Статья "Влияние групповой работы на развитие речи младших школьников"
Статья "Влияние групповой работы на развитие речи младших школьников"
"Влияние групповой работы на развитие речи младших школьников" -эта тема моего самообразования. Она основана на семи модулях "ИКТ", "Оценивание для обучения и оценивание обучения", "Критическое мышление", "Учёт возрастных и индивидуальных особенностей", "Лидерство и управление", "Работа с одаренными детьми", "Новые подходы в преподавании и обучении".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Влияние групповой работы на развитие речи младших школьников" »
Исенова Н.Е. учитель начальных классов
первая категория третий уровень
г.Аксу СШ Айнаколь
«Влияние групповой работы на развитие речи младших школьников»
Форма групповой работы относится к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении». Сравнивая свои уроки предыдущие уроки (до курсов 3 уровня) с уроками, проводимыми в период дистанционного обучения на практике, я заметила, что мною была не правильно организованна групповая работа в классе. А еще, что у многих детей, плохо развита речь. Поэтому для исследования я взяла тему «Влияние групповой работы на развитие речи младших школьников». В дальнейшем эта тема стала темой моего самообразования.
Раньше мы работали в группах постоянного состава. Мне не нравился сам процесс работы в группах: все задание выполняли только один- два человека. Если в первой группе – это была Алинура, то во второй группе – Ельнура. Остальные члены группы всегда отмалчивались, ничего не обсуждали, поэтому я очень редко применяла эту форму работы. Но узнав на курсах, как можно эффективно организовать групповую работу в классе, я решила попробовать. Первое с чего я начала –вместе с детьми составили правила работы в группе, паре. Эти правила повесили на доску, и, каждый раз, когда они забывали о работе в группе или в паре, я им напоминала об этом. Конечно, были дети, которым не хотелось работать в одной группе с тем или иным учеником. Я им объяснила, что теперь они будут работать каждый раз в разных группах. Раздала каждой группе по листу А-4 , маркеры и предложила составить правила работы в группах. Они были удивлены тем, что будут писать маркерами, ведь раньше я им не разрешала использовать даже фломастеры. Начали доставать свои карандаши, фломастеры и приступили к работе. Наблюдая, как они работают, я заметила, что одна ученица поделилась своими карандашами. А ведь раньше она ничем не делилась, ссылаясь на то, что мама будет ругаться.
Работа в группах сменного состава
При делении на группы надо учитывать факты неформального лидерства в классе. Но, не смотря на это – дети старались и соблюдали правила работы в группах. Если в начале урока еще не все дети включались в работу, то уже в середине урока они начинали потихонечку работать. Используя групповую работу на уроке, я заметила, что детям легче работать в группе: они раскрепощаются, уходит чувство тревожности, они начинают говорить. Включаются в работу, пусть не смело, робко, и мои «тихие» дети.
На последующих уроках деление на группы проводила следующим образом: по порядковому номеру, с помощью геометрических фигур двух цветов, с помощью карточек одинакового цвета с одной стороны и других цветов с другой стороны. Каждый раз, работая в группе сменного состава, учащиеся учились слушать друг друга, принимать общее решение, развивались коммуникативное навыки. Я уверена, что работая в группах, учащиеся не только учатся навыкам саморегуляции, но и создают сами атмосферу сотрудничества и доверия в классе.
На курсах третьего уровня я пришла к выводу, что учителя являются не единственными оценивающими лицами. Ученики также могут быть в роли оценщика – оценить себя, одноклассников. Сейчас на уроках я использую критериальное оценивание. Обоснование использования этой стратегии следующее: развитие навыков объективно оценивать себя, формирование навыков саморегуляции, развитие речи учащихся. Для определения объективности оценивания на уроках использую «Цветоматрицу».Руководителям групп раздаются оценочные листы, где прописаны разработанные мною критерии оценивания. Оценивание проходит следующим образом: «5» - зеленый цвет, «4» - желтый цвет, «3» - красный цвет. После каждого задания руководители групп выставляют цветовые оценки.
Для определения самооценки учащихся на последующих уроках применяю индивидуальные оценочные листы с критериями оценок по математике, русскому языку, литературному чтению, познанию мира.
Оценочный лист по математике 4 класс
оценивание
Задание №1 стр.45 №1
Задание №2 стр.45 №2
Задание №3 стр.45 №3
Задание №4 стр.46 №4
Задание №5 стр.46 №6
Задание №6 стр.47 №7 (2 ст)
Общая оценка
учащимся
учителем
Критерии оценивания
«5»- выполнил все задания, запись велась аккуратно, чисто , допускается 1-2 исправления и одна «4» в одном из заданий;
«4»- выполнил все задания, запись велась аккуратно, чисто, допускается 1-2 исправления и одна «3» в одном из заданий;
«3»-выполнил три задания, не всегда запись велась аккуратно, допускается 3-4 исправления.
самооцениваниеоценивание руководителями групп
На одном из уроков я заметила, что при оценивании трое моих учащихся необъективно себя оценивали-завышали оценки. Но в конце урока, при выведении общей оценки, они не только не завысили себе оценку, но еще и прокомментировали оценку за каждое задание, тем самым проявив личную осознанность важности процесса оценивания и их роли в нем. Для развития речи учащихся использую карточки разных цветов: «5» - зеленый цвет, «4» - желтый цвет, «3» - красный цвет. Критерии оценивания определили путем совместного устного обсуждения. Данную стратегию я применяю для того¸ чтобы вовлечь учащихся в организацию учебного процесса, развивать навыки саморегуляции, анализа своей деятельности на уроке, а также для формирования устной речи учащихся. Уже на следующих уроках я заметила, что моя «тихая» Галина объективно себя оценивает, комментирует свою оценку. Она перестала стесняться, речь стала доступной и уже на следующих уроках Галина стала чуть – чуть раскрепощенной. Как показала практика, самооценивание по оценочным листам и оценивание с использованием карточек разных цветов эффективны не только для учителя, но и для учащихся: дети не только ставят себе оценку, но еще и комментируют каждую оценку. Я убедилась, что при самооценивании учащиеся не только оценивают себя, но и понимают, как они обучаются и как могут улучшить свое обучение.
На своих уроках я часто применяю диалоговое обучение. Обоснование использования этой стратегии следующее: снятие тревожности учащихся при общении в паре, для развития связной речи и коммуникативных навыков, для развития саморегуляции учащихся. Диалоговое обучение я применяю на этапах проверки домашнего задания, для того, чтобы каждый ученик был проверен и выслушан, при взаимооценке друг друга, через работы с текстом, составление вопросов к тексту. Для более полного охвата объема изучения новой темы использую стратегию активного метода обучения «Карусель». Для определения уровня усвоения темы учащимися я применяла диалоговое обучение в режиме «Учитель – ученик». Через проверку домашнего задания в парах дети учатся высказывать свое мнение, раскрепощаются, перестают «бояться» говорить. Я уверена, что диалоговое обучение способствует развитию таких качеств как умение слушать друг друга, развивает речь, коммуникативные навыки общения, развивает саморегуляцию учащихся.
Для развития критического мышления учащихся на уроках использую элементы критического мышления такие как «Синквейн», «Кластер», «Карусель», «Кладезь мудрости», «Дискуссионная карта», «Цветограмма» и другие. Почему именно эти элементы критического мышления я выбрала? На мой взгляд, эти элементы активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают речь, учат критически мыслить- анализировать, сравнивать, делать выводы. Для того чтобы вызвать интерес к теме на уроке литературного чтения я предложила поразмышлять над высказыванием М.Пришвина «Любить родину – значит беречь природу». Для определения степени понимания на уроках применяю элемент критического мышления «Кластер». Для активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения применяю элемент критического мышления «Синквейн». Размышляя над этой темой, я пришла к выводу, что критическое мышление развивает такие навыки, как наблюдение, умение слушать и принимать соответствующее решение.
В процессе проведения уроков я наблюдала за своей «тихой» Галиной и заметила динамику роста этого ребенка. Если в первый раз, когда она комментировала свою оценку, к ней обернулась Ельнура, не поверив, что она говорит свое мнение. То сейчас Галя принимает активное участие в работе группы, презентует работу группы и свою, делает с удовольствием домашнюю работу, может высказать свое мнение, у нее повысилась мотивация.
Участвуя в этом проекте (курсы третьего базового уровня) – я получила огромную возможность изменить свою работу учителя в лучшую сторону. Обучение проходило на основе семи модулей, которые тесно связаны между собой. Это получило подтверждение во время проведения исследования на практике. Я заметила большие изменения в своих учениках: дети стали более раскрепощенными, научились слушать друг друга, высказывать вслух свои мысли, повысилась мотивация и саморегуляция учащихся.
На этих курсах я переосмыслила свою профессиональную деятельность, стала по- другому смотреть на процесс обучения и воспитания учащихся.