kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Понятие «образовательная технология» стало ныне настолько модным, что незнание его рассматривается едва ли не как признак профессиональной не­компетентности учителей. Рассматривается эпоха к определению понятия « об­разовательная технология». Один из них: «это выявление принципов и разра­ботка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факто­ров, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирова­ния и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ № 5 СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ г. УФЫ

“Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы»

доклад к педсовету

Разработала учитель истории Саитгалина Зоя Тимуровна

Что такое технология саморазвития школьников?

Понятие «образовательная технология» стало ныне настолько модным, что незнание его рассматривается едва ли не как признак профессиональной не­компетентности учителей. Рассматривается эпоха к определению понятия « об­разовательная технология». Один из них: «это выявление принципов и разра­ботка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факто­ров, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирова­ния и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов».

%

Каждая педагогическая эпоха поражает своё поколение технологий. Сего­дня имеет 4 класса образовательных технологий:

а) «традиционные методики»

б) «модульно-блочные технологии»

в) «цельноблочные»

г) «интегральные».

Главное, на что обращают внимание сегодня, используют ли учителя тех­нологии личностно-ориентированного обучения, используются ли методы раз­вития познавательного интереса детей, такие как занимательность, создание си­туации новизны, успеха, учебные дискуссии, познавательные игры, которые существенно усиливают учебную мотивацию. Решить эту проблему поможет усвоение или частичное использование элементов технологии саморазвития школьников, чему и посвящено мое сообщение.

По данным современной науки, ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного биогенного ("самобио- логического") развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, в которой происходит процесс его социализации.

Русский ученый А.А. Ухтомский выдвинул гипотезу, согласно которой деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии решения.

Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одно­временно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определя­ется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: чело­век развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под

Ч

воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребно­стей, интересов, способностей.

Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направ­ление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовер­шенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.

Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педаго­гическую организацию, определенную деятельность.

Вторая, внутренняя часть процесса - это психическая деятельность школь­ника как субъекта учения. Она протекает на внутри личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой ос­нове вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть еамо- изменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности.

Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознатель­ном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, нау­чить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогиче­ского процесса, его специальные цели, содержание, методы и средства.

Использование потребностей самосовершенствования в учебно- воспитательном процессе - важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школь­ного образования внутреннюю, потребностную нравстенно-волевую мотива­цию.

Как же вызвать к действию эти заложенные потребности в саморазвитии?

Основная гипотеза технологии саморазвития личности - создание у уча-

V

щихся доминательной установки мотивации на самосовершенствование лично­сти поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать внут­реннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достичь высшего уров­ня воспитания - самовоспитания.

По Ухтомскому необходимо создать 3 группы условий:

  1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития;

  2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, обре­тение ею определенного опыта успеха и достижений;

  3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий.

В традиционной классно-урочной системе трудно создать для этого усло­вия, но возможности есть. Например, на своих уроках я практикую следующие задания, которые помогают ребенку выразить себя, выделиться.

  1. Составить краткое сообщение по теме, с использованием дополнитель­ного материала.

  2. Составить кроссворд на заданную тему, или свободную тему. Тут раскрываются просторы для фантазии. Ребята стараются перещеголять друг друга в форме и содержании кроссвордов.

  3. Пишем сочинения "История в моей жизни", "История моей семьи".

  4. Сбор материала, составление и защита рефератов, Рефераты ребята не просто должны оформить и сдать, а мотивируют свой выбор темы, работают над содержанием, учатся кратко излагать содержание своей работы перед клас­сом, используют дополнительный материал, вынуждены работать со справоч­никами, энциклопедиями, обращаться в Интернет.

Технология саморазвития школьника предполагает ряд организационно- методических изменений, направленных на раскрепощение школьника.

На общепедагогическом уровне технология саморазвития школьника включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:

  1. Теория.

%

  1. Практика.

  2. Методика.

Решающее значение для возникновения и формирования доминанты само­совершенствования у подростка имеет удовлетворение потребности в самораз­витии и самосовершенствовании в творческих и продуктивных видах деятель­ности. Поэтому одна из важнейших методических, организационных задач в технологии саморазвития школьника - представление детям самостоятель­ность, дать возможность проявить их творческие способности. Ядро самостоя­тельно - Я - концепция (Я — могу, знаю, умею).

Третья группа условий по Ухтомскому - это уклад среды жизнедеятельно­сти ребенка, свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здоро­вого честолюбия, творческое горение - вот климат, способствующий формированию доминанты, самосовершенствования.

Мне кажется у этой технологии большие возможности, но чтобы подобрать оптимальную для школьника методику обучения, необходимо помнить, что есть холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики, есть дети со смешанным восприятием и другие, в идеале надо учить их опираясь на результаты диагно­стики, на врождённые способности (есть лирики и физики). Технологии обуче­ния - тот же материал (инструмент), который подбирается под материал. И это не всё. Дети могут плохо учиться, могут не хотеть учиться даже при хороших интеллектуальных возможностях из-за отсутствия мотивации. А именно инте­рес - ведущая потребность в обучении, и основная задача учителя - развивать стремления к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах. Школьные предметы не могут вызвать одинаковый интерес, а стало быть, и установки на единое восприятие. В этом - важнейшее противоречие учебного процесса. Это противоречие можно разре­шить, если пробуждать, развивать интерес учеников или предоставить им воз­можность выбирать уровень образования (варианты тестов - от простого к сложному, контрольные задания - разноуровневые и т.д.)

Таким образом, главная задача - создать условия для развития ребенка, включать его в разнообразную деятельность, стимулировать саморазвитие, са­мореализацию. а для этого активно использовать навыки самостоятельной ис­следовательской работы с научно-технической литературой, поощрять инициа­тиву и творчество. Тогда мы увидим как самоутверждается учащийся в изуче­нии данного предмета, начинает верить в свои силы. Этому способствует орга­низация личностно-ориентированного урока с подбором дидактического мате­риала (иллюстрированного, раздаточного) позволяющего ему в процессе заня­тия использовать задания разной степени сложности. Ученику нужно предоста­вить возможность проявить изобретательность в работе с учебным материалом. К сожалению, пока дидактический материал, находящийся на вооружении учи­теля не всегда позволяет ему осуществить эту задачу. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) мето­дам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса в целях создания благоприятных условий для проявления личностных условий для проявления л и чностны х особенностей учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самореализация учащихся в образовательном процессе современной школы

Автор: Саитгалина Зайтуна Тимершаиховна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Статья "Информационные технологии в образовательном процессе" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-informatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "140676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417978993"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Новые возможности для творчества в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(68) "novyie-vozmozhnosti-dlia-tvorchiestva-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "286973"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454421121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства