Просмотр содержимого документа
«Совершенствование системы воспитательного пространства как средство формирования личности.»
Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Человек воспитывается не по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных.
А. С. Макаренко
Совершенствование системы воспитательного пространства
как средство формирования личности.
Методическая тема школы:
Личносно-ориентированная направленность обучения и воспитания через повышение ние профессиональной компетенции учителя.
Тема воспитательной работы:
Формирование устойчивой духовно-нравственной личности в современной школе.
Главная цель:
Создать оптимальные условия для развития устойчивой духовно-нравственной личности - физически здоровой, свободной, творчески мыслящей, способной к самоопределению и саморазвитию.
создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребёнка;
сформировать желание и умение учиться и на этой основе обеспечить развитие у ребёнка чувство собственной компетентности и чувства собственного достоинства;
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, сформировать первые навыки творчества.
Основные задачи:
Выявление, изучение и развитие возможностей, способностей и интересов каждого ученика.
Выявление влияния, содержания, способов, форм и технологий обучения на интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них способности к самоопределению, саморазвитию.
Дальнейший поиск и апробация форм, методов и способов развития у учащихся творческого отношения к действительности.
Направления воспитательной работы:
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Национальное воспитание.
Семейное воспитание.
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.
Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание.
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Принципывоспитательногопроцесса:
Принцип гуманистической направленности – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегия его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе гуманных отношений.
Принцип общечеловеческих ценностейутверждает, что воспитание должно основываться на духовно-нравственных традициях и нормах национальной и мировой культуры.
Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с
общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.
Принцип непрерывности – всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, обогащение ее творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации ее сил и способностей, профессионального и общекультурного роста.
Принцип природосообразности–приоритет общих законов развития природы; взаимосвязь естественных и социальных процессов; учет
половозрастных особенностей в воспитательной работе.
Принцип целостности обеспечивается интеграцией учебной и внеучебной деятельности: учебная деятельность формирует когнитивный компонент; во внеучебной деятельности развивается эмоционально- ценностный поведенческий компонент.
Принцип этничности – наполнение воспитания национальным содержанием, направленным на формирование национального сознания, создание условий для всех граждан учиться и общаться на родном языке, изучать традиции, обычаи, обряды своего народа.
Направления воспитательной системы:
1. Внеклассная и внешкольная работа по предметам (предметные викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели, спортивные соревнования, секции).
2. Развитие ученического самоуправления.
3. Создание и соблюдение школьных традиций.
4.Совместное проведение досуга детей и родителей.
Совершенствование системы воспитательного пространства.
1.Перестроение учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человеческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
2. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.
3. Ориентирование детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
4. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, способного самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
5. Формирование эстетического вкуса, создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности.
6. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
7. Воспитание детей в духе свободы, демократии, личного достоинства. С этой целью способствовать развитию школьного самоуправления, кружков по интересам.
8. Формирование и укрепление школьных традиций.
9. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.
10.Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
11. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста.
Особенности воспитательного процесса
Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения,
внеурочная деятельность,
внешкольная деятельность.
Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
- корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;
- изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;
- создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.
Научно-методическое сопровождение воспитательной системы
Сегодня, в условиях модернизации системы образования, предъявляются требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи:
- диагностировать уровень развития обучающихся, выстраивать на основе полученных данных технологические, реально достижимые цели и задачи педагогической деятельности;
- творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные технологии, методические приемы;
- отбирать целесообразные содержания, способы и средства с учетом зоны ближайшего развития изменяемых познавательных и социальных характеристик учащихся;
- сотрудничать с родителями, общественностью.
В настоящее время востребован не воспитатель или предметник - урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.
Методическое руководство, обеспечение и помощь при организации общешкольных и классных дел должно осуществлять методическое объединение классных руководителей. При проведении массовых мероприятий необходимо координировать усилия классных руководителей на этапах подготовки и анализа.
- Чувство гордости за свою Родину, принадлежность к своей нации.
- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их воспитании, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости.
- Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
- Готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
- Активность в общешкольных и классных делах, работа с младшими школьниками.
Познавательный потенциал личности:
- Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую деятельность.
Потребность в углубленном изучении избранной профессии, самостоятельном добывании новых знаний.
Коммуникативный потенциал:
- Владение умениями и навыками культуры общения.
- Способность корректировать в общении свою и чужую агрессию.
- Поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации.
Художественный потенциал:
- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.
- Потребность в посещении театров, концертов, выставок.
- Стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, в отношениях с окружающими.
Физический потенциал:
- Стремление к физическому совершенству.
- Умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников.
- Привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Профилактическая воспитательная работа
Дети в школу приходят разные и из разных семей. Мы не должны делить их на категории, школьные дела – для всех. И все-таки есть ребята, требующие к себе более внимательного отношения. Основной работой в этом направлении считаю профилактическую, в основе которой лежит комплексный подход, единство воспитательных воздействий:
- Выделение группы «риска».
- Выяснение и изучение причины отклоняющегося поведения, в том числе факторы, имеющие психологическую природу. Каждый педагог выявляет свой аспект трудновоспитуемости: классный руководитель – неблагоприятные условия жизни и личностные проблемы, учитель-предметник – уровень обученности, врач – особенности состояния здоровья и развития. Объединение усилий, совместное обсуждение на малых педагогических советах позволяют выработать обоснованную единую стратегию воспитания.
- Проведение индивидуальной и групповой работы, начиная с младшего школьного возраста.
- Учитывание индивидуальных особенностей, опираясь на внеучебные интересы ребенка.
- Работа с детским коллективом по созданию положительного общественного мнения, повышению статуса ребенка. Включение его в различные классные и школьные дела.
Модель современного учителя.
Владеет интерактивными методами обучения и инновационными технологиями