Пояснительная записка
Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно. Так что же такое самоуправление? Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Правовые основы ученического самоуправления в России отражены в Федеральном законе “Об образовании” за 1996 год. Статья 50: “Права и социальная защита обучающихся воспитанников” гласит: “Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений”.
Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Актуальность: главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия в детском коллективе создают благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и общественно полезной деятельности.
Программа «Я лидер» имеет социальную направленность. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать. Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. Необходимо установить преемственность между активистами начального звена и среднего, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности.
Настоящая программа внеурочной деятельности ученического самоуправления «Я лидер» разработана в рамках ФГОС ООО для учащихся 12 – 14 лет.
Программа рассчитана на 34 часа в 7 классе при 1 часе в неделю.
Цель и задачи программы
Цель:
- обучать лидеров работе с коллективом, умению выявлять и исправлять собственные ошибки;
- развивать творческие и организаторские способности, деловые качества, умение вести себя в конфликтных ситуациях;
- воспитывать нравственные качества: понимание, уважение к окружающим, способность принимать людей такими, какие они есть.
Задачи: добиться того, чтобы каждый лидер стал самостоятельным, толерантным, деловым, творческим человеком и научить этому других.
Формы организации работы с детьми
1.Коллективная работа
2.Индивидуальная работа
3.Групповая работа
Основные методы обучения
1.Беседа;
2.Игра: познавательная, развивающая;
3.Практическая работа.
Ожидаемые результаты программы
- могут организовать других;
- обладают навыками организации КТД;
- творчески подходят к любому делу;
- открыты и коммуникабельны;
- умеют находить приемлемый выход из самых сложных ситуаций;
- знают способы избегания конфликтов и умеют ими пользоваться;
- терпимы по отношению к окружающим, их качествам и недостаткам.
Учащиеся научатся:
1. деловому конструктивному взаимодействию в группе;
2.азам самоуправления;
3.развивать коммуникативную и эмоциональную культуру;
4.организовывать игровое взаимодействие на уровне группы, класса.
Учащиеся получат возможность научиться:
- коллективному целеполаганию и планированию;
- организации и проведения классных дел;
- индивидуальной и коллективной рефлексии.
- управлению собственным поведением с учетом не только собственных интересов, но и потребностей окружающих
- организаторским навыкам, умениям, развитию творческой активности по организации досуга.
Требования к личностным, метапредметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы в 7-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Календарно-тематический план
№ занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика
1-2
Самоуправление в детском коллективе
2
1
1
3-4
Кто ведёт за собой?
2
1
1
5-6
Лидер - созидатель, лидер – разрушитель
2
1
1
7-8
Лидер – организатор, лидер – генератор
2
1
1
9-10
Лидер – инициатор, лидер – эрудит
2
1
1
11-12
Абсолютный лидер
2
1
1
13-14
Специфические проявления лидерства
2
1
1
15-16
Достойный лидер
2
1
1
17-18
Могу ли я быть лидером-организатором?
2
1
1
19-20
Как улучшить недостаточно сформированные качества
2
1
1
21-24
Стиль работы лидера
4
2
2
25-26
Каким же должен быть лидер?
2
1
1
27-28
Какими качествами должен обладать лидер?
2
1
1
29-30
Каковы своеобразные, специфические качества лидерского таланта?
2
1
1
31-32
Разница между эмоциональным и деловым лидером
2
1
1
33-34
Деловая игра «Лидер»
2
2
Методическое обеспечение программы
1. Плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству.
2.Разработки сценариев конкурсов, КВН, интеллектуальных игр, и т.д.;
3.Пакет диагностических материалов.
4. Карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.
Три уровня результата реализации программы
1. Я – в классе. Выбор классного ученического самоуправления. Распределение обязанностей в классе. Подготовка и проведение классных мероприятий.
2. Я - в школе. Подготовка и участие в школьных мероприятиях. Создание «Летописи нашего города».
3. Я – в социуме. Операция «Ветеран живёт рядом»
Литература
1.Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя/ Н.Ф Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2.Журнал «Классный руководитель» № 1, 1997 г.
3.Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань. 1987.
4. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
5. Серия "Детские общественные движения и ученическое самоуправление", "Хочу быть лидером!". Выпуск 1,2. Нижний Новгород, 2006 г.
6.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 4, 2003г.
7.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 6, 2003г.
8.Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. "Психологическая школа молодежных лидеров". Московский психолого-социальный институт. М., 2006
9. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива.- М.,- ТЦ Сфера, 2005.