kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение.

Сказка для ребёнка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности.»        ( Д. Родари)

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

      Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

     Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.

     Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! 

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста.

     Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

   Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры.

     При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи.

    При воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи.

     Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. 

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью.
      В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности.
   Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум.

      Сказка может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы.

Сказка дает возможность:

«примерять»на себя чужие судьбы и переживания;«проиграть»жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни

Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – Сказкотерапия 

    Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

   Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

     Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей.

      Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.     

      Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

     В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Преимущество сказок для личности ребенка:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений

Кладезь мудрости

Образность языка

Победа Добра

Неопределенность места действия главного героя

Наличие Тайны и Волшебства

Психологическая защищенность 

Проект ориентирован на развитие художественно-творческих и речевых способностей детей с речевыми патологиями в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка.

     Метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках проекта решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

    Проект направлен на реализацию таких развивающие функций продуктивной деятельности как: активизация функции речи, развитие ручной моторики, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.

   Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия:

1 этап  Ритуал «входа» в сказку

2 этап  Повторение 

3 этап  Расширение 

4 этап Закрепление 

5 этап Интеграция 

6 этап Резюмирование

7 этап Ритуал «выхода» из сказки

Принципы работы со сказкой:

1. Принцип осознанности

2. Принцип множественности

3. Принцип реальности 

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

РУКОВОДИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

РАБОЧАЯ ГРУППА - ВОСПИТАТЕЛЬ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ - ДЕТИ, РОДИТЕЛИ

Модель работы со сказкой

 1. Название сказки 

2. Чтение сказки

 3. Речевая зарядка 

4. Беседа по содержанию 

5. Пересказ сказки (с опорой на наглядность) 

6. Рассматривание иллюстраций 

7. Работа с обучающими презентациями 

8. Создание сказки (продуктивная деятельность)

9. Сказка и познание 

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

 Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки. 

Технологии работы со сказкой:

Придумывание сказок

Рассказывание сказок

Игра -драматизация

Куклотерапия

Введение новых героев

Рисование сказок

Эмоциональный анализ сказки

Составление вопросов к сказкам

Постановка проблемных вопросов

Объединение нескольких сказок

Инсценированние сказок

Сказочная имидж-терапия

Прослушивание сказок

Рифмование слов

Конструирование слов

Нахождение заданных слов

Медитация на сказку

Медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка.

Пантомимические этюды

Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

•“ Больно”. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.

•“Забодаю”. Дети приставляют указательные пальцы к голове, наклоняют ее, хмурят брови, смотрят исподлобья.

•“Злость”. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз.

•“Радость”. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку.

•“Горе”. Ребенок горюет: подставляет ладошки к щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под углом, опускает голову.
“Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу.

•“Хитрость”. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем.

•“Стыд”. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.

•“Усталость”. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.

•“Голод”. Ребенок вдыхает запах вкусных пирожков, облизывается, делает круговые движения руками по животу.

•“Удивление”. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.

Образовательный проект «Волшебная сила сказки» осуществлялся в форме включения детей с различными нарушениями речи в разнообразные виды художественно-творческой и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями»

В олшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями

В олшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями

Где-то на земле есть необычная страна Там всегда смешно и интересно Сколько не ищи – она на карте не видна Но она, представьте, всем известна. В этой стране нельзя молчать, скучать и унывать Можно прыгать, бегать, веселиться Там нельзя бездельничать, а нужно танцевать С песней и вставать и спать ложиться. Здесь проходит час, ну за каких-то пять минут, Звездочки не гаснут на рассвете В той стране, друзья, художники живут И зовут их очень просто - дети

Где-то на земле есть необычная страна

Там всегда смешно и интересно

Сколько не ищи – она на карте не видна

Но она, представьте, всем известна.

В этой стране нельзя молчать, скучать и унывать

Можно прыгать, бегать, веселиться

Там нельзя бездельничать, а нужно танцевать

С песней и вставать и спать ложиться.

Здесь проходит час, ну за каких-то пять минут,

Звездочки не гаснут на рассвете

В той стране, друзья, художники живут

И зовут их очень просто - дети

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение. Сказка для ребёнка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности.»   Д. Родари

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение.

Сказка для ребёнка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности.»

Д. Родари

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.  Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.  Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.  Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.

Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста.  Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас , на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста.

Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас , на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры.  При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи.  При воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи.  Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.

Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры.

При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи.

При воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью.  В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности.  Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум.

Сказка может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы .

Сказка может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы .

Сказка дает возможность «проиграть» «примерять»  на себя чужие судьбы и переживания   жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни

Сказка дает возможность

«проиграть»

«примерять»

на себя чужие судьбы и переживания

жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни

Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – Сказкотерапия   Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.  Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.  Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей.

Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – Сказкотерапия 

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.   Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.   В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Преимущество сказок для личности ребенка  Кладезь мудрости Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений Образность языка Неопределенность места действия главного героя  Победа Добра Психологическая защищенность Наличие Тайны и Волшебства

Преимущество сказок для личности ребенка

Кладезь мудрости

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений

Образность языка

Неопределенность места действия главного героя

Победа Добра

Психологическая защищенность

Наличие Тайны и Волшебства

Проект ориентирован на развитие художественно-творческих и речевых способностей детей с речевыми патологиями в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка.   Метод сказкотерапии , который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках проекта решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи .

Проект ориентирован на развитие художественно-творческих и речевых способностей детей с речевыми патологиями в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка.

Метод сказкотерапии , который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках проекта решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи .

Проект направлен на реализацию таких развивающие функций продуктивной деятельности как: активизация функции речи, развитие ручной моторики, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.    Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Проект направлен на реализацию таких развивающие функций продуктивной деятельности как: активизация функции речи, развитие ручной моторики, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия 5 этап Интеграция 1 этап Ритуал «входа» в сказку 2 этап Повторение  6 этап Резюмирование 4 этап Закрепление 3 этап Расширение   7 этап Ритуал «выхода» из сказки

Структура

коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

5 этап

Интеграция

1 этап

Ритуал «входа» в сказку

2 этап

Повторение

6 этап

Резюмирование

4 этап

Закрепление

3 этап

Расширение

7 этап

Ритуал «выхода» из сказки

1 этап Ритуал «входа» в сказку Цель : Создать настрой на совместную работу . Войти в сказку. Содержание этапа : Коллективное упражнение(взявшись за руки в кругу , все выполняют «сплачивающее» действие)

1 этап

Ритуал «входа» в сказку

Цель : Создать настрой на совместную работу . Войти в сказку.

Содержание этапа : Коллективное упражнение(взявшись за руки в кругу , все выполняют «сплачивающее» действие)

2 этап Повторение Цель:  Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали , какой опыт приобрели, чему научились. Содержание этапа : Логопед задает детям вопросы о том , что было в прошлый раз; что они помнят ; использовали ли они новый опыт в течение тех дней , пока не было занятий ; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

2 этап

Повторение

Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали , какой опыт приобрели, чему научились.

Содержание этапа : Логопед задает детям вопросы о том , что было в прошлый раз; что они помнят ; использовали ли они новый опыт в течение тех дней , пока не было занятий ; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

4 этап Закрепление Цель:  Приобретение нового опыта , появление новых качеств личности ребенка , закрепление и повторение учебного материала. Содержание этапа: Провожу дидактические игры , позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия , превращения.

4 этап

Закрепление

Цель: Приобретение нового опыта , появление новых качеств личности ребенка , закрепление и повторение учебного материала.

Содержание этапа: Провожу дидактические игры , позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия , превращения.

Цель : Обобщить приобретённый опыт, связать его уже с имеющимся. Содержание этапа :  Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребёнка за достижения, подчеркиваю значимость приобретённого опыта, проигрываю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт. 6 этап Резюмирование

Цель : Обобщить приобретённый опыт, связать его уже с имеющимся.

Содержание этапа : Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребёнка за достижения, подчеркиваю значимость приобретённого опыта, проигрываю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт.

6 этап

Резюмирование

Цель:  Закрепить новый опыт , подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной среде

Цель: Закрепить новый опыт , подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной среде

Принципы работы со сказкой 1. Принцип осознанности  2. Принцип множественности  3.  Принцип реальности

Принципы работы со сказкой

1. Принцип осознанности

2. Принцип множественности

3. Принцип реальности

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД РАБОЧАЯ ГРУППА ВОСПИТАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ ДЕТИ РОДИТЕЛИ

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

РАБОЧАЯ ГРУППА

ВОСПИТАТЕЛЬ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ

ДЕТИ

РОДИТЕЛИ

Модель работы со сказкой 1. Название сказки 6. Рассматривание иллюстраций 2. Чтение сказки 7. Работа с обучающими презентациями 3. Речевая зарядка 8. Создание сказки (продуктивная деятельность) 4. Беседа по содержанию  9. Сказка и познание 5. Пересказ сказки (с опорой на наглядность)

Модель работы со сказкой

1. Название сказки

6. Рассматривание иллюстраций

2. Чтение сказки

7. Работа с обучающими презентациями

3. Речевая зарядка

8. Создание сказки (продуктивная деятельность)

4. Беседа по содержанию

9. Сказка и познание

5. Пересказ сказки (с опорой на наглядность)

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми , ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.   Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми , ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки.

Технологии работы со сказкой Сказочная имидж-терапия Придумывание сказок Эмоциональный анализ сказки Прослушивание сказок Рассказывание сказок Составление вопросов к сказкам Рифмование слов Игра -драматизация Постановка проблемных вопросов Конструирование слов Куклотерапия Объединение нескольких сказок Введение новых героев Нахождение заданных слов Рисование сказок Медитация на сказку Инсценированние сказок

Технологии работы со сказкой

Сказочная имидж-терапия

Придумывание сказок

Эмоциональный анализ сказки

Прослушивание сказок

Рассказывание сказок

Составление вопросов к сказкам

Рифмование слов

Игра -драматизация

Постановка проблемных вопросов

Конструирование слов

Куклотерапия

Объединение нескольких сказок

Введение новых героев

Нахождение заданных слов

Рисование сказок

Медитация на сказку

Инсценированние сказок

Игра -драматизация

Игра -драматизация

Куклотерапия

Куклотерапия

Рисование сказок Рисуя сказку, используются различные техники: примакивания , монотипия, набрызг, размывка , штамповка, тычкование , кляксография , выдувание , лепили из пластилина, делали аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. Используется приём раскрашивания эпизодов сказки с применением песка, манки, гречки, пшена.

Рисование сказок

Рисуя сказку, используются различные техники: примакивания , монотипия, набрызг, размывка , штамповка, тычкование , кляксография , выдувание , лепили из пластилина, делали аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. Используется приём раскрашивания эпизодов сказки с применением песка, манки, гречки, пшена.

Рисование сказок

Рисование сказок

Рисование сказок

Рисование сказок

Рисование сказок

Рисование сказок

Нравственные ценности

Нравственные ценности

  • Дружба
  • Единство
  • Братство
  • Жертвенность
  • Вера
  • Любовь к природе
  • Бескорыстие
  • Взаимопомощь
  • Верность
  • Гордость
  • Доброта
  • Гостеприимство
  • Красота души
  • Ответственность
  • Забота о других
  • Умение прощать
Придумывание сказок * Бескорыстие  *Вера * Взаимовыручка  «Улитка и гриб» «Осколки доброты» «Человек и чудовище» *Гордость *Ответственность * Взаимопомощь «Сказка о мишке и проказнице мышке» «Старик и собака» «Лепесток и цветок»

Придумывание сказок

* Бескорыстие

*Вера

* Взаимовыручка

«Улитка и гриб»

«Осколки доброты»

«Человек и чудовище»

*Гордость

*Ответственность

* Взаимопомощь

«Сказка о мишке и проказнице мышке»

«Старик и собака»

«Лепесток и цветок»

Доброта Однокоренные слова : добрый, добро, добродушие. Синонимы:  добродушие, отзывчивость, кротость. Антонимы  – жестокость, злоба. Пословица  Доброе дело, что дождь в засуху. Афоризм  Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Р. Эмерсон) «Даром ни одно доброе дело не проходит»

Доброта

Однокоренные слова : добрый, добро, добродушие.

Синонимы: добродушие, отзывчивость, кротость.

Антонимы – жестокость, злоба.

Пословица

Доброе дело, что дождь в засуху.

