой темы. Предварительная проверка знаний необходима при переходе к изучению каждого нового вопроса, рассмотрение которого опирается на использование тех знаний, умений и навыков, которыми дети должны были овладеть на предыдущих занятиях. Особенно большое значение этот вид проверки имеет в начальных классах. Наиболее оперативной формой такой предварительной проверки является контрольно-повторная работа. Проведена она может быть в форме математического диктанта, в использовании перфокарт, в работе по карточкам. Такие работы не должны быть объемными и занимать на уроке не более 5-15 минут. В первые дни учебных занятий они могут проводиться ежедневно, служа отправным моментом для учителя при решении вопроса, как определить цели и задачи уроков повторения в начале года.

Очень хорошо, если бы такие работы учитель сумел проверить на этом же уроке, хотя бы проследить пояснения детей,  в ходе которых будут повторены и соответствующие правила, обнаружены и исправлены ошибки. Мне в работе помогают средства обратной связи / сигнальные карточки, круги, веры, квадрат «Да», «Нет», индивидуальные доски, перфокарты, блок-сигнал и другие наглядные пособия/, которые к каждой теме мы стараемся сделать с ребятами. Использую взаимопроверку работы учащихся.

В начальных классах можно интересно организовать групповую работу над проверкой и контролем знаний в самых разных формах.

Метод групповой работы

Учитель говорит первоклассникам: «Вы уже научились составлять звуковые схемы слова. Пора вам становиться моими помощниками. Мне же трудно быстро обойти весь класс и проверить работу каждого. Сейчас я научу вас мне помогать. Каждый может стать капельку учителем. Кто хочет? /Разумеется, хотят все/. Вы будете проверять работу друг друга, помогать друг другу, советоваться. А для этого повернитесь друг к другу, чтобы вам было удобнее.

Посмотрите каждый на работу соседа - на схему слова «шар». Если что-то неверно, покажите, какой звук вы бы заменили, докажите товарищу или убедитесь в своей ошибке и исправьте. Если же вы оба довольны работой друг друга, то покажите это мне так. /Учитель вводит новый жест на уроке – две рядом поднятые руки/.

Учитель объясняет: «Одна поднятая рука означает: Я знаю. Я хочу ответить. Мне надо к вам обратиться». А две поднятые руки означают: «Мы обсудили. Мы договорились. Мы согласны друг с другом. Мы это сделали вместе». Но «вместе» должно быть не на словах, а на деле. Учитель сразу задает ситуацию, наглядно демонстрирующую детям, что общая работа – не просто сумма двух работ.

Учитель: Я скажу слово, посчитайте, сколько в нем слогов, шепотом посоветуйтесь друг с другом, чтобы у вас получилось все одинаково и пальчиками покажите мне свой ответ – один на двоих. Мое слово – крокодил.

Наташа: Кро-ко-дил. Три.

Паша: И у меня три. Одинаково! Давай руку! /И дети радостно берутся за руки и, поднимая, каждый показывает по три пальчика.

Учитель демонстративно пересчитывает вслух пальцы Наташи и Павлика и говорит, сто в слове 6 слогов. Только теперь они поняли свою ошибку, смеются и загибают лишние пальчики.

Следующее слово «обезьяна». Слышу, как Света доказывает Андрюше: «4 гласных, значит, 4 слога, а ты первый слог пропустил». «Верно, 4! Значит, два твоих пальца и два моих». Они, довольные, поднимают руки и еще раз сами пересчитывают результат.

Ошибки совместных действий будут повторяться довольно долго. Конечно, с одного раза дети не научатся замечать разницу своих точек зрения, но после нескольких правильных комментариев такие ошибки исчезают.

Женя и Наташа по-разному разобрали слово «велосипед». Женя неверно поставил ударение.

Учитель: Вы почему не поднимаете руку? Не можете договориться?

Наташа: Я ему твержу, что ударение на последнем слоге, а он не верит.

Учитель: А он не должен тебе верить. Как ты его убеждала?

Женя: Она просто переставила мое ударение. А я взял и назад его поставил.

Учитель: Ну и правильно сделал. Ты не должен Наташе подчиняться, если она тебя не убедила. А ты, Наташа, возьми и прочти слово с его ударением, и  Жене все сразу станет ясно.

Девочка читает слово, а Женя, улыбаясь, исправляет свою ошибку.

