Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе
Слово «обеспечение» означает «сделать вполне возможным, реально выполнимым», «создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо». В педагогике, обеспечение понимается как деятельность, состоящая в актуализации, системной организации и оптимальном использовании возможностей образовательного процесса, его участников и социальной среды для достижения педагогических целей (Л. М. Бочкова, А. В. Вол охов, Г. А. Гущина, А. Ф. Драничников, Т. Е. Коровкина, О. В. Майорова, И. В. Протасова, Е. В. Сечкарева, Н. Ю. Шепелева). Разделяя данное понимание, мы ведем поиск в практике работы образовательного учреждения таких условий, которые при их актуализации или создании, позволят сделать возможной социальную успешность школьников.
В социальной успешности как состоянии личности отражается вся совокупность обстоятельств жизнедеятельности школьника в образовательном учреждении и за его пределами. При этом общеизвестно, что школьная жизнь максимально насыщена оценочными атрибутами, вследствие чего ее влияние оказывается ведущим в возникновении и закреплении состояний успешности или неуспешности детей не только в учебной деятельности, но и во всем спектре отношений с социальным окружением. Поэтому социальная успешность будет определяться воспитательной системой школы в целом, наличием в ней оптимальных для этого организационно-педагогических условий.
Главное условие, обеспечивающее эффективность всякой воспитательной системы, - личность педагога-воспитателя. Ему принадлежит ведущая роль в организации жизнедеятельности общеобразовательного учреждения, в создании обстоятельств жизни детей. Как писал в свое время К. Д. Ушинский: «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника». А. Матиас подчеркивал, что «тот, кто хочет воспитывать других, тот должен быть воспитанным сам. Не столько метод, сколько личность учителя оказывает воздействие на ученика. Только душа может воспитывать другую душу».
Педагог наделен инициативой в оценке учащихся. Поэтому от его мировоззрения во многом зависит, будут ли гуманными взаимоотношения учителя и ученика, будут ли они способствовать формированию у школьника таких качеств как высокая самооценка, уверенность в себе, оптимизм, успешность. Проблему гуманных отношений с воспитанниками рассматривали Ш. А. Амонашвили, Е. И. Ильин, В. А. Караковский В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и многие другие исследователи. В массовом сознании предполагается, что педагог в силу его специальной подготовки изначально является обладателем гуманистического мировоззрения. Однако реальный опыт говорит о том, что требуется специальная работа для того, чтобы теоретико-гуманистические ориентации педагогов были переведены на профессионально- деятельностный уровень.
В настоящее время происходит смена модели взаимодействий учителя начальных классов и младшего школьника в современном образовании - от учебно-дисциплинарной, авторитарной к гуманной, личностно-ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка и отвергающей манипулятивный подход к нему. Из транслятора знаний и опыта педагог становится организатором развивающей воспитывающей среды, способствующей максимальному раскрытию актуальных и потенциальных возможностей учащихся.
Суть гуманного отношения к ребенку выразил еще В. А. Сухомлинский отвечая на вопрос: Что такое хороший учитель? - «Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает что и сам был ребенком».
Среди основных принципов современного подхода в организации гуманистического («очеловеченного») образовательного процесса Е. В. Коротаева выделяет:
-
ценностное отношение к личности ребенка и подростка, признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний. При этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это - показатель уровня профессионального мастерства учителя;
- субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, то есть предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;
-признание за ребенком прав: на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка; на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью; признание за собой и за ребенком обязанностей: «Чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиться».
Гуманизированный учебно-воспитательный процесс может организовать только педагог, ведущими характеристиками профессиональной культуры которого становятся его гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям и способность быть воспитателем, психолого- педагогическая компетенция и развитое педагогическое мышление, владение педагогической технологией формирования у детей и подростков гуманистических черт характера.
Поэтому, такой процесс требует, чтобы личностью стал прежде всего сам учитель.
Конкретную технологию гуманного отношения к воспитаннику предлагает В. А. Караковский. Он считает: «что если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире».
Успешное обучение и воспитание детей, их внутреннее благополучие во многом зависят от стиля работы учителя. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствуют обучению и обеспечению социальной успешности, а авторитарный стиль либо приводит к закреплению исполнительской позиции, формированию комфортного поведения, либо вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции детей. Д. В. Ольшанский предупреждает: «несчастен тот учитель, который лишь обучает и формирует личность ребенка по своему образу и подобию. Счастлив тот, который живет и растет вместе с детьми: воспитывая их, он воспитывается сам.
Профессиональная позиция педагога как субъекта воспитательного влияния во взаимодействии с ребенком и детским сообществом школы предполагает его готовность и способность:
-
Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: диалогичности; эмпатического понимания; доверия к возможностям, способностям ребенка; безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности; конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя).