Афоризм

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Р. Эмерсон)

«Даром ни одно доброе дело не проходит»

Медитация на сказку Медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка.  Виды психодинамических медитаций изображение растений пантомимические этюды танец погружение в различные стихии перевоплощение

Медитация на сказку

Медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка.

Виды психодинамических медитаций

изображение растений

пантомимические этюды

танец

погружение в различные стихии

перевоплощение

Эмоции . Эмоции - (радость, грусть, страх, злость). По мимике и интонации изображают эмоции, используя жесты, движения, голос. «Пиктограммы» - определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный. Умения распознавать эмоциональное состояние по мимике, распознавать настроение (эмоции),давать имя каждой которое на ней изображено, находить картинку с эмоцией, задуманную своим партнером, подбирать пиктограммы к сказочным персонажам, рисункам.

Эмоции

.

Эмоции - (радость, грусть, страх, злость). По мимике и интонации изображают эмоции, используя жесты, движения, голос. «Пиктограммы» - определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный. Умения распознавать эмоциональное состояние по мимике, распознавать настроение (эмоции),давать имя каждой которое на ней изображено, находить картинку с эмоцией, задуманную своим партнером, подбирать пиктограммы к сказочным персонажам, рисункам.

Пантомимические этюды Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

Пантомимические этюды

Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

  • “ Больно”. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.
  • “ Забодаю”. Дети приставляют указательные пальцы к голове, наклоняют ее, хмурят брови, смотрят исподлобья.
  • “ Злость”. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз.
  • “ Радость”. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку.
  • “ Горе”. Ребенок горюет: подставляет ладошки к щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под углом, опускает голову. “Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу.
  • “ Хитрость”. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем.
  • “ Стыд”. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.
  • “ Усталость”. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.
  • “ Голод”. Ребенок вдыхает запах вкусных пирожков, облизывается, делает круговые движения руками по животу.
  • “ Удивление”. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.
Пантомимические этюды

Пантомимические этюды

Погружение в различные стихии Воздух  Вода Огонь  Земля

Погружение в различные стихии

Воздух

Вода

Огонь

Земля

Погружение в различные стихии

Погружение в различные стихии

Создание книжки- малышки «Сказки о главном»  Выставка «В мире чудесных сказок»

Создание книжки- малышки

«Сказки о главном»

Выставка

«В мире чудесных сказок»

* Выставка «В мире чудесных сказок» * Создание книжки- малышки «Сказки о главном» * Театрализованные представления для родителей и детей детского сада: «Сказка о ленивом зайце», «Кошки-мышки», «Домик для птиц», «Колобок», «Заюшкина избушка» * Детско-родительские гостиные * Панно-коллаж «Новогодняя сказка» * Творческие мини-выставки: «Осеннее лукошко», «Зимушка хрустальная» «Любимые игрушки», «Кто где живёт?», «Весна стучится в окна», «В подводном царстве», «Путешествие к звёздам» и др. * Творческая выставка «Твори, выдумывай, пробуй!» * Литературно-музыкальные вечера: «Осенняя мозаика», «Зимушка хрустальная», «Весеннее настроение»
  • * Выставка «В мире чудесных сказок»
  • * Создание книжки- малышки «Сказки о главном»
  • * Театрализованные представления для родителей и детей детского сада: «Сказка о ленивом зайце», «Кошки-мышки», «Домик для птиц», «Колобок», «Заюшкина избушка»
  • * Детско-родительские гостиные
  • * Панно-коллаж «Новогодняя сказка»
  • * Творческие мини-выставки: «Осеннее лукошко», «Зимушка хрустальная» «Любимые игрушки», «Кто где живёт?», «Весна стучится в окна», «В подводном царстве», «Путешествие к звёздам» и др.
  • * Творческая выставка «Твори, выдумывай, пробуй!»
  • * Литературно-музыкальные вечера: «Осенняя мозаика», «Зимушка хрустальная», «Весеннее настроение»

Заключение

Образовательный проект «В олшебная сила сказки» осуществлялся в форме включения детей с различными нарушениями речи в разнообразные виды художественно-творческой и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей. В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Нёрба Людмила Валериевна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 307003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(80) "volshiebnaia_sila_skazki_ili_skazkotierapiia_kak_sriedstvo_razvitiia_sviaznoi_ri"
    ["file_id"] => string(6) "461971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521059995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства