ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему там ориентироваться.
Основой изменений во всех сферах общественной жизни, происходящих в настоящее время в России, является представление об информационном обществе, основанном на создании, распределении и потреблении огромных по своим объемам информационных ресурсов, накопленных человечеством.
Превращение современной цивилизации в информационное общество актуализирует, прежде всего, проблему формирования информационной компетентности личности, которая становится определяющим фактором эффективности ее трудовой деятельности и повседневной жизни. Однако общее состояние информационной компетентности школьников не может быть признано удовлетворительным. То обстоятельство, что выпускники школы испытывают существенные затруднения на первых этапах обучения в вузах, является негативным следствием бессистемности, нетехнологичности информационного просвещения в учреждениях общего образования. Таким образом, в педагогической теории и практике сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного формирования информационной компетентности личности и отсутствием научного и организационно - методического обеспечения управления этим процессом.
Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. При этом информационная компетентность понимается нами как интегративное качество личности, представляющее собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и способности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. К таким источникам информации можно отнести: устные, письменные, технические (компьютер, мультимедийные установки, видео - аудио техника).
Последнее время в учебно-воспитательный процесс все глубже внедряются информационные технологии.
Для чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения, что нового они привнесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны? - этим вопросом сейчас задаются многие педагоги.
Давайте попытаемся определить, какие же проблемы призваны решить информационные технологии. Все моменты, касаемые положительного влияния ИКТ на образовательный процесс, можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные.
К общеобразовательным можно отнести следующие положения:
1. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.)
2. Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество. Основное противоречие системы образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне-развитой личности и сформулировать новый – максимальное развитие способностей человека к самореализации.
Частные:
3. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
4. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
5. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15% информации, с помощью органов зрения - уже 25%, при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха количество полученной информации увеличивается до 65%. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
6. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
7. Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Максимальная эффективность урока с использованием ИКТ достигается при соблюдении следующих условий:
? визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;
? материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;
? всегда предпочтительнее мультиперспективный подход ? представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.; всегда избегать готовых выводов;
? всегда хороши „личностные“ материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные;
? лучше сочетать различные виды материалов ? фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;
? чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ? тем лучше;
? материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика построения его вовсе не обязательно совпадает с логикой учебника и программы;
? материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.;
? максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.
Таким образом ? главное правило: как можно ярче и как можно больше возможностей для работы учеников.
При внедрении в школьный образовательный процесс информационных технологий, остро встает такая проблема, как воспитание человека, способного ориентироваться в информации, видах доступа к ней, умеющего организовать ее поиск, сделать информацию доступной другим людям, передавать и получать ее по сетям. Сегодня Интернет со всеми видами доступа к информации - океан с "золотыми рыбками", поймать которых становится все труднее. Ученик же, получая доступ к информации, должен уметь классифицировать, обобщать, представлять ее различными способами, выбирать нужный метод поиска, представлять себе организацию хранения информации, знать, в каком случае к каким ресурсам можно обратиться; уметь найти нужную информацию среди большого её объёма. Телекоммуникации позволяют решить поставленные задачи. Являясь методом обучения использования сети, они в тоже время учат и искусству общения. Сначала ученики делают первые неуверенные шаги в мировом информационном пространстве, просто читают телеконференции, добывают информацию для себя лично и для уроков, затем начинают проявляться – обмениваться мнениями, заводить свою аудиторию и друзей в сети.
В этот период неоценима тактичная помощь учителя. Его задача – по возможности активизировать всех. Необходимо, чтобы учащиеся имели коммуникации не только с людьми своего круга, привыкшими к их стилю и способу изложения мыслей, но и с людьми другого возраста, социального положения, пола, воспитания и национальности.
Удивительная возможность, не выходя из класса, увидеть на компьютерном мониторе реакцию всего мира на свои мысли, высказать своё мнение, может стать мощным стимулом к совершенствованию. Встречаясь в сети со знакомыми и незнакомыми людьми, необходимо не только научиться чувствовать и понимать их через язык письма, псевдографики и графики, но и самому правильно передавать свои мысли, а для этого нужно знакомиться с культурой и традициями, языком и интересами этих людей. А если кто-то нуждается в совете, а ты можешь помочь ему решить проблему? Или вдруг на свой вопрос получаешь ответ от учёного человека, не пожалевшего своего времени? Получается, что кому-то есть дело для тебя. Тут включается реальный механизм самооценки, в школе часто заниженной, особенно если ребёнок неординарный, «неудобный» или флегматик, медлительный и, по словам учителей, «тугодум».
Параллельно телекоммуникации решают и множество других проблем. Это преодоление языкового барьера, получение знаний по разным вопросам, приобретение навыков сбора, сортировки, хранения и архивирования информации.
Интересно отметить, что ребята средних классов охотнее начинают и быстрее привыкают к использованию, к примеру, электронной почты, чем старшеклассники. Они быстро овладевают навыками набора текста, а их родители говорят, что англо-русские и русско-английские словари становятся настольными книгами детей.
Немаловажным является также еще один аспект дистанционного обучения - это сокращение сроков обучения, так как можно будет многое изучить самостоятельно при серьезной и интенсивной работе, не тратя время на дорогу, ненужное заучивание, бесконечные записи, ведь огромное количество времени при этом мы тратим неэффективно! Но, очное образование не менее важно для ребенка: детям необходимо живое общение, и они будут стремиться в школу для обмена информацией и эмоциями, которые будут черпаться при дистанционном образовании.
Безусловно, при дистанционном обучении в образовательном центре должен работать коллектив единомышленников, энтузиастов-фанатов и группа ученых, профессоров, способных не только ответить на каверзные вопросы ребят, но и поспорить, и высказать свое мнение ученого. Но это должны быть люди, умеющие внимательно и доброжелательно общаться на равных с ребенком, умеющие выслушать любой вопрос и ответ ребенка, чтобы у ребенка появилось желание защищать свою точку зрения без боязни быть непонятым.
Думается, важным является также момент постоянного пополнения "копилки знаний", так как в дистанционное обучение могут быть вовлечены самые разнообразные по уровню и возрасту дети и взрослые. А почему бы нет? Ведь данные вопросы могут быть интересны и учителям, и родителям. И тогда мы можем объединить в этом обучении семью, создать в ней атмосферу постоянного всеобуча. А "учебник", который будет формироваться по мере изучения той или иной проблемы, в результате может постоянно пополняться все новыми и новыми ответами и решениями. Появляется возможность постоянного оперативного обновления информации. При этом можно неоднократно возвращаться к материалу для более глубокого осмысления при недопонимании чего-либо при первоначальном прочтении. Думается, при этом важно учитывать мнение каждого и обязательно включать в такие "учебники-копилки" любую информацию, заслуживающую внимания, ведь мнение и изложение ровесником какой-то темы, проблемы, может быть более близко и понятно для восприятия ребенком.
Человечество в последние годы захлестнул поток информации, но, к сожалению, человеческий мозг по своим биологическим свойствам может освоить лишь часть всего информационного потока, обрушившегося на нас, поэтому так необходимо наиболее рациональное использование возможностей современных средств вычислительной техники и коммуникаций.
Дистанционное образование, являясь наиболее перспективным образовательным направлением в XXI веке, позволит ликвидировать границы и создать единое виртуальное образовательное пространство всей планеты, за ним - будущее в системе образования.
Вероятно, мы живем в преддверии педагогической революции, которая уготована не только школе, но и нам, взрослым. В настоящее время особую важность приобретают процессы политического и экономического объединения, и ДО, становясь, все более популярным и доступным, может выступить одним из объединяющих факторов в мировом сообществе, как когда-то Олимпийские игры. Но все, о чем мы рассуждаем, не сможет быть воплощено до тех пор, пока компьютер и Интернет не придут в каждую школу, в каждый дом, пока не будет создана соответствующая инфраструктура, а самое главное, пока не изменится отношение общества (особенно преподавателей и государственных чиновников) к проблемам образования и вопросам применения информационных технологий. Очень хочется верить, что те люди, от которых зависит, в каком направлении пойдет образование в ближайшие годы, приложат все усилия для осуществления мечты об идеальной технологии образования и возрождения лучших традиций в этой области. Нужно вернуть ребенку радость обучения и желание приходить в школу, реальную или виртуальную!