-
Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую, на основе отношений сотрудничества и сотворчества (например, в процессе подготовки и реализации внутришкольных, внутриклассных событий).
-
Создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
-
Раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обучения (через содержание образования, формы и методы обучения), предметно-эстетической среды, окружающей детей.
-
Взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоуправления.
-
Поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и индивидуальную работу.
-
Предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы.
-
Транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к окружающему миру.
-
Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого
Педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития характеризует его готовность и способность: быть открытым личному опыту; конструктивно самоизменяться на личностном уровне, заботится о сохранении и развитии своего культурного, нравственного, творческого, психофизического потенциала; совершенствовать свои профессиональные знания и умения педагога, оказывать благотворное влияние на формирование и развитие личности ребенка (пополнять арсенал знаний и представлений о ценностно-смысловом и предметном содержании «мира детства», осваивать новые для себя способы общения и взаимодействия, исследовательской работы, учиться сочетать традиции и новации в воспитании, рефлексировать свою деятельность и т.д.).
Названные требования, как показывают многие исследования, известны педагогам. Однако их присутствие в сознании на теоретическом уровне далеко не всегда воплощается в реальной педагогической практике. Возникает необходимость в переводе теоретико-гуманистических ориентаций педагогов на профессионально-деятельностный уровень.
Обеспечение социальной успешности школьников предполагает создание в школе обстановки психологической комфортности. Проблема взаимосвязи комфорта (дискомфорта) и здоровья (нездоровья) все чаще попадает в круг исследовательских интересов психологов и педагогов (А. С. Спиваковская, Л. В. Куликов и др.). Значимость феномена комфортности для нормального взаимодействия и взаимоотношений людей привела к введению в терминологию социальной психологии понятия «социально-психологического комфорта», как совокупности морально-нравственных и психологических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на качество социальных коммуникаций.
Феномен «психологической комфортности» обладает достаточным потенциалом разрешения ряда проблем, начиная от расширения познавательных возможностей ребенка и до предупреждения различных социально-психологических отклонений (Ю. М. Горвиц, В. Г. Крысько, Л. Д. Чайнова). В частности, для функционального комфорта характерным является сочетание высокого уровня успешности деятельности с низкими нервно-психическими затратами (Л. Д. Чайнова, Ю. М. Горвиц). Н. И. Гуткина отмечает, что профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения и далее соответственно с его жизненными потребностями.
Обстановка «психологической комфортности» является одним из признаков наличия в школе гуманистической воспитательной системы, выделяемых Л.И. Новиковой. К ним относятся:
-
наличие общих представлений о школе как о целостном феномене, о ее качествах и свойствах, т.е. наличие собственной «малой концепции школы», отражающей ее настоящее и проектирующие будущее, концепции, принятой и педагогами, и учащимися;
-здоровый образ жизни ее коллектива, жизни, включающей помимо учебы, и труд, и развлечения и неформальное общение, и творческую деятельность по интересам;
-
наличие радостных событий в жизни ребят, событий, ожидаемых и переживаемых ими, порождающих энергию, подъем духа в коллективе;
-наличие зон неупорядоченности, свободного развития отдельных классов, групп, детей, как дополнение упорядоченности и противовес заорганизованности;
-
наличие «говорящих стен, отражающих повседневную жизнь ребят;
-
включенность среды в школу и школы в среду;
-
разрешение внутренних конфликтов за счет саморегуляции;
-гуманистический характер личностных отношений между детьми и
взрослыми, проявляющиеся в их повседневном общении.
Школа с ее гуманистической воспитательной системой, по мнению В. А. Караковского, в современных условиях остается почти единственным источником стабильности, своеобразной экологической нишей, гарантом «разумного, доброго, вечного», без чего не может развиваться растущий человек. По его мнению, именно в школе может и должна быть создана такая модель человеческих отношений, такая атмосфера духовности, самоценности человеческой личности, которой сегодня так не хватает в окружающей действительности, где даже сама человеческая жизнь обесценивается. Для многих детей школа - это дом, где тебя обогреют, успокоят, и она становится фактором защиты, гарантом выживания и безопасности подрастающих поколений. В этом смысле хорошая школа должна опережать общество.
Рассматривая школьную социальную среду как «совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими учащимися», Ю. М. Коваль подчеркивает, что воспитание в такой среде будет значительно эффективнее и результативнее, если социально-психологические отношения будут строиться на следующих принципах: семейственность, простота отношений, искренность, доверительность, комфортность; гуманность, уважение прав и достоинства всех членов школьного коллектива; защищенность; мироощущение оптимизма, мажорности, жизнерадостности, здоровой состязательности и конкурентности.