kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексивный отчет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет по курсам "Рефлесия в практике"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет»

Рефлексивный отчет

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, -

все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

(Олдингтон Р.)

Учитель….Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования В современном мире происходят изменения , которые требуют изменений и от учителя. Поэтому учитель должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. Учитель не должен научить на всю жизнь – учитель должен научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, развивать необходимые в дальнейшем ключевые способности; уровень сформированной которых, конечно же, зависит и от профессионализма учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

С сентября я начала проходить курсы в школе по программе «Рефлексия в практике» » в объеме 100 академических часов тренером была Зуборева Елена Вадимовна. Основная цель Программы - освоение педагогами школы технологии и методики обучения, способствующих развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления, совершенствование навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений учащихся.

Настольной книгой стало для меня «Руководство для учителя». На первом этапе «Лицом к лицу» я познакомилась с семью модулями Программы курсов, с моделью компетентного учителя в современном мире. «Ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях» (Руководство дл учителя,стр.110). Изучив материалы, о том, как происходит обучение, и что представляет собой качественное преподавание, сделала для себя выводы, что Программа способствует  тому, что меняется отношение  учителя  к педагогической практике и направлена на то, что учитель может и должен совершенствоваться. Учителям необходимо конструировать урок так, чтобы не передавать уже готовые знания или идеи, а уметь организовывать работу по построению учениками этих знаний и идей.  При планировании уроков нужно обращать внимание на создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности на уроке.  Учитывать возрастные особенности учеников. Тщательно подбирать  дифференцированные задания, с учетом разной степени подготовки учеников, направленные на удовлетворение потребностей всех учащихся. Этот модуль тесно взаимосвязан с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении».Именно в этом модуле рассматриваются вопросы «Обучение через диалог»  и «Обучение тому, как учиться». Вопросы немаловажные, потому что обучение, основанное на основе диалога между учеником и учителем, учеником и учеником помогает ребенку развивать свое собственное мышление. Александер (2004) утверждает, что беседа является взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд.                                                                 

Мышление учеников развивается  в том случае, если на уроке звучит больше открытых вопросов  более высокого уровня. Задавая  вопросы  ученикам,  давайте  время на размышление и обдумывание ответа. Это способствует тому, что ребята  имеют возможность продумать свой ответ, дать более продуманные и глубокие ответы. Увеличение времени ожидания  активизирует участие в диалоге менее способных ребят . Основные виды  беседы, наблюдаемые  мною при проведении  уроков  – аккумулятивная

  и   исследовательская беседа. Барнс(1976) и Мерсер(2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. В своих уроках я применяю вопросы, которые заставляли ребят анализировать,   сравнивать, рассуждать. При проверке  изученного материала с помощью слайдовой презентации,  использую стратегию «толстых и тонких вопросов», которая позволяет ученикам выражать своё понимание темы, помогает им осознавать и аргументировать разные идеи. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация. Побуждение: вопросы для побуждения необходимы для получения первоначального ответа и оказания помощи в его корректировке, к примеру – упрощение формулировки вопроса, возвращение к пройденному материалу, подсказки, частичное принятие того, что правильно, и побуждение к более полному ответу. Апробирование: вопросы для апробирования формулируются таким образом, чтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, развивать свои идеи. Кроме того, подобные вопросы направляют ученика в процессе решения задач, к примеру: «Вы не могли бы предложить нам пример?». Переориентация: вопрос-перенаправление другим ученикам, к примеру: «Кто-нибудь может помочь?». Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в:

• стимулировании учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям;

• развитии у учеников неподдельного интереса и положительных эмоций к обучению; любознательности и стимула к исследованиям;

• содействии формированию и вербализации знаний;

• поддержке креативного мышления;

• развитии критического мышления;

• развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;

• углублении и концентрации мышления и действий посредством разговора и размышлений;

• выявлении особых сложностей или недопонимания, которые могут затруднять обучение

  Ребятам нравится работать в группе.   Я стараюсь группы, пары формировать так, чтобы в них были ребята с разным уровнем обученности. Это дает возможность более успешным ребятам оказывать помощь в усвоении знаний менее успешным, способствует сплочению коллектива. Задумываясь над тем, как повысить мотивацию учащихся к обучению, как подвести ученика к умению самостоятельно добывать знания,  включаю в свои уроки технологию критического мышления.  Эта технология    направлена на развитие навыков работы с информацией, умению анализировать и применять данную информацию. Учить  критически мыслить, самостоятельно работать над своей аргументацией проблемы, активизировать ранее полученные знания, анализировать собственную деятельность и деятельность учащихся – вот  главные цели моих уроков.  

