Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Опыт работы воспитателя Бардымской коррекционной школы- интернат 8 вида Мавликаевой Нурзиды Зуфаровны на тему «Эстетическое воспитание в школе »
Под системой художественно-эстетического воспитания мы понимаем совокупность образовательно-педагогических технологий и методического обеспечения по реализации творческого потенциала участников образовательного процесса.
Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.
Задачи.
Недостатки познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы воспитанников обусловили использование в школе-интернате:
Реализуя систему художественно-эстетического воспитания мы применяем три формы организации этой работы:
Средства художественно-эстетического воспитания:
Эффективность работы по эстетическому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях зависит от следующих условий:
Поговорим подробнее о средствах художественно-эстетического воспитания.
Предметно-развивающая среда
В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С.Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П.П. Блонский), “окружающая среда” (А.С. Макаренко). объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
Предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в коррекционном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Так как в школах интернатного типа дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большую часть времени, мы тщательно нужно продумать оформление коридоров, классных комнат, спален, столово.Особые требования предъявляем к обустройству умывальных комнат, туалетов, виду школьного двора, спортивной площадки, т.е. всего того, куда ступает нога школьника.
Главное условие эстетического воздействия – чистота, простор, свет.
Эстетическое воздействие на детей с нарушением интеллекта оказывает вся предметно - развивающая среда.Тема имиджа педагога также является актуальной в нашем коллективе.
Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса
Единство учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства, четкость, ритмичность занятии.
Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока. Знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО, СБО отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают
Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании учащимся мы отводим внеклассным занятиям, на которых стремимся научить детей воспринимать и ценить природу, искусство, прививать им навыки культурного поведения (эстетика поведения).
Проводится беседы такие как:
-«Твой внешний вид»
-« Ты в гостях»
-«Береги честь с молоду»
-«Друг моей мечты
-«Мой край родной
-«Умеешь ли ты общаться?»
-«Красота и здоровье»
Базовой основой бесед является книга В.Казыханова и программа Худенко Е.Д.
Провела встречу с местным художником Наилем Габдушевым. он не только показал свои работы но и прочел свои стихи.Учащиеся заинтересовались его творчеством.
Роль природы в эстетическом воспитании огромна. Природа- источник для искусств. Умение видеть красоту – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. В разное время года организуем экскурсии на природу, наблюдаем за ней во время прогулок, участвуем в озеленении территории.
Дополнительное образование
Неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания является дополнительное образование. Его основная цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование в школе-интернате обеспечено работой 16 кружков, 1 секции. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места В школе проводятся выставки работ детей. Своими руками делают подарки –открытки В системе кружковой работы заняты 17 педагогов школы-интерната
Художественно-эстетическое направление дополнительного образования представлено следующими кружками:
Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию в школе создана методическая база:
Должная постановка художественно-эстетического воспитания предполагает хорошую подготовленность учителей и воспитателей. Реализация системы художественно-эстетического воспитания требует от учителей и воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Для осуществления полноценного развития и воспитания обучающегося необходимо согласование усилий образовательного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив школы-интернат тесно работает с детским домом творчества, краеведческим музеем.,.Организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с творчеством детских писателей, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных концертов,выступления артистов цирка, выставок, экспозиций. Концерты воздействуют не только музыкой но и пластикой движения,светом, художественно оформленная сцена учит сопереживанию. Дети ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.
Самодеятельность.
Большое значение познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Воспитанники участвуют в предметных неделях, в вечерах посвященных ко дню матери, к 9-му мая, ко дню защитников отечества, новогодний карнавал и сабантуй,где дети показывают свое мастерство. Участвуют и побеждают в межмуниципальных конкурсах таких как «театральная весна»
Внеклассное чтение.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. Во внеклассных чтения с детьми читаем статьи из районной газеты, сказки, журнал «Ялкын», «Попурри», делаем выводы.
Заключение
Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности учащихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.
Вывод: все эстетические мероприятия помогают сплотить детский коллектив, учат общению, дают возможность проявить свои способности, самоутвердиться, получить заряд бодрости и радости.
Добились: воспитанники могут чувствовать и понимать красоту в жизни, понимают роль коллективного труда, дисциплины на мероприятиях, самостоятельности.
.
Предмет: Внеурочная работа
Категория: Планирование
Целевая
аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт