Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социо-культурной модернизации Российского общества. Важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования – информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда (ИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.
Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.
ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему. Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.
Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Освоение информационно-коммуникационных технологий подталкивает педагога к профессиональной реализации себя на просторах Интернета. Создать свою методическую копилку, вести электронное портфолио, осуществлять дистанционное обучение, найти единомышленников - эти и другие возможности учитель может реализовать с помощью персонального сайта или блога. Очевидно, создание сайта открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится рабочим инструментом учителя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности, для организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей: при дистанционном обучении учащихся, при организации проектной деятельности для проведения опросов и телекоммуникационных мероприятий, при организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей и пр. Сегодня интернет предоставляет учителю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего интернет- представительства и использования его в образовательном процессе. Это может быть разработка сайта с помощью систем управления сайтом и конструкторов с предоставлением бесплатного хостинга.
На примере собственного сайта (www.nativanenko.ucoz.ru) позволю себе сделать анализ возможностей по формированию ключевых компетенций учащихся, используя данный веб-ресурс. Персональный сайт создан в мае 2011 года, находится в режиме разработки и активного обновления. На сайте есть следующие разделы:
-Портфолио профессионального развития педагога.
-Фотоальбомы(достижения учащихся, внеурочная деятельность, мои фотографии).
-Каталог файлов (презентации, календарно-тематическое планирование, таблицы, схемы).
-Каталог статей (психологические советы, памятки для родителей, творческие задания).
-В помощь учащимся (тренажеры, ссылки для учащихся).
-Информация для родителей (объявления, расписания, анализ контрольных и диагностических работ учащихся, текущее прохождение материала, методические рекомендации учителя).
-Тесты для учащихся (онлайн тесты по основным предметам).
-Детское творчество ( стихи учащихся).
-Поздравляем (поздравления и пожелания).
-Гостевая книга, обратная связь и форум.
Данная информация и работа с сайтом как образовательным веб-ресурсом способствует формированию следующих ключевых компетенций учащихся:
1. Информационная компетенция –
> учащиеся получают доступ к информации различного формата (карты, таблицы, схемы, презентации) и параллельно – к алгоритмам работы с ней, часто альтернативным, что позволяет им самостоятельно систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
> задания повышенной сложности, творческие задания, проекты с предложенными на выбор источниками и ссылками, а также памятками и алгоритмами формируют навык структурировать полученную информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях;
> доступ к календарно-тематическому планированию уроков и стандартами прохождения тем позволяют учащимся использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности
2. Компетенция разрешения проблем (самоменеджмент) –
> наличие альтернативных заданий, видов деятельности, алгоритмов работы, ссылок позволяет формировать умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель, оценивать необходимость и средства решения задач;
> самостоятельная работа с тестовыми заданиями по теме, в том числе в формате онлайн-тестирования позволяет учащемуся оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения;
> психологические советы помогают реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;
3. Коммуникативная компетенция –
> форум, гостевая книга, комментарии, обратная связь, онлайн-консультация, предложенные на сайте как варианты коммуникации, позволяют формировать навык цивилизованного и этичного веб-общения в форме монолога и диалога, в противовес сложившейся в сетевом пространстве сленговой и ненормативной лексики и манере общения.
Кроме вышеперечисленного, персональный сайт позволяет также решать следующие важные образовательные задачи:
1. Индивидуализация содержания – возможность размещать на сайте не только вариативный материал заданий, но также и алгоритмов деятельности, дополнительную, иллюстративную и кластерную информацию, позволяющую работать над темой в достижимых на данном этапе форме и уровню сложности;
2. Реализация возможностей дистанционного обучения для пропустивших занятия учащихся, отставших в изучении темы;
3. Доступность к образовательному процессу всех заинтересованных «сторон» - учащихся, родителей, общественности;
4. Возможность дополнительного образования для мотивированных, стремящихся к самореализации в образовательном процессе учащихся;
5. Повышение мотивации к учению через работу в «актуальном» для современных учащихся пространстве;
6. Возможность внеурочной консультации и коммуникации с учителем;
7. Популяризация детских достижений, демонстрация учебных продуктов деятельности – служит как средством мотивации успешной учебной деятельности, так и средством повышения ученической самооценки, и, следовательно, психологического комфорта в процессе обучения.
Таким образом, можно резюмировать, что при соблюдении условия, что персональный сайт учителя изначально создается с целью формирования ключевых компетенций учащихся, и материал, представленный на сайте, соответствует этой цели, то персональный сайт учителя может стать фрагментом работы педагога в формате новой педагогической парадигмы, в которой обучающийся выступает не как пассивный получатель информации, а как активный коммуникатор, который ставит образовательные задачи и умеет их решать. Следовательно, педагогам в урочном, непосредственном взаимодействии, необходимо готовить учеников к проявлению высокой степени самостоятельности в сетевой образовательной деятельности, в принятии стратегии «обучение через жизнь».