Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения
Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения
Данное выступление предназначено для работы методического совета школы. Рассматривается вопрос профессионального роста учителя в условиях модернизации и обновления содержания образования. Методическая работа - одна из приоритетных задач школ нового формата, ибо школа становится все более сложноорганизованной, саморазвивающейся системой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения »
Приблудина А.О., учитель начальных классов
ГУ «СШ №2 с ДМЦ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТЕ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Цель методсовета: проанализировать работу методических объединений и убедить педагогический коллектив, что участие в работе предметных МО способствует профессиональному росту учителя.
Профессиональный рост учителя, вне всякого сомнения, всегда был и будет связан с поиском ответа на вопрос» как?». Ответ на этот вопрос никогда не выстраивается на пустом месте и в его основании лежат вопросы Что? Зачем? Почему? А основанием учительского профессионализма является его теоретическая подготовленность и плюс практическая направленность преподавания. Повышение подготовленности учителя через систему научно-педагогических советов – норма, одно из главных направлений педагогической мысли школы.
В условиях модернизации образования обновление работы методической службы является одним из важнейших направлений. Методическая работа – одно из приоритетных направлений в развитии школы нового уровня. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо школа становится все более сложноорганизованной, саморазвивающейся системой. Ориентация школы на профильное обучение, профилизацию классов, выбор учащимися элективных курсов, налаживание научно-методического сотрудничества в ВУЗами города создадут привлекательный образ настоящего и будущего школы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.
Хотелось бы сосредоточит ваше внимание:
- на эффективности деятельности школьных методических объединений;
- на повышении качества планирования работы МО, поскольку их роль в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.
Считаем, что в нашей школе потенциал МО не всегда используется в полной мере. Это все еще не востребованный внутренний резерв развития образовательного учреждения. Сегодня пришло время выработать новый взгляд на роль методической службы как ключевого звена, обеспечивающего развитие школы.. ведь повседневное повышение профессионального мастерства учителя происходит на рабочем месте.
Совершенно очевидно: развитие внутришкольной методической работы нуждается в новых импульсах ее дальнейшего совершенствования, обретении нового качества, новых задач
Убеждены: сегодня нужен новый взгляд на планирование методической работы, для того, чтобы обеспечить органичное сочетание целей образовательного учреждения с целями МО, сделать портфолио методического продукта школы содержательным и интересным.
Вашему вниманию предлагается выступление руководителей МО нач. классов и гуманитарного цикла (каз.). (доклады прилагаются)
А как оценивают работу методического объединения учителей начальной школы сами учителя начальной школы?
Высказывают свое мнение сами учителя.
Наше МО – это ________________
Я рассматриваю свое участие в работе МО как ________________
План и содержание деятельности МО – это ____________________
Я бы хотела _______________________________________________
Я предлагаю _______________________________________________
Значит, подумать и спланировать работу МО – не только важно, но и профессионально оправданно.
Структура плана работы методического объединения
I этап – Подготовительный.
II этап – Диагностический.
III этап – Аналитический. Планирование методической работы школы.
IV этап – Целеполагание.
Определить структуру и содержание плана работы МО – значит заложить основы эффективной деятельности. Каждому руководителю МО в конце учебного года приходится анализировать и оценивать работу школьного МО.
К сожалению, во многих планах работы МО, которые анализировались, прослеживается стремление отразить тематику заседаний методического объединения. При этом содержание методической работы не всегда отражает понимание ее роли в развитии школы, в повышении качества образовательного процесса, в профессиональго-личностном развитии учителей. Зачастую в плане не указывается методический продукт. А ведь итог работы учителя – открытое мероприятие, классный час, творческий отчет и др.).
Планирование методической работы должно быть органически взаимосвязано с концепцией и программой школы.
Спланировать работу методических объединений целесообразно по этапам:
I этап – Подготовительный.
Определение модели плана, его структуры.
Вовлечение каждого учителя в процесс планирования. (см. Приложение №6)
II этап – Диагностический.
Цель педагогической диагностики – проследить взаимосвязь между деятельностью учителя и результатами его труда – знаниями учеников. Получив анкету(см. Приложения №№10,11), вы можете выразить свое
- отношение к различным аспектам методической работы в школе;
- оценить эффективность методической помощи;
- высказать свое мнение о путях развития методической работы школы и внести свои предложения по совершенствованию методической работы.
Представляются эксперты, которые будут обрабатывать информацию:
- директор школы;
- зам.директора по УР;
- зам.директора по ВР;
- руководители МО.
(время работы – 10 минут)
III этап – Аналитический. Планирование методической работы школы.
Анализ методической работы, как уже было сказано, - важнейшая составная часть управленческой деятельности руководителей МО. Анализ методической работы, с одной стороны, - это взгляд в прошлое (так как мы оцениваем стратегию развития методической работы, которая привела к сегодняшним результатам), а с другой стороны, он выявляет «узкие места». В деятельности МО руководитель обретает проблемное видение. Самое сложное в анализе – выделить объекты, которые имеют принципиальное значение для дальнейшего развития и МО, и школы. Полагаем, что ими могут быть:
Участие членов МО в научно-исследовательской, опытно-эксперементальной работе;
Работа с молодыми педагогами;
Работа педагогов в межаттестационный период.
Вторым объектом, полагаем, может быть степень удовлетворенности учителей качеством методической помощи и повышение квалификации. Большой положительный эффект учителю в плане профессионального роста дает работа в методических объединениях в межаттестационный период. Вашему вниманию предлагается динамика профессионального роста учителей за з года (см. Приложение на слайде).
Каждый аттестуемый учитель дает серию открытых уроков, внеклассных мероприятий, демонстрируя свой профессионализм, то есть представляет свой методический продукт.
Однако не всегда руководители МО тщательно оценивают квалификационный уровень своих коллег.
Приведем некоторые упущения со стороны руководителей МО и экспертных комиссий:
- Работа по обобщению передового педагогического опыта ведется не на должном уровне.
- Не практикуется итоговая экспертиза методического объединения о готовности учителя к аттестации, которая включала бы в себя:
1. Анализ и самоанализ вариантов творческого отчета аттестуемого учителя;
2. Прогноз авторских открытых уроков;
3. Анализ возможных вариантов срезовых контрольных работ.
Поэтому руководителям методических объединений рекомендуется завести «Папку достижений учителя в межаттестационный период», которая будет включать в себя: дату аттестации, данные об учителе, индивидуальный план аттестуемого учителятемы открытых уроков и мероприятий, методы работы (выступления на МО, педсоветах, семинарах, педчтениях и т.д.), участие в научно-практических соревнованиях («Дарын», «Зерде» и др.), достижения учителя и его учеников.
По накопленному материалу учитель будет видеть свои наработки и пробелы, что будет стимулировать его к дальнейшей работе, а руководитель будет видеть и «предвидеть» деловые качества, достоинства учителя и использовать их в работе.
В школе ведется определенная работа с молодыми педагогами.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, что полученных знаний в вузе достаточно, но школьная практика оказывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который приходит не сразу, а с годами. Отсюда задача коллектива школы – организовать целенаправленную помощь начинающим молодым учителям в приобретении практического опыта, включающего познавательные, проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Это:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
Ориентация в содержании образования;
Распознавание внутреннего состояния обучающихся;
Осуществление контроля за своим психологическим состоянием, результатами собственной деятельности, ее достоинствами и недостатками.
ПРОЕКТИРОВОЧНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ:
Формирование цели и задачи педагогического процесса;
Планирование системы работ, отбор оптимального содержания информации;
Проектирование деятельности обучающихся, в которых необходимая информация может быть усвоена;
Проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучающимися.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ:
Строительство перспективных и организаторских планов самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской и т.д.);
Выбор оптимальных методов;
Организация эффективной системы контроля, самоконтроля, обратной связи с учениками.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ:
Общение, обмен информацией и на этой основе налаживание отношений с участниками педагогического процесса;
Основные средства общения – слова и речь, мимика и жесты.
Результативность педагогической деятельности молодого учителя зависит не только от названных умений, но и от желания более успешно адаптироваться в условиях реальной школы и не отвергать помощь со стороны более опытных педагогов.
СЛОВО ЭКСПЕРТАМ
Эксперты подводят и оглашают итоги по предложенным анкетам и опросникам. Делают выводы.
Итак, совершенствование профессионального мастерства учителя через методическое объединение предполагает различную научно-методическую деятельность:
- постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;
- повышение квалификации;
- стремление учителя к повышению квалификационного разряда;
- самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;
- посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;
- проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий, лучших планов МО учителей и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Памятка организатору педагогического (методического) совета
Подготовьте письменную повестку дня
Проверьте, готова ли аудитория для ведения методсовета (педсовета).
Подготовьте (разложите по порядку) необходимый печатный материал.
Начните и закончите вовремя.
Не допустите отступления от повестки дня.
Контролируйте конфликтную ситуацию, не дайте ей перерасти во враждебность.
Создайте дружескую атмосферу, чтобы все могли общаться открыто.
Меняйте формат, цвет бумаги и шрифты для сообщений. Выделите цветом определенные пункты повестки дня.
Приберегите к методсовету (педсовету) наиболее важные сообщения.
Опросник «О наших методсоветах (педсоветах)
Имеете ли вы свободу для высказывания своих мнений на заседаниях ШМС, педсовета?
Всесторонне ли обсуждаются идеи, прежде чем их примут или отвергнут?
Приносят ли пользу методсоветы (педсоветы)?
Продуктивно ли разрешаются расхождения во мнениях?
Царит ли атмосфера доверия во время заседаний?
Каждый ли высказывается по всем важным пунктам повестки дня?
Покидают ли учителя заседания с ясным пониманием того, как реализовать решения?
Остаются ли конфиденциальные дискуссии «не для печати» , возникающие после заседаний?
Согласны ли вы с тем, как проходят методсоветы (педсоветы)? Что можете предложить для их эффективной деятельности?
Оценка эффективности методической работы в школе
Уважаемые коллеги!
Вам предоставляется возможность оценить эффективность методической помощи в Вашем образовательном учреждении. Определяя изменения, произошедшие в деятельности методической структуры, членом которой Вы являетесь, оцените ее следующим образом:
- 4 балла – произошли значительные изменения по сравнению с прошедшим годом;
- 3 балла – некоторые изменения;
- 2 балла – изменения незначительны;
- 1 балл – ничего не изменилось.
1. Что нового внесла методическая работа в содержание Вашей педагогической деятельности в этом учебном году:
- как учителя предметника _________________________________________________________
- как классного руководителя _______________________________________________________
2. Назовите методические дела года, которые:
- помогли Вам в решении профессиональных проблем __________________________________
- побудили Вас пересмотреть систему профессионально-педагогических ценностей__________
- были интересными и вызвали эмоциональный отклик _________________________________
- способствовали совместному творческому поиску учителей разных специальностей _______
- содействовали развитию педагогической рефлексии __________________________________
- побудили Вас к более активной самореализации в профессиональной деятельности ________
- не оправдали ваших ожиданий, были малорезультативными ____________________________
- не способствовал профессиональному развитию педагогов _____________________________
Какие изменения произошли в результате Вашей педагогической деятельности под влиянием методической работы?
Оцените по 4-х балльной шкале работу методической структуры, членом которой Вы являетесь.
Спасибо за ответы!
Оценка удовлетворенности методической работой в школе
Анкета
Уважаемые коллеги!
Вы можете выразить свое отношение к различным аспектам методической работы в образовательном учреждении, определить, насколько Вы удовлетворены ее содержанием и организацией, выделить наиболее значимые для Вас аспекты помощи.
№
Оцените, насколько Вы удовлетворены организацией методической работы в школе
Да
Скорее да, чем нет
И да, и нет
Скорее нет
Нет
1
Методическая проблема школы актуальна и значима для моего профессионального развития
2
Методическая работа предоставляет нам возможность выбирать содержание и формы повышения квалификации
3
Содержание методической работы вариативно, интересно, носит практическую направленность
4
Методическая работа содействует повышению качества педагогической деятельности, ее результативности
5
Методическая работа содействует повышению личной ответственности учителя за свое профессиональное развитие
6
Методическая работа эффективно готовит педагогический коллектив к освоению и внедрению образовательных нововведений
Спасибо за ответы!
Методический портфель школы
Уважаемые коллеги!
Администрации школы важно знать Ваше мнение о путях развития методической службы школы. Просим Вас внести свои предложения о том, как совершенствовать ее.
Какие новые смыслы, по Вашему мнению, следует придать методической работе в новом учебном году?
Какие аспекты организации методической работы, на Ваш взгляд, требуют обновления и почему?
Какие нововведения в практику управления методической работой Вы хотели бы предложить:
- на общешкольном уровне;
- на методическом объединении
4. Что, на Ваш взгляд, может способствовать обогащению методического пространства
школы?
Какие методические дела, по Вашему мнению, могут войти в методический портфель школы в новом учебном году?
В обсуждении каких проблем за «круглым столом» (методических, педагогических, психологических, управленческих) Вы могли бы принять участие?
Автором (инициатором) каких методических проектов могли ба Вы стать?
Какие курсы по выбору следует организовать методической службе школы?
Как , по Вашему мнению , мотивировать учителей к профессионально-личностному развитию и саморазвитию, активному участию в методической работе?
Спасибо за ответы!
Оценка квалификационного уровня молодым учителем и опытным педагогом
Наставник ________________________ молодой педагог ____________________