Новые возможности для творчества в образовательном процессе
Новые возможности для творчества в образовательном процессе
Новые возможности для творчества в образовательном процессе
«Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего», – писал Иосиф Бродский [1, с. 278]. Эта цитата является актуальной в сегодняшние дни, потому что творческая деятельность учащегося является неотъемлемой частью образовательного процесса. В наше время стране нужны люди, которые способны творчески мыслить. Но, к сожалению, современное обучение во многом сохраняет шаблонный подход к усвоению нового материала. Однообразное повторение каждодневных действий убивает интерес к обучению. Поэтому, считаю своей задачей на уроках русского языка и литературы позволить обучающемуся быть самим собой. С помощью этого я даю ему возможность чуть больше проявить свое творчество.
В жизни все стремительно меняется. И процесс обучения тоже не стоит на месте. Современное образование требует от человека постоянного самосовершенствования, а это значит, нельзя останавливаться на одном месте, следует дальше двигаться к новым вершинам, к новым знаниям. Мне нравится познавать все новое. Став учителем, я открыл для себя много неожиданного, незнакомого и интересного, того, чего не понимал в университете, а самое главное – в этой профессии есть огромный простор для творчества. И теперь передо мной стоит задача так построить учебный процесс, чтобы побуждать детей мыслить творчески, как этого требуют современные стандарты, поскольку в соответствии с ФГОС выпускник школы должен быть творческой, разносторонней личностью.
Мой педагогический стаж совсем небольшой. За этот промежуток времени, что я работаю в школе, я уже сумел достичь некоторых успехов. Но мои успехи были бы невозможны без моих учеников. Меня всегда радует тот факт, что ребенок проявляет интерес к моему предмету, когда ему хочется узнать еще больше. Стараюсь, чтобы такое желание возникало у всех учеников.
С первых уроков моей педагогической деятельности начинается нетрадиционная система обучения, где для активизации учебного процесса я использую элементы проблемного обучения, элементы развивающего обучения. Стараюсь при этом организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были активными субъектами образовательного процесса. В своей работе использую современные методы и информационные технологии: уроки презентации, уроки с использованием электронных средств обучения, Интернет ресурсы, здоровьесберегающие технологии, творческие мастерские, метод проектов.
На уроках русского языка для развития творческих способностей учащихся использую следующие методы и приёмы: метод «открытий», метод диалогичности, метод сравнения, метод «погружения», метод исследования.
Своей задачей считаю помочь ребенку раскрыться, проявить себя, натолкнуть его к саморазвитию через творчество. Именно творчество, как я думаю, является ключевым аспектом в развитии способностей ребенка. Важно создать благоприятные условия для творчества. Поэтому своей темой самообразования я выбрал проблемное обучение, т.к. оно является одним из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиции ФГОС, у них формируется продуктивное мышление, воображение и творческие способности. Исходя из этого, я считаю, что проблемное обучение дает новые возможности для творчества в образовательном процессе. Когда перед человеком стоит проблема, он всегда ищет пути выхода из нее. Создавая проблемную ситуацию на уроке, я даю каждому ученику возможность проявить себя, найти выход.
Я всегда стараюсь разнообразить свой урок: это и игры, и проекты, и викторины, и инсценировки и творческие работы, и многое другое. В 5 классе на уроке литературы мною был проведен урок-инсценировка по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Каждый ученик получил роль, и мог свободно творить свой образ. В процессе «спектакля» ученики более активны, учатся общаться, сотрудничать. Я замечаю, что именно с помощью таких необычных уроков дети с, не стесняясь, принимают участие в обсуждении, они радовались от возможности действовать и достигать успеха, преодолевать трудности. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Именно методика с применением проблемного обучения помогает мне реализовывать все это на практике.
Таким образом, в образовательной процессе должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов и ученика, и учителя. Все это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся и самореализации педагога.
Моя работа – это любимый способ самовыражения, самоотдачи и творчества. Благодаря своей работе я всегда нахожусь среди людей, которые нужны мне и которым нужен я. Мои ученики – это мои товарищи, доверившие мне частичку своей судьбы. Я очень люблю школу, в которой работаю, искренне, с уважением отношусь к своим коллегам. Надеюсь и верю, что у моей профессии большое будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Чернов Дмитрий Александрович,
Учитель русского языка и литературы
«Средней общеобразовательной школы №16»
с. Дубовка, Ставропольский край, Россия
Новые возможности для творчества в образовательном процессе
«Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего», – писал Иосиф Бродский [1, с. 278] . Эта цитата является актуальной в сегодняшние дни, потому что творческая деятельность учащегося является неотъемлемой частью образовательного процесса. В наше время стране нужны люди, которые способны творчески мыслить. Но, к сожалению, современное обучение во многом сохраняет шаблонный подход к усвоению нового материала. Однообразное повторение каждодневных действий убивает интерес к обучению. Поэтому, считаю своей задачей на уроках русского языка и литературы позволить обучающемуся быть самим собой. С помощью этого я даю ему возможность чуть больше проявить свое творчество.
В жизни все стремительно меняется. И процесс обучения тоже не стоит на месте. Современное образование требует от человека постоянного самосовершенствования, а это значит, нельзя останавливаться на одном месте, следует дальше двигаться к новым вершинам, к новым знаниям. Мне нравится познавать все новое. Став учителем, я открыл для себя много неожиданного, незнакомого и интересного, того, чего не понимал в университете, а самое главное – в этой профессии есть огромный простор для творчества. И теперь передо мной стоит задача так построить учебный процесс, чтобы побуждать детей мыслить творчески, как этого требуют современные стандарты, поскольку в соответствии с ФГОС выпускник школы должен быть творческой, разносторонней личностью.
Мой педагогический стаж совсем небольшой. За этот промежуток времени, что я работаю в школе, я уже сумел достичь некоторых успехов. Но мои успехи были бы невозможны без моих учеников. Меня всегда радует тот факт, что ребенок проявляет интерес к моему предмету, когда ему хочется узнать еще больше. Стараюсь, чтобы такое желание возникало у всех учеников.
С первых уроков моей педагогической деятельности начинается нетрадиционная система обучения, где для активизации учебного процесса я использую элементы проблемного обучения, элементы развивающего обучения. Стараюсь при этом организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были активными субъектами образовательного процесса. В своей работе использую современные методы и информационные технологии: уроки презентации, уроки с использованием электронных средств обучения, Интернет ресурсы, здоровьесберегающие технологии, творческие мастерские, метод проектов.
На уроках русского языка для развития творческих способностей учащихся использую следующие методы и приёмы: метод «открытий», метод диалогичности, метод сравнения, метод «погружения», метод исследования.
Своей задачей считаю помочь ребенку раскрыться, проявить себя, натолкнуть его к саморазвитию через творчество. Именно творчество, как я думаю, является ключевым аспектом в развитии способностей ребенка. Важно создать благоприятные условия для творчества. Поэтому своей темой самообразования я выбрал проблемное обучение, т.к. оно является одним из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиции ФГОС, у них формируется продуктивное мышление, воображение и творческие способности. Исходя из этого, я считаю, что проблемное обучение дает новые возможности для творчества в образовательном процессе. Когда перед человеком стоит проблема, он всегда ищет пути выхода из нее. Создавая проблемную ситуацию на уроке, я даю каждому ученику возможность проявить себя, найти выход.
Я всегда стараюсь разнообразить свой урок: это и игры, и проекты, и викторины, и инсценировки и творческие работы, и многое другое. В 5 классе на уроке литературы мною был проведен урок-инсценировка по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Каждый ученик получил роль, и мог свободно творить свой образ. В процессе «спектакля» ученики более активны, учатся общаться, сотрудничать. Я замечаю, что именно с помощью таких необычных уроков дети с, не стесняясь, принимают участие в обсуждении, они радовались от возможности действовать и достигать успеха, преодолевать трудности. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Именно методика с применением проблемного обучения помогает мне реализовывать все это на практике.
Таким образом, в образовательной процессе должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов и ученика, и учителя. Все это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся и самореализации педагога.
Моя работа – это любимый способ самовыражения, самоотдачи и творчества. Благодаря своей работе я всегда нахожусь среди людей, которые нужны мне и которым нужен я. Мои ученики – это мои товарищи, доверившие мне частичку своей судьбы. Я очень люблю школу, в которой работаю, искренне, с уважением отношусь к своим коллегам. Надеюсь и верю, что у моей профессии большое будущее.
Литература
Булгакова И.В. 10 000 афоризмов на все случаи жизни и по любому поводу. – Ростов-на-Дону, 2014.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов. – М., 2008.
Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2009.