Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы
Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы
Понятие «образовательная технология» стало ныне настолько модным, что незнание его рассматривается едва ли не как признак профессиональной некомпетентности учителей. Рассматривается эпоха к определению понятия « образовательная технология». Один из них: «это выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ № 5 СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ г. УФЫ
“Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы»
доклад к педсовету
Разработала учитель истории Саитгалина Зоя Тимуровна
Что такое технология саморазвития школьников?
Понятие «образовательная технология» стало ныне настолько модным, что незнание его рассматривается едва ли не как признак профессиональной некомпетентности учителей. Рассматривается эпоха к определению понятия « образовательная технология». Один из них: «это выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов».
%
Каждая педагогическая эпоха поражает своё поколение технологий. Сегодня имеет 4 класса образовательных технологий:
а) «традиционные методики»
б) «модульно-блочные технологии»
в) «цельноблочные»
г) «интегральные».
Главное, на что обращают внимание сегодня, используют ли учителя технологии личностно-ориентированного обучения, используются ли методы развития познавательного интереса детей, такие как занимательность, создание ситуации новизны, успеха, учебные дискуссии, познавательные игры, которые существенно усиливают учебную мотивацию. Решить эту проблему поможет усвоение или частичное использование элементов технологии саморазвития школьников, чему и посвящено мое сообщение.
По данным современной науки, ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного биогенного ("самобио- логического") развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, в которой происходит процесс его социализации.
Русский ученый А.А. Ухтомский выдвинул гипотезу, согласно которой деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии решения.
Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определяется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под
Ч
воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей.
Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.
Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определенную деятельность.
Вторая, внутренняя часть процесса - это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на внутри личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть еамо- изменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности.
Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогического процесса, его специальные цели, содержание, методы и средства.
Использование потребностей самосовершенствования в учебно- воспитательном процессе - важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школьного образования внутреннюю, потребностную нравстенно-волевую мотивацию.
Как же вызвать к действию эти заложенные потребности в саморазвитии?
Основная гипотеза технологии саморазвития личности - создание у уча-
V
щихся доминательной установки мотивации на самосовершенствование личности поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать внутреннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достичь высшего уровня воспитания - самовоспитания.
По Ухтомскому необходимо создать 3 группы условий:
Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития;
Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, обретение ею определенного опыта успеха и достижений;
Адекватные стиль и методы внешних воздействий.
В традиционной классно-урочной системе трудно создать для этого условия, но возможности есть. Например, на своих уроках я практикую следующие задания, которые помогают ребенку выразить себя, выделиться.
Составить краткое сообщение по теме, с использованием дополнительного материала.
Составить кроссворд на заданную тему, или свободную тему. Тут раскрываются просторы для фантазии. Ребята стараются перещеголять друг друга в форме и содержании кроссвордов.
Пишем сочинения "История в моей жизни", "История моей семьи".
Сбор материала, составление и защита рефератов, Рефераты ребята не просто должны оформить и сдать, а мотивируют свой выбор темы, работают над содержанием, учатся кратко излагать содержание своей работы перед классом, используют дополнительный материал, вынуждены работать со справочниками, энциклопедиями, обращаться в Интернет.
Технология саморазвития школьника предполагает ряд организационно- методических изменений, направленных на раскрепощение школьника.
На общепедагогическом уровне технология саморазвития школьника включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:
Теория.
%
Практика.
Методика.
Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования у подростка имеет удовлетворение потребности в саморазвитии и самосовершенствовании в творческих и продуктивных видах деятельности. Поэтому одна из важнейших методических, организационных задач в технологии саморазвития школьника - представление детям самостоятельность, дать возможность проявить их творческие способности. Ядро самостоятельно - Я - концепция (Я — могу, знаю, умею).
Третья группа условий по Ухтомскому - это уклад среды жизнедеятельности ребенка, свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение - вот климат, способствующий формированию доминанты, самосовершенствования.
Мне кажется у этой технологии большие возможности, но чтобы подобрать оптимальную для школьника методику обучения, необходимо помнить, что есть холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики, есть дети со смешанным восприятием и другие, в идеале надо учить их опираясь на результаты диагностики, на врождённые способности (есть лирики и физики). Технологии обучения - тот же материал (инструмент), который подбирается под материал. И это не всё. Дети могут плохо учиться, могут не хотеть учиться даже при хороших интеллектуальных возможностях из-за отсутствия мотивации. А именно интерес - ведущая потребность в обучении, и основная задача учителя - развивать стремления к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах. Школьные предметы не могут вызвать одинаковый интерес, а стало быть, и установки на единое восприятие. В этом - важнейшее противоречие учебного процесса. Это противоречие можно разрешить, если пробуждать, развивать интерес учеников или предоставить им возможность выбирать уровень образования (варианты тестов - от простого к сложному, контрольные задания - разноуровневые и т.д.)
Таким образом, главная задача - создать условия для развития ребенка, включать его в разнообразную деятельность, стимулировать саморазвитие, самореализацию. а для этого активно использовать навыки самостоятельной исследовательской работы с научно-технической литературой, поощрять инициативу и творчество. Тогда мы увидим как самоутверждается учащийся в изучении данного предмета, начинает верить в свои силы. Этому способствует организация личностно-ориентированного урока с подбором дидактического материала (иллюстрированного, раздаточного) позволяющего ему в процессе занятия использовать задания разной степени сложности. Ученику нужно предоставить возможность проявить изобретательность в работе с учебным материалом. К сожалению, пока дидактический материал, находящийся на вооружении учителя не всегда позволяет ему осуществить эту задачу. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса в целях создания благоприятных условий для проявления личностных условий для проявления л и чностны х особенностей учащихся.