- Молодец, Женя! Никогда не соглашайся с Наташей просто так, требуй доказательств. А ты, Наташа, не должна навязывать свою точку зрения, тем более, что ты очень хорошо умеешь убеждать, - подводит итог учитель.

Нормы и образцы умения договариваться, слушать друг друга, доказывать правоту предлагаются классу на самых элементарных заданиях.

Например, дети учатся различать парные согласные. На парте лежит разложенный веер. Каждый ребенок должен молча положить пальчик на нужную букву. Если пальцы легли на одну и ту же букву, значит, дети умеют мыслить одинаково, обсуждать им нечего, и они показывают учителю результат, поднимая вдвоем одну карточку. Если пальцы легли на разные буквы, значит, необходимо договариваться.

А если Катя сама доказать не может, но чувствует, что прав Алеша? А если Света делает все очень быстро, должна ли она ждать медлительного Андрюшу? А что делать Тане, если Нина думать не хочет и во всем ее копирует? Из анализа таких ситуаций, из разбора реальных трудностей и конфликтов, которые неминуемо возникают, пока еще дети только учатся работать сообща, вырастет этикет совместной работы. При этом восприимчивость, чувствительность детей первого-третьего классов к нормам поведения так высока, что они достаточно быстро осваивают эти нормы коллективной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формы коллективной работы при учете и контроле знаний" »

Формы коллективной работы при учете и контроле знаний

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и контроль знаний учащихся. Действительно, проверка и контроль знаний – необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех.

Проверку и оценку знаний выполняют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. С их помощью выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя.

На основе проверки и оценки знаний выставляются текущие, четвертные и годовые отметки, проходит аттестация учащихся, перевод их из класса в класс, определяется готовность к дальнейшему обучению.

От того, как осуществляется проверка и контроль знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учению, домашней, классной, внеклассной работе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

Многосторонняя значимость педагогической оценки под стать и сложной деятельности педагога, оценивающего знания учащихся. Многие начинающие учителя признают самой сложной из своих функций оценку и проверку знаний. Но и наличие стажа не снимает трудностей. Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования самым тесным образом связаны с этими вопросами. Проверка и контроль знаний дают необходимую информацию для организации учебного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач.

Итак, основные цели проверки – получение обратной информации о подготовленности детей к дальнейшей работе над новыми вопросами курса и подведение итогов обучения. Они определяют два основных вида проверки: текущую проверку знаний, умений и навыков учащихся, осуществляемую из урока в урок, и итоговую или тематическую проверку, приуроченную к окончанию работы над тем или иным разделом или по окончании каждой четверти, учебного года, по окончании каждой темы. Предварительная проверка знаний необходима при переходе к изучению каждого нового вопроса, рассмотрение которого опирается на использование тех знаний, умений и навыков, которыми дети должны были овладеть на предыдущих занятиях. Особенно большое значение этот вид проверки имеет в начальных классах. Наиболее оперативной формой такой предварительной проверки является контрольно-повторная работа. Проведена она может быть в форме математического диктанта, в использовании перфокарт, в работе по карточкам. Такие работы не должны быть объемными и занимать на уроке не более 5-15 минут. В первые дни учебных занятий они могут проводиться ежедневно, служа отправным моментом для учителя при решении вопроса, как определить цели и задачи уроков повторения в начале года.

Очень хорошо, если бы такие работы учитель сумел проверить на этом же уроке, хотя бы проследить пояснения детей, в ходе которых будут повторены и соответствующие правила, обнаружены и исправлены ошибки. Мне в работе помогают средства обратной связи / сигнальные карточки, круги, веры, квадрат «Да», «Нет», индивидуальные доски, перфокарты, блок-сигнал и другие наглядные пособия/, которые к каждой теме мы стараемся сделать с ребятами. Использую взаимопроверку работы учащихся.

В начальных классах можно интересно организовать групповую работу над проверкой и контролем знаний в самых разных формах.

Метод групповой работы

Учитель говорит первоклассникам: «Вы уже научились составлять звуковые схемы слова. Пора вам становиться моими помощниками. Мне же трудно быстро обойти весь класс и проверить работу каждого. Сейчас я научу вас мне помогать. Каждый может стать капельку учителем. Кто хочет? /Разумеется, хотят все/. Вы будете проверять работу друг друга, помогать друг другу, советоваться. А для этого повернитесь друг к другу, чтобы вам было удобнее.

Посмотрите каждый на работу соседа - на схему слова «шар». Если что-то неверно, покажите, какой звук вы бы заменили, докажите товарищу или убедитесь в своей ошибке и исправьте. Если же вы оба довольны работой друг друга, то покажите это мне так. /Учитель вводит новый жест на уроке – две рядом поднятые руки/.

Учитель объясняет: «Одна поднятая рука означает: Я знаю. Я хочу ответить. Мне надо к вам обратиться». А две поднятые руки означают: «Мы обсудили. Мы договорились. Мы согласны друг с другом. Мы это сделали вместе». Но «вместе» должно быть не на словах, а на деле. Учитель сразу задает ситуацию, наглядно демонстрирующую детям, что общая работа – не просто сумма двух работ.

Учитель: Я скажу слово, посчитайте, сколько в нем слогов, шепотом посоветуйтесь друг с другом, чтобы у вас получилось все одинаково и пальчиками покажите мне свой ответ – один на двоих. Мое слово – крокодил.

Наташа: Кро-ко-дил. Три.

Паша: И у меня три. Одинаково! Давай руку! /И дети радостно берутся за руки и, поднимая, каждый показывает по три пальчика.

Учитель демонстративно пересчитывает вслух пальцы Наташи и Павлика и говорит, сто в слове 6 слогов. Только теперь они поняли свою ошибку, смеются и загибают лишние пальчики.

Следующее слово «обезьяна». Слышу, как Света доказывает Андрюше: «4 гласных, значит, 4 слога, а ты первый слог пропустил». «Верно, 4! Значит, два твоих пальца и два моих». Они, довольные, поднимают руки и еще раз сами пересчитывают результат.

Ошибки совместных действий будут повторяться довольно долго. Конечно, с одного раза дети не научатся замечать разницу своих точек зрения, но после нескольких правильных комментариев такие ошибки исчезают.

Женя и Наташа по-разному разобрали слово «велосипед». Женя неверно поставил ударение.

Учитель: Вы почему не поднимаете руку? Не можете договориться?

Наташа: Я ему твержу, что ударение на последнем слоге, а он не верит.

Учитель: А он не должен тебе верить. Как ты его убеждала?

Женя: Она просто переставила мое ударение. А я взял и назад его поставил.

Учитель: Ну и правильно сделал. Ты не должен Наташе подчиняться, если она тебя не убедила. А ты, Наташа, возьми и прочти слово с его ударением, и Жене все сразу станет ясно.

Девочка читает слово, а Женя, улыбаясь, исправляет свою ошибку.

- Молодец, Женя! Никогда не соглашайся с Наташей просто так, требуй доказательств. А ты, Наташа, не должна навязывать свою точку зрения, тем более, что ты очень хорошо умеешь убеждать, - подводит итог учитель.

Нормы и образцы умения договариваться, слушать друг друга, доказывать правоту предлагаются классу на самых элементарных заданиях.

Например, дети учатся различать парные согласные. На парте лежит разложенный веер. Каждый ребенок должен молча положить пальчик на нужную букву. Если пальцы легли на одну и ту же букву, значит, дети умеют мыслить одинаково, обсуждать им нечего, и они показывают учителю результат, поднимая вдвоем одну карточку. Если пальцы легли на разные буквы, значит, необходимо договариваться.

А если Катя сама доказать не может, но чувствует, что прав Алеша? А если Света делает все очень быстро, должна ли она ждать медлительного Андрюшу? А что делать Тане, если Нина думать не хочет и во всем ее копирует? Из анализа таких ситуаций, из разбора реальных трудностей и конфликтов, которые неминуемо возникают, пока еще дети только учатся работать сообща, вырастет этикет совместной работы. При этом восприимчивость, чувствительность детей первого-третьего классов к нормам поведения так высока, что они достаточно быстро осваивают эти нормы коллективной работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Статья на тему "Формы коллективной работы при учете и контроле знаний"

Автор: Сендажи Марта Ондаровна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Статья "Интегрированное обучение в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(58) "stat-ia-intieghrirovannoie-obuchieniie-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120685"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413786087"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Проектная технология - образовательная технология XXI века "
    ["seo_title"] => string(69) "proiektnaia-tiekhnologhiia-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "163654"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422524978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства