статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока»
Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.
Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.
Выделяют два вида коррекции:
- общая
- индивидуальная
Предметами коррекционной направленности в СКШИ 8 вида являются в первую очередь:
ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков
Ритмика. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Цель: максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий деятельности
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи
Логопедические занятия. Цель: коррекция речевых нарушений
Социально-бытовая ориентировка. Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсоматорного развития;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности;
3. Развитие основных мыслительных операций;
4. Развитие различных видов мышления;
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
6. Развитие речи;
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
Оптимальными условиями для организации деятельности учащихся являются:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств её достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха
Коррекционная направленность урока включает: см. Памятку
Памятка
- Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой. Своими достижениями, а не с другими учениками
- Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности
- Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей
- Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическим материалом, составлением алгоритма
- Формирование навыков самоконтроля, самооценки
- Использование приемов и способов развития монологической речи (обязательно)
- Развитие диалогической речи и культуры общения
- Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока
- Применение здоровьесберегающих технологий на уроке, с целью охраны психического и физического здоровья учащихся
- Развитие познавательной активности, с использованием продуктивных видов деятельности; включение потенциальных и творческих возможностей ученика и т.д.
- Организация восприятия учебного материала с опорой на сохранные анализаторы
- Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала
- Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, опираясь на результаты ПП диагностики
- Использование эффективных инновационных технологий
- Обеспечение эмоционального комфорта, создание доверительных межличностных отношений
- Определение и отслеживание УУД на каждом уроке, этапах урока
- Контроль за динамикой успешности (неуспешности) освоения учебного материала
Инновационные преобразования в области образования диктуют и новые требования к современному уроку (в соответствии федеральными образовательными стандартами)
- «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
- «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
- «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
- «Современный урок – это урок без стрессов». (Высказывания учеников)
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
В соответствии с изменениями и инновациями в образовании упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
- На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
- На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
- На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
- Организация урока динамична и вариативна.
- На уроке используются современные педагогические технологии
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
1.Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты,
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Заключение: Уроки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении должны соответствовать не только требованиям предъявляемым к современному уроку, но и отвечать требованиям коррекционной направленности.