Подход к лидерству основан на принципе «Работы по развитию лидерства учителя», в контексте которого учителя изменяются в ходе размышлений о своей практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Лидерство и управление"»
Статья по теме «Управление и лидерство в обучении»
Шелудько Е.В.
Мне, учителю русского языка и литературы, имеющему стаж работы более двадцати лет, естественно, более комфортно и проще идти по привычной дорожке, используя знания и навыки, полученные в институте и за годы работы. Однако Программа курсов Третьего Базового уровня предложила нам иные методики. Познакомившись с нею, стало очевидно, что знания, приобретённые из «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не всегда могут быть эффективными.
Много лет я работаю учителем в образовательной школе и вижу, как много могут сделать наши педагоги, какой огромный потенциал заложен в каждом из нас. Утверждение авторов «Руководства для учителей», что «существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний», очень четко отражает и мою позицию по данному вопросу.
Кого мы можем считать настоящим профессионалом? Ответить на этот вопрос мне помог модуль «Управление и лидерство в обучении».
Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.
Обсуждая с коллегами вопрос о профессионализме учителя, о том, какова роль педагога в образовании, я заметила, что в нашем современном мире педагог должен стремиться к профессионализму через совместную деятельность. Но многие учителя считают, что все свои силы необходимо сосредоточить лишь в работе с классом. Да, конечно, этим самым можно добиться высокого качества знаний и быть на хорошем счету у администрации. Однако секреты работы таких учителей используются ими только в личных целях. «Взамен этому необходим комплексный подход к профессионализму, согласно которому учитель является частью учебного сообщества, в рамках которого его практика совершенствуется, основываясь на исследованиях и инновациях, инициируемых учителем-лидером».
То есть, должно идти непрерывное изучение и внедрение передовой практики в свои школы, проведение дискуссий со своими коллегами, посещение уроков, общение на педагогических сайтах.
Что значит быть лидером в обучении?
В «Руководстве для учителей» сказано, что «лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию». По определению А.В. Луначарского, - учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. В повседневной жизни в школе учитель решает множество разнообразных задач в практической деятельности, так необходимых для его развития. Авторы Руководства подробно раскрыли последовательность этапов процесса по развитию лидерства учителя:
• Определение ценностей.
• Определение профессиональных задач.
• Согласование и консультирование с целью выяснения программы развития.
• Планирование действий.
• Согласование и консультирование с целью выяснения плана действий.
• Работа по развитию лидерства, основанная на исследовании.
• Работа в сетевом сообществе для содействия развитию профессиональных знаний.
Это можно осуществлять через совершенствование практики, через организацию и проведение семинаров, обучающих игр, тренингов, «круглых столов» по обмену педагогическим опытом.
В процессе их проведения у учителя формируются профессионально и личностно значимые качества и способности. Я считаю, что такая планомерная работа по развитию, должна поддерживаться и организовываться руководством школы. Ведь несомненно, что профессионализм учителя – это ресурс развития школы. Учитель проявляет лидерские качества, чтобы оказать влияние на своих коллег и окружение.
Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне, они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критической оценки, изменения и переоценки практики и политики. Лидерство рассматривается как изменения, вводимые учителем на протяжении всей Программы. В этой связи лидерство учителя в Программе определено отдельным модулем, с целью содействия фокусированию на нем внимания на разных уровнях. Подход к лидерству, адаптированный в данном модуле, основан на принципе «Работы по развитию лидерства учителя», в контексте которого учителя изменяются в ходе размышлений о своей практике. Они выявляют, исследуют, оценивают и развивают отдельные моменты собственной практики в соответствии с названными идеями. Данный модуль зависит от способности учителей критически мыслить, и в этой связи тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению».
Конечно, труд педагога не всегда ощутим сразу. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей значимости, ответственности, активности, объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию. Изучив модуль «Управление и лидерство в обучении» я пришла к выводу, что в своей педагогической практике я продолжу работу по совершенствованию собственной практики, используя знания, полученные при изучении модуля.