kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сахно Раиса Ивановна учитель начальных классов
первой квалификационной категории 
ГУ «Бестюбинская средняя школа отдела образования акимата  Камыстинского района»

 Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся.

      В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет. 
Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. 
      Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. 
На сегодняшний день одна из актуальных задач современного общества – формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. 
На первый план выходят определенные требования к личности ученика – физически и духовно развитой, творческой, активной, социально-ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, владеющей функциональной грамотностью, востребованной в любой стране мира. Для того чтобы воспитать гармонично развитую, конкурентоспособную и высокообразованную личность, необходимо самому педагогу идти в ногу со временем, использовать на своих уроках инновационные образовательные технологии. 
        Обучая учащихся начальных классов, использую в своей работе наиболее эффективные и апробированные мною технологии. На мой взгляд, одним из условий качественного образования является осуществление индивидуального подхода в обучении. Чтобы вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. Учебный успех каждого ученика понимаю не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, очевидно, что такая позиция и для учителя требует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. 
        Ведущее место на моих уроках занимают информационно-коммуникационные технологии. Например, использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

       Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Математика способствует развитию логического мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств. Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития.

       Систематически  использую на уроках математики и внеурочных занятиях специальные задачи и задания, направленных на развитие логического мышления, что расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

          Использую на уроках проектную деятельность, проектная деятельность – это хороший инструмент для  развития функциональной грамотности  младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Начальная школа ориентирована на достижение элементарной функциональной грамотности как ведущего уровня образованности ученика.


Список использованной литературы 

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», 27.01.2012. 
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», 14.12.2012. 
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319

4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Астана. 2010 г. 
5. Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Астана. 2012. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" »



Сахно Раиса Ивановна учитель начальных классов
первой квалификационной категории 
ГУ «Бестюбинская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района»



Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся.

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет. 
Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. 
Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. 
На сегодняшний день одна из актуальных задач современного общества – формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. 
На первый план выходят определенные требования к личности ученика – физически и духовно развитой, творческой, активной, социально-ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, владеющей функциональной грамотностью, востребованной в любой стране мира. Для того чтобы воспитать гармонично развитую, конкурентоспособную и высокообразованную личность, необходимо самому педагогу идти в ногу со временем, использовать на своих уроках инновационные образовательные технологии. 
Обучая учащихся начальных классов, использую в своей работе наиболее эффективные и апробированные мною технологии. На мой взгляд, одним из условий качественного образования является осуществление индивидуального подхода в обучении. Чтобы вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. Учебный успех каждого ученика понимаю не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, очевидно, что такая позиция и для учителя требует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. 
Ведущее место на моих уроках занимают информационно-коммуникационные технологии. Например, использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Математика способствует развитию логического мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств. Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития.

    Систематически использую на уроках математики и внеурочных занятиях специальные задачи и задания, направленных на развитие логического мышления, что расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использую на уроках проектную деятельность, проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Начальная школа ориентирована на достижение элементарной функциональной грамотности как ведущего уровня образованности ученика.


Список использованной литературы 

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», 27.01.2012. 
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», 14.12.2012. 
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319

4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Астана. 2010 г. 
5. Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Астана. 2012. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Сахно Раиса Ивановна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185190


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства