Осмоловская Алёна Александровна,
студентка 2 курса
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,
руководитель Порсина Анастасия Владимировна,
преподаватель
Камышловский городской округ
Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД у младших школьников
Актуальность развития познавательных УУД у младших школьников посредством использования интерактивных заданий по математики обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении оптимальных способов применения и организации использования интерактивных средств на уроках математики в начальной школе, т.е. создании с их помощью естественных ситуаций, взаимодействия участников процесса обучения.
Использование интерактивных заданий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии познавательных УУД обучающихся. Актуальностью развития познавательных УУД у младших школьников посредством интерактивных заданий по математике, является эффективным педагогическим инструментом, позволяющим обеспечить результативную учебную деятельность, сделать ее творческой и интересной, а обучение – развивающим.
Таким образом, интерактивные методы обучения в начальной школе, могут быть использованы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это поможет сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.
На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:
- между требованиями, которые предъявляются к результату образования, зафиксированном в ФГОС НОО, в части развития познавательных УУД у младших школьников, и недостаточным уровнем развития познавательных УУД у обучающихся младших классов;
- между необходимостью внедрения в образовательный процесс интерактивных заданий и недостаточным уровнем внедрения интерактивных технологий, обеспечивающих этот процесс в образовательных организациях;
- между наличием достаточного количества теоретических исследований по проблеме развития познавательных УУД и недостаточным количеством учебно-методических материалов (интерактивных заданий), применение которых будет способствовать развитию познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.
Выявленные противоречия указывают на проблему: недостаточное количество разработанных интерактивных заданий, влияющих на развитие познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.
Выявленная проблема: не достаточное количество учебно-методических материалов (интерактивных заданий), направленных на развитие познавательных УУД у младших школьников на уроках математики подвели к выбору темы курсового проекта «Интерактивные задания по математике, как средство развития познавательных УУД у младших школьников».
Объектом исследования является процесс развития познавательных УУД у младших школьников.
Именно поэтому, практическая значимость заключается в том, что подобранные (разработанные) интерактивные задания могут использоваться учителями начальных классов для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является развитие совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающихся конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через развитие универсальных учебных действий (УУД), которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающихся универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Таким образом, в широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе учебной деятельности, базирующейся на учебно-познавательных мотивах.
В более узком (собственно психологическом значении) термин "универсальные учебные действия" можно определить, как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Современные дети очень сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Тревогу вызывает потеря интереса к учению. Успешное обучение в начальной школе невозможно без развития у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для развития УУД.
Поэтому проблема развития познавательных УУД у младших школьников, в частности на уроках математики в начальной школе, является актуальной в современном образовании.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Главным из них является развитие познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. Для развития познавательных УУД – подобраны задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Познавательные универсальные учебные действия включают: обще-учебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В процессе развития познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.
Развитию познавательных УУД способствует применение различных образовательных технологий.
Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для развития познавательных УУД.
Способность обучающегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают обучающимся и возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Развивать познавательные УУД на уроках математики можно с помощью различных видов заданий: «Найти отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки», работа с разными видами таблиц.
Использование интерактивных заданий делает обучающегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков обучающегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием данной технологии учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Интерактивные задания - это задания, которые использует учитель на уроках. Их можно выполнять непосредственно в Интернете (режим онлайн) или после установки необходимой программы на компьютер.
Одной из особенностей интерактивных заданий и упражнений является то, что они направлены не только на закрепление пройденного материала, но и на получение нового. Получение нового учебного материала в рамках интерактивных заданий осуществляется обучающимися самостоятельно под управлением.
Дети легко и непринужденно входят в выполнение заданий, даже не понимая, какие сложные задачи они выполняют. Задания повышает умственную деятельность ребенка, позволяет ему решить более трудную задачу, по сравнению с уроком. Но это не означает, что занятия должны всегда проводиться в форме интерактивных заданий. Задание - это всего лишь один из методов повышения познавательной активности. Использование интерактивных заданий на уроках должно быть обосновано и продумано. Задания дают результаты только в сочетании с другими методами. Такими методами являются наблюдение, беседа, чтение и т.д.
Для создания разнообразных интерактивных заданий, способствуют разнообразные сервисы для создания интерактивности.
Список литературы:
- Использование интерактивных методов на уроках математики в начальной школе // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metod.
- Поелуева М.И. Познавательные УУД URL:"Познавательные УУД" (solncesvet.ru) (дата посещения 03.11.20)
- Рабочая программа по математике URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-matematike. (Дата обращения 17.11.20)
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - 1-е изд. - Москва: Народное образование, 2005. - 556 с.
- Статья на тему: «Информационные технологии в педагогике» А.В. Таранцова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-teh. (Дата обращения 15.03.21)
- Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст]: / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- \Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во Образования и науки Рос. Федерации. – 3-е издательсво., перераб. – М. :Просвящение, 2020. – 47с. URL : https://fgos.ru/ (Дата обращения 5.04.21).
- Формирование познавательных УУД на уроках математики через использование системы интерактивных приёмов URL: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/formirova. (Дата обращения 1.04.21)