Раздобреева Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №19» г. Читы
Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку.
«Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь» - это основополагающий принцип инклюзивного образования.
В действующем Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ (пункт 3 статьи 79) понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; и др.
В МБОУ «СОШ№19» созданы специальные условия для обучения детей с ОВЗ, но все-таки самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
На помощь традиционным методам обучения детей с ОВЗ приходят инновационные технологии. Активно используется личностно-ориентированное обучение – это обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения детей с ОВЗ. Педагогика открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Я работаю с детьми среднего уровня обучения, и каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. От меня как от современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений – навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Наиболее эффективны в организации учебной работы с детьми с ОВЗ , с моей точки зрения, ИКТ-технологии и игровые технологии.
Применение ИКТ-технологий в учебной деятельности позволяет мне разнообразить формы и виды работ с обучающимися с ОВЗ, активизировать их внимание. Например, среди моих учеников есть мальчик с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), он очень медленно пишет, поэтому применение компьютера просто необходимо как при объяснении нового материала, так и при закреплении. На уроках русского языка компьютерные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов повышают интерес к уроку.
Для подачи нового материала, повторения или закрепления знаний использую цветные презентации с героями мульфильмов (Ослик Иа, Вини-пух и др.), познавательные тексты с разными героями. Так легко и с интересом изучается материал из истории языкознания, лексики, фразеологии. При изучении морфемики применяю иллюстративный и наглядный материал (карточки-пазлы), тренажеры, опорные схемы, таблицы, тренинги, презентации, тестирование и т.д. Наглядности позволяют мне разнообразить формы работы и активизировать деятельность обучающихся, их внимание, повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. «Учить, играя!» - оспаривать эту заповедь не станет никто.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Также при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
- Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- Учет структуры дефекта;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности;
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- - коммуникативную: освоение диалектики общения;
- - самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- - социализации: включение в систему
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства.
Моим ученикам очень нравятся ролевые игры, особенно «ученик»-«учитель», где в роли ученика выступаю я. Составляю текст, в котором допускаю определенное количество ошибок, оговариваю критерии оценивания: если найдены все ошибки обучающийся ставит себе «пять». Или задание даю на дом: подготовить теорию, чтобы на следующем уроке объяснить материал ученику, т.е. мне. Мальчикам нравится игра в разведчиков и шпионов: пишем шифровки из словарных слов, восстанавливаем текст. Игра в «строителей» предполагает проявить смекалку и скорость в построении слов по заранее данным схемам. «Приходят» к нам на урок также разные сказочные герои, помогая в изучении новой темы или проверяя уже изученный материал.
Мои ученики с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиск, догадку. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях нет скучающих учеников.
Благодаря использованию учителем в образовательном процессе современных технологий обучения учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания. Они имеют больший шанс использовать приобретенные умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, для ориентирования в современном информационном пространстве.
Литература:
- 1. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.
- 2. Организация специальных образовательных условий для детей с огра ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.
- 3. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
- 4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011
- 5. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе.http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html
- 6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).