Критическое мышление состоит из трех этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. На своих уроках использую стратегию «ЗХУ». На стадии вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы). Учащиеся начинают индивидуально заполнять таблицу «ЗХУ» - первый столбик «Знаю». Затем   ученики обменявшись информацией с соседом, отмечают, что совпало, что не совпало. Далее обмен мнениями в группах, дополняют свои записи в тетрадях. Спорные идеи и вопросы заносят в колонку «Хотим знать». После демонстрации опытов  и чтения текста учениками  уточняются и дополняются записи в таблице  «Узнал».При заполнении третьей колонки  ребята в группах обсуждают, советываются, какие сведения они хотели бы внести в таблицу. При выполнении работы учащиеся активно заполняют нужные графы, что еще раз показывает эффективность данного модуля при обучении.

Что же такое оценивание? 
Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. (Руководство для учителя, стр161) 
Что значит оценить ученика?

Это значит определить на какой ступени (по таксономии Б.Блума) находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет. Особое внимание я обратила на модуль «Оценивание для  обучения и оценивание обучения». До курсов я не заостряла внимание на формативном оценивании. На своих уроках я все чаще  стала использовать похвалу, поощрения, причем хвалю ученика не в сравнении с другими, более успешными учащимися, а в сравнении с его личностным ростом: «Молодец, ты сегодня активно работал на уроке!», «Ты сегодня справился с заданием лучше, чем вчера», «Умница!» и т. д.На своих уроках я использовала также критериальное оценивание для того, чтобы: 
-создать условия для самостоятельной работы; 
- сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным; 
-облегчить процесс оценивания прогресса учащихся; 
-обозначить ориентиры для учебного процесса. Учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя, даже если учителя проводят оценивание, ученики должны участвовать. Ученикам необходимо работать в соответствии с информацией и обратной связью, для того, чтобы улучшить свое обучение. Критерии, разработанные совместно с учащимися, помогают ребятам  оценивать работы  более тщательно.  Поняла, что нужно вводить различные виды оценивания. На уроках применяю работу с листами ответов и листами оценивания. Ребята оценивают себя на каждом этапе урока.
После прохождения курсов я убедилась в том, что традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении .Современный учитель должен в совершенстве владеть информационно -  коммуникационными технологиями в преподавании и обучении, тем самым повышать мотивацию к обучению у учеников... Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Одна из  особенностей талантливых и одаренных детей – их большая  метакогнитивная  осведомленность, в отличие от менее способных сверстников (Sternberg, 1983).  Одаренные учащиеся отчетливо понимают, что знают и  чего не  знают; что могут и чего не могут знать.. «Ученики нуждаются в иных заданиях, отличающихся от заданий своих сверстников: они должны быть более «стимулирующими» или повышенной сложности» (Руководство для учителя, стр.179) Модуль «Управление и лидерство» основывается на убеждении, что устойчивое изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. 
(Руководство для учителя, стр 118) .Лидерство на моих уроках прослеживается при групповой работе: в каждой группе выявились лидеры, которые могли не только саморегулироваться, но и управлять группой. Чаще всего это были учащиеся с высокой мотивацией. Я считаю, что выявление лидеров в группе, является положительным моментом групповой работы, т.к.они являются координаторами работы внутри группы. 
Формируя лидерские качества у учащихся, мы сами должны быть таковыми. Моя роль – управление, консультирование.  Опираясь на модуль «Управление и лидерство в обучении»,инициировала себя как лидера по внедрению программы в педагогическом коллективе, а также учителя как лидера в классе и ученика – как лидера классного коллектива.    Я сделала вывод, что групповая форма работы, взаимодействие в группе, общение, диалог- играют огромную роль в обучении. Сегодня нужно отходить от традиционных форм работы, где учитель-оратор, а ученики- пассивные слушатели Хорошие результаты даёт работа в группах. Отдельные учащиеся с особыми образовательными потребностями (ООП) не могли увидеть результата своей работы, т.к. у них недостаточно сформированы учебные навыки и развиты высшие психические функции, что обычно является залогом успеха. Получая индивидуальное задание, им не удавалось довести начатое дело до конца, следовательно, они не смогли увидеть результат своей работы. Работая в группах, дети всегда справляются с заданием, чувствуют свою значимость для группы и говорят об этом вслух. Это очень хорошо, что не только я, но и дети видят преимущества данной формы работы. У меня возникла идея применять уже опробованные виды деятельности, но только в группах. Дети с радостью пишут синквейны, составляют кроссворды из словарных слов и по содержанию прочитанного произведения, составляют вопросы для «Горячего стула» и « Ринга». Чтобы добиться саморегулируемого обучения, прежде всего нужно, чтобы все его участники - учитель и дети - осознавали, что это такое, были готовы к переменам и новым взаимоотношениям. Рефлексивное преподавание предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует исследования, записи и оценивания поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств. Таким образом, они узнают, к примеру, о путешествии и транспорте, поскольку это отражает потребности людей и затрагивает их жизнь; о перманентности и изменениях определенных исторических периодов, об отношениях между технологией и окружающей средой и их воздействием на социально-экономическую жизнь и мн. др. Также, возможно обсуждение любого аспекта социологии или гуманитарных наук, например, детство и семья, пища, кулинария и еда, одежда и посещение магазина, досуг и спорт, музыка и развлечение. Основные особенности, рассматриваемые в критическом мышлении учеников: Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

Непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив. Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения). Самосознание. Осознание субъективности собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций. В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив.

В своей работе я опираюсь на девять ключевых принципов эффективного преподавания и обучения, базирующихся на педагогических знаниях , а именно стараюсь обеспечивать знаниями ученика на всю жизнь, способствовать активной деятельности ученика, расширению знаний, основываться на предварительное обучение и опыт, осуществлять неформальное обучение. Я пытаюсь создать такие условия, чтобы ученики в процессе работы самостоятельно могли определить проблемы и найти их решения, сами могли выбрать стратегии для достижения целей. Развиваю в детях настойчивость, которая поможет не отступать перед трудностями, не бросать начатое дело, а принимать их как стимул идти дальше и добиваться поставленных целей. Использование новых технологий даёт возможность найти к каждому ученику индивидуальный подход через личностно-ориентированное обучение, отслеживать и оценивать их успехи . Таким образом, анализируя свою практику, могу сделать выводы, что я перестала концентрировать внимание на процессе преподавания в соответствии с установленными стандартами. Взамен этому я стала проявлять лидерские качества, пытаюсь оказывать влияние на своих учащихся. Я могу руководить и управлять процессом преподавания и обучения, и дети, видя мои перемены, с радостью перестраиваются. И в результате мы смотрим не друг на друга, а в одном направлении. Мне как учителю ещё многому нужно научиться. Данные курсы являются для меня стимулом для дальнейшего совершенствования своих профессиональных качеств. Программа курсов помогает учителям изменить свое отношение к работе, а детям вселяет уверенность, желание лучше учиться. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий. В будущем я вижу себя учителем, обладающего критическим мышлением, владеющего знаниями о подходах, основанных на конструктивистких теориях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рефлексивный отчет

Автор: Темирбаева Зауреш Турмановна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Рефлексивный отчет  совместной презентации, касающейся выполнения заданий, предназначенных для выполнения в период этапа «Практика в школе»"
    ["seo_title"] => string(145) "rieflieksivnyiotchietsovmiestnoipriezientatsiikasaiushchieisiavypolnieniiazadaniipriednaznachiennykhdliavypolnieniiavpieriodetapapraktikavshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "287741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454519200"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Рефлексивный отчет коучинг занятия   «Использование элементов критического мышления, как средства развития познавательной  деятельности учащихся» "
    ["seo_title"] => string(168) "rieflieksivnyi-otchiet-kouchingh-zaniatiia-ispol-zovaniie-eliemientov-kritichieskogho-myshlieniia-kak-sriedstva-razvitiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "174339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424108580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Статья "Рефлексивный отчет по Talis" "
    ["seo_title"] => string(39) "stat-ia-rieflieksivnyi-otchiet-po-talis"
    ["file_id"] => string(6) "191819"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427372045"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Статья "Рефлексивный отчет по среднесрочному планированию" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-rieflieksivnyi-otchiet-po-sriedniesrochnomu-planirovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "110205"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405687183"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Рефлексивный отчет "
    ["seo_title"] => string(22) "rieflieksivnyi-otchiet"
    ["file_id"] => string(6) "118889"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413286333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства