Созидание и творчество – интеллект будущего
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения, быть успешным в обучении.
Если говорить о самом понятии «качество образования», то оно – неоднозначный термин для понимания разными категориями в системе образования
1. «Качество» для учителей - означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия.
2. Учащиеся - часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе.
3. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей.
4. Будущие работодатели соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.
Качественное образование – это образование всех качеств личности,
Кто он - современный учитель? Какова его роль в будущей жизни ученика?
Всякая профессия начинается с призвания. Если врач наделен умом, современными знаниями о болезнях и способах их лечения, но его раздражает вид больных, их вечные жалобы, то ему противопоказано быть лечащим врачом.
Так и учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это означает? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждения не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях – маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом.
Отсюда вытекает и второе требование к учителю. Это – профессионализм. И если первое – любовь к детям – дается человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм – вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний.
Если учитель крепко владеет таким набором необходимых качеств, то он приобретает фундамент будущей профессии и может стать неплохим учителем.
Но чтобы давать действительно полноценные знания, чтобы были интересными уроки, беседы, развивающие занятия, достаточно ли этих знаний?
Ведь еще древние говорили, что тот, кто не идет вперед, тот идет назад. А многому ли может научить учитель, сам мало знающий, мало читающий, ограничивающий свой кругозор учебником и методичкой к нему? Ответ ясен: ограниченный учитель выпустит ограниченного ученика.
Значит, учителю необходимо всю жизнь саморазвитие, самообразование, то, что называется эрудицией.
И вот при таком сплаве любви к детям, профессионализме и эрудиции получается, как говорил Л.Н. Толстой «совершенный учитель» и «тем сильнее будет влияние такого учителя на детей, тем более будет доставлять радости каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце каждый его упрек и, следовательно, все дело воспитания будет несравненно благотворнее».
Наше учреждение сегодня в целом характеризует высокая степень подготовленности и профессионализма педагогических работников. Почти 90% педагогов имеют высшее образование, 6% - студенты-заочники, 70 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию, почти 40% педагогов ежегодно проходят курсы повышения квалификации. Постоянно педагоги нашей школы участвуют в конкурсах профессионального мастерства и при том результативно.
Перед школой ставится задача создать условия для удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей конкретного ребенка. Добиться того, чтобы уже в школе ребенок мог сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни и в дальнейшем полноценно включиться в постоянно меняющийся мир. 80% учащихся нашей школы считают, что предметное обучение необходимо для приобретения профессии.
Это только поначалу профессия учителя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных на первый взгляд нюансов.
Во-первых, это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из наших учеников и как впоследствии сложится их судьба... Именно мы закладываем основы для их дальнейшего развития. 60% учащихся считают, что обучение в нашей школе помогает развитию интеллектуальных способностей.
Во-вторых, помимо любви к детям, мы должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы, с одной стороны, дать ученикам основные, необходимые им знания, минуя лишнее, второстепенное и необязательное; а с другой, снабдить более полной, глубокой информацией заинтересованную именно вашим предметом часть класса. 75% учащихся школы отметили, что наши педагоги обладают профессиональным мастерством.
В-третъих, мы просто обязаны любить свой предмет! Иначе вы никогда, как не старайтесь, не заинтересуете им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой. 35% учащихся школы считают, что наши педагоги любят свой предмет и хотят работать.
Необходимо помнить, что даже у маленького ребёнка, есть самолюбие и чувство собственного достоинства, ребёнок – это маленькая, но уже личность. Нужно любить учеников и быть психологом. 60% учащихся школы отметили, что наши педагоги ставят отметку учащемуся не за личные качества, а по результатам, которых он достигает, находят в себе силы признавать, что прав ученик, могут поставить себя на место ученика. Для ученика педагог должен стать любимым учителем, чтобы ребёнок ждал следующего урока, на котором он сможет сделать множество разных, до сих пор не известных ему открытий, тогда сам учебный процесс ему будет не в тягость.
Продолжая дальше, возникает вопрос:
Так кто он - современный ученик? О чём думает? Чего хочет добиться в жизни? Чему мы хотим его научить?
Наши ученики – это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса. Сегодня модель выпускника сводится к высоко нравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе.
Мы передаём свои знания ребёнку, помогаем ему стать высоконравственной, культурной, творчески активной, социально зрелой личностью, конкурентно способной на рынке труда.
В современной школе специализация обучения осуществляется в основном через предметы, предметные области или – более широко – области знания (естественнонаучное, гуманитарное, техническое направление). В наш век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем.
Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности ученика.
Поставленные задачи учителя-предметники решают на своих уроках.
У нас есть желание передать свои знания ученикам, но всегда ли наши желания совпадают с потребностями учеников.
Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются, на мой взгляд, интегрированные уроки.
Интегрирование знаний всех наук позволит привести к ожидаемому результату: усилению осознанных потребностей в получении знаний, переносе теоретических знаний в практическую деятельность и их использовании в нестандартных ситуациях.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Это:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего средством развития личности ученика, дать возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов, содержание школьных предметов должно быть направленно на ознакомление с миром профессий.
Информатика для многих учащихся интересна, легко даётся и многие связывают с ней свою будущую профессию, возможно, это объясняется бурным развитием всемирной информатизации. И поэтому целесообразно организовать процесс обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся - способом дистанционного обучения. Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени общего среднего образования и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего.
Основной принцип дистанционного обучения: "Знания доставляются к человеку". При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения.
Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.
Мы приходим к выводу, что каждый предмет имеет определённое значение в будущей жизни учащихся. Умение доказать надобность предмета столь же велика, как и понимание учителем каждого ученика. и сегодня хочется услышать мнения учителей-предметников о роли их предметов в жизни ученика.
Я думаю, учителя выскажут свое мнение - убедительные аргументы своим ученикам, которые не желают верить нам (педагогам) только как обладающим властью у доски, а желают быть обращенными в веру тех, кто стоит у доски.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен сделать выбор профессии.
Уважаемые коллеги!
Мы выбрали профессию учителя – по словам Яна Амоса Каменского «самую прекрасную под солнцем, поскольку деятельность учителя способствует тому, чтобы не было мрака, смятения и разлада, а больше света, порядка, мира и спокойствия».
Наверное, каждый из нас может сказать:
«Я – учитель, значит буду стремиться: открыть ученику путь к познанию мира таким, каков он есть, не оставлю его в познании без надежды, буду учить его служить истине и терпимости к заблуждениям, развивать его врождённые способности во благо его самого, во благо окружающих людей, во благо мира.
Я – учитель, значит, буду стремиться: быть примером для ребёнка и показать ему как можно преодолеть собственные слабости, бороться с искушениями и трудностями.
Я - учитель, значит, буду стремиться работать так, чтобы оставить грядущим поколениям мир, в котором стоило бы жить!».