Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии
Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии
Педагогические технологии, используемые на уроках географии.
Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого».
Для меня, как учителя географии, личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира.
Впервые годы работы в школе я понял, чтобы организовать интересный урок, важно:
- создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины,
-предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям, чтобы и они и я от урока получили удовольствие.
Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. Так я пришел к проблемному, исследовательскому обучению (любая тема в биологии благодатный материал для проблемно- поискового метода) и к работе в малых группах. Наблюдение за детьми показало, что ребята охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как не испытывают внутреннего напряжения, скованности, при этом создается хороший доверительный климат в классе. Любой внутри группы находит свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает идеи, а вся группа активно участвует в открытии знаний.
Каждый из нас учится в течение всей жизни и ищет свой путь. Счастлив тот, кому встретился Учитель, понимающий, что ученик должен пройти по собственному пути, а не повторить чей-то чужой. Многого достигает тот, кто осмелился свернуть с проторенной дорожки. Многое понял тот, кто осознал важнейшую задачу жизни – задачу более полного самовыражения, самореализации. Школа – это место, где человек проживает десять долгих лет личностного становления.
Мое обучение как учителя направлено на личность ученика, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей. К сожалению, в образовательном процессе массовой школы преобладают традиционные методы обучения и мероприятийные формы воспитания. Мы часто забываем, что индивидуальность есть не только у нас, учителей, но и у каждого из наших учеников. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача учителя направить ученика на познание мира его путем.
Но путь познания учащихся оказался довольно прост. Все возможно, если дать учащимся возможность выбора. И ученик найдет себя сам.
Новые условия образовательной деятельности
Поисково-исследовательские методы, возможность выбора учеником индивидуальных творческих заданий, развивающих комплекс умений самостоятельно креативно осваивать, конструировать, применительно к новым условиям в любой сфере.
Новизна педагогического опыта
Изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов, расширении форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора (помня правило «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом»).
Исследовательская работа учащихся как форма организации
деятельности учащихся
Исследование – универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников – одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.
Научно-исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии и биологии основная нагрузка ложится на экспедиции, лабораторные практикумы, которые являются сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, биологии и экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Научно-исследовательскую работу в школе я рассматриваю как создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии научно-исследовательской работы в школе. Эту работу можно начинать с первых уроков изучения географии. Например, в теме: “Что изучает география? Каков путь изменения этого предмета? Перспективы биологии”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать географию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной географии и биологии, через 10 минут эта “копилка” пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: “широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные понятия и законы естественных наук. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых серьезно увлекает прикладная экология, которые желают продолжить исследовательскую работу в этом направлении.
По мимо изложенного в рамках работы, проводятся исследования в области выращивания кристаллов, изучение и опыты с комплексными соединениями, изучение микроорганизмов школьного озера, мониторинг качеств воды наших озер и рек, выделение индикаторов из комнатных растений и ряд других опытов и экспериментов.
Работы учащихся отличаются четким логическим изложением, высокой степенью научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, в желании глубокого изучения курса географии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.
Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, “переоткрывают” их для себя.
Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану:
Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы школьников).
II. Методология научного творчества (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации).
III. Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой, понятийным аппаратом).
IV. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно-исследовательской работы).
V. Представление результатов научно-исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).
Работа открывается в начале учебного года со знакомства с химией и основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассматриваются основные виды исследовательских работ, дается обзор научно-практических конференций и конкурсов школьников, даются основные понятия научно-исследовательской работы, схемы научного исследования, методов научного познания и поиска информации.
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;
После завершения оформления работы я пишу рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования.
Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки. В результате правильная организация научно-исследовательской работа позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии»
Педагогические технологии, используемые на уроках географии.
Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого».
Для меня, как учителя географии, личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира.
Впервые годы работы в школе я понял, чтобы организовать интересный урок, важно:
- создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины,
-предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям, чтобы и они и я от урока получили удовольствие.
Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. Так я пришел к проблемному, исследовательскому обучению (любая тема в биологии благодатный материал для проблемно- поискового метода) и к работе в малых группах. Наблюдение за детьми показало, что ребята охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как не испытывают внутреннего напряжения, скованности, при этом создается хороший доверительный климат в классе. Любой внутри группы находит свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает идеи, а вся группа активно участвует в открытии знаний.
Каждый из нас учится в течение всей жизни и ищет свой путь. Счастлив тот, кому встретился Учитель, понимающий, что ученик должен пройти по собственному пути, а не повторить чей-то чужой. Многого достигает тот, кто осмелился свернуть с проторенной дорожки. Многое понял тот, кто осознал важнейшую задачу жизни – задачу более полного самовыражения, самореализации. Школа – это место, где человек проживает десять долгих лет личностного становления.
Мое обучение как учителя направлено на личность ученика, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей. К сожалению, в образовательном процессе массовой школы преобладают традиционные методы обучения и мероприятийные формы воспитания. Мы часто забываем, что индивидуальность есть не только у нас, учителей, но и у каждого из наших учеников. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача учителя направить ученика на познание мира его путем.
Но путь познания учащихся оказался довольно прост. Все возможно, если дать учащимся возможность выбора. И ученик найдет себя сам.
Новые условия образовательной деятельности
Поисково-исследовательские методы, возможность выбора учеником индивидуальных творческих заданий, развивающих комплекс умений самостоятельно креативно осваивать, конструировать, применительно к новым условиям в любой сфере.
Новизна педагогического опыта
Изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов, расширении форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора (помня правило «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом»).
Исследовательская работа учащихся как форма организации
деятельности учащихся
Исследование – универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников – одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.
Научно-исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии и биологии основная нагрузка ложится на экспедиции, лабораторные практикумы, которые являются сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, биологии и экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Научно-исследовательскую работу в школе я рассматриваю как создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии научно-исследовательской работы в школе. Эту работу можно начинать с первых уроков изучения географии. Например, в теме: “Что изучает география? Каков путь изменения этого предмета? Перспективы биологии”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать географию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной географии и биологии, через 10 минут эта “копилка” пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: “широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные понятия и законы естественных наук. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых серьезно увлекает прикладная экология, которые желают продолжить исследовательскую работу в этом направлении.
По мимо изложенного в рамках работы, проводятся исследования в области выращивания кристаллов, изучение и опыты с комплексными соединениями, изучение микроорганизмов школьного озера, мониторинг качеств воды наших озер и рек, выделение индикаторов из комнатных растений и ряд других опытов и экспериментов.
Работы учащихся отличаются четким логическим изложением, высокой степенью научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, в желании глубокого изучения курса географии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.
Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, “переоткрывают” их для себя.
Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану:
Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы школьников).
II. Методология научного творчества (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации).
III. Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой, понятийным аппаратом).
IV. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно-исследовательской работы).
V. Представление результатов научно-исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).
Работа открывается в начале учебного года со знакомства с химией и основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассматриваются основные виды исследовательских работ, дается обзор научно-практических конференций и конкурсов школьников, даются основные понятия научно-исследовательской работы, схемы научного исследования, методов научного познания и поиска информации.
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;
После завершения оформления работы я пишу рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования.
Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки. В результате правильная организация научно-исследовательской работа позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.