kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока»

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока»

Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

Коррекционная работа – это  исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

Выделяют два вида коррекции:

  • общая
  • индивидуальная

Предметами коррекционной направленности в СКШИ 8 вида являются в первую очередь:

ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков

Ритмика. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Цель:  максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий деятельности

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи

Логопедические занятия. Цель: коррекция речевых нарушений

Социально-бытовая ориентировка. Цель: практическая подготовка  детей к самостоятельной жизни,   труду, формирование  знаний и умений,  способствующих социальной адаптации.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсоматорного развития;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности;

  3. Развитие основных мыслительных операций;

  4. Развитие различных видов мышления;

  5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

6. Развитие речи;

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

Оптимальными условиями для организации деятельности учащихся являются:

  • рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
  • выбор цели и средств её достижения;
  • регулирование действий учеников;
  • побуждение учащихся к деятельности на уроке;
  • развитие интереса к уроку;
  • чередование труда и отдыха

Коррекционная направленность урока включает: см. Памятку

Памятка

  • Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой. Своими достижениями, а не с другими учениками
  • Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности
  • Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей
  • Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическим материалом, составлением алгоритма
  • Формирование навыков самоконтроля, самооценки
  • Использование приемов и способов развития монологической речи (обязательно)
  • Развитие диалогической речи и культуры общения
  • Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока
  • Применение здоровьесберегающих технологий на уроке, с целью охраны психического и физического здоровья учащихся
  • Развитие познавательной активности, с использованием продуктивных видов деятельности; включение потенциальных и творческих возможностей ученика и т.д.
  • Организация восприятия учебного материала с опорой на сохранные анализаторы
  • Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала
  • Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, опираясь на результаты ПП диагностики
  • Использование эффективных инновационных технологий
  • Обеспечение эмоционального комфорта, создание доверительных межличностных отношений
  • Определение и отслеживание УУД на каждом уроке, этапах урока
  • Контроль за динамикой успешности (неуспешности) освоения учебного материала

Инновационные преобразования в области образования диктуют и новые требования к современному уроку (в соответствии федеральными образовательными стандартами)

  • «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
  • «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
  • «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
  • «Современный урок – это урок без стрессов».                          (Высказывания учеников)                               

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

В соответствии с изменениями и инновациями в образовании упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

  • Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
  • На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
  • На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
  • На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
  • Организация урока динамична и вариативна.
  • На уроке используются современные педагогические технологии

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
1.Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете  
  должен иметь хорошее начало и хорошее окончание
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам   
  нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять   
  учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует   
  деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты,  
  как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.

Заключение: Уроки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении должны соответствовать  не только требованиям предъявляемым к современному уроку, но и отвечать требованиям коррекционной направленности.

Просмотр содержимого документа
«статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока» »



статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока»



Подготовила: педагог-психолог

Т.Л.Лежнева


Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

Выделяют два вида коррекции:

  • общая

  • индивидуальная


Предметами коррекционной направленности в СКШИ 8 вида являются в первую очередь:

ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков

Ритмика. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Цель: максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий деятельности

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи

Логопедические занятия. Цель: коррекция речевых нарушений

Социально-бытовая ориентировка. Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.


Основные направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений и сенсоматорного развития;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности;

3. Развитие основных мыслительных операций;

4. Развитие различных видов мышления;

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

6. Развитие речи;

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря


Оптимальными условиями для организации деятельности учащихся являются:

  • рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

  • выбор цели и средств её достижения;

  • регулирование действий учеников;

  • побуждение учащихся к деятельности на уроке;

  • развитие интереса к уроку;

  • чередование труда и отдыха

Коррекционная направленность урока включает: см. Памятку

Памятка

  • Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой. Своими достижениями, а не с другими учениками

  • Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности

  • Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей

  • Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическим материалом, составлением алгоритма

  • Формирование навыков самоконтроля, самооценки

  • Использование приемов и способов развития монологической речи (обязательно)

  • Развитие диалогической речи и культуры общения

  • Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока

  • Применение здоровьесберегающих технологий на уроке, с целью охраны психического и физического здоровья учащихся

  • Развитие познавательной активности, с использованием продуктивных видов деятельности; включение потенциальных и творческих возможностей ученика и т.д.

  • Организация восприятия учебного материала с опорой на сохранные анализаторы

  • Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала

  • Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, опираясь на результаты ПП диагностики

  • Использование эффективных инновационных технологий

  • Обеспечение эмоционального комфорта, создание доверительных межличностных отношений

  • Определение и отслеживание УУД на каждом уроке, этапах урока

  • Контроль за динамикой успешности (неуспешности) освоения учебного материала


Инновационные преобразования в области образования диктуют и новые требования к современному уроку (в соответствии федеральными образовательными стандартами)

  • «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».

  • «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».

  • «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».

  • «Современный урок – это урок без стрессов». (Высказывания учеников)

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

В соответствии с изменениями и инновациями в образовании упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

  • Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

  • На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

  • На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

  • На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

  • Организация урока динамична и вариативна.

  • На уроке используются современные педагогические технологии


ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
1.Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты,
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.

Заключение: Уроки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении должны соответствовать не только требованиям предъявляемым к современному уроку, но и отвечать требованиям коррекционной направленности.







Лежнева Татьяна Леонидовна



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока»

Автор: Лежнева Татьяна Леонидовна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Анализ МО предметников"
    ["seo_title"] => string(24) "analiz-mo-priedmietnikov"
    ["file_id"] => string(6) "262513"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449342430"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства