Для любого учителя преподавание это не просто работа, а смысл жизни. Каждый из них понимает ценность непрерывного обучения. Понимает, что этот процесс всегда находится в динамике, что отсутствие изменений означает остановку в росте. В этом быстро меняющемся мире мы должны искать новые пути для достижения эффективных результатов в процессе обучения. Именно на это нацелены идеи Программы второго уровня, которые мы должны донести до учителей. Осуществить это помогут коучинг-занятия.
Темы коучинг-занятий были выбраны по пожеланию коллег и сформулированы в виде вопросов. Хотелось создать обучающую среду, чтобы учителя имели возможность самим исследовать данные аспекты и прийти к задуманному выходу. А я лишь направляла вопросами. Ведь известное выражение гласит: « Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне сделать самому и я научусь».
На первом занятии участники учились правильно организовывать групповую работу. До этого занятия, по моей просьбе, три учителя провели уроки в форме групповой работы. Это было задумано, чтобы они могли после нашего занятия проанализировать его и найти ошибки, которые были допущены в силу своей малоинформированности, некомпентентности в этом аспекте. На одном уроке мне удалось поприсутствовать. Наблюдая за ходом урока по математике, я ловила себя на мысли, а зачем учеников поделили на группы? Что им это дает? Ничего! Учитель традиционно всю новую тему объяснила сама на примере решения задачи. После чего каждой группе нужно было решить аналогичный пример. Все задания выполнялись индивидуально, наиболее сильные ученики выходили к доске, чтобы записать свой вариант решения. Когда учитель одобрял ответ, остальные ученики сверяли со своим решением в тетради. Так до конца урока совместной работы я и не увидела. Обдумав эту ситуацию, я решила построить свой коучинг таким образом, чтобы участники могли сами в ходе обучения определить тему занятия, ответить на ключевые вопросы, обсуждая в группе. Необходимо было создать условия, чтобы, оказавшись в роли учеников, участники окунулись в совместную работу и сделали выводы о ее выгодных для обучения сторон. А чтобы проверить, как это действует, я использовала принцип «Черного ящика». В начале занятия был задан ряд вопросов, которые нужно записать. Таким образом я осуществила «вход». А ответы нужно было дать в конце коучинга. Несмотря на некоторые шероховатости, участники все-таки пришли к «выходу». Ответы на ранее поставленные вопросы говорили о том, что коллеги ощутили важность совместной работы, ее эффективность в процессе обучения; научились создавать атмосферу сотрудничества. И я попросила учителей, которые провели уроки в форме групповой работы, проанализировать их. Что у них
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для любого учителя преподавание это не просто работа, а смысл жизни. Каждый из них понимает ценность непрерывного обучения. Понимает, что этот процесс всегда находится в динамике, что отсутствие изменений означает остановку в росте. В этом быстро меняющемся мире мы должны искать новые пути для достижения эффективных результатов в процессе обучения. Именно на это нацелены идеи Программы второго уровня, которые мы должны донести до учителей. Осуществить это помогут коучинг-занятия.
Темы коучинг-занятий были выбраны по пожеланию коллег и сформулированы в виде вопросов. Хотелось создать обучающую среду, чтобы учителя имели возможность самим исследовать данные аспекты и прийти к задуманному выходу. А я лишь направляла вопросами. Ведь известное выражение гласит: « Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне сделать самому и я научусь».
На первом занятии участники учились правильно организовывать групповую работу. До этого занятия, по моей просьбе, три учителя провели уроки в форме групповой работы. Это было задумано, чтобы они могли после нашего занятия проанализировать его и найти ошибки, которые были допущены в силу своей малоинформированности, некомпентентности в этом аспекте. На одном уроке мне удалось поприсутствовать. Наблюдая за ходом урока по математике, я ловила себя на мысли, а зачем учеников поделили на группы? Что им это дает? Ничего! Учитель традиционно всю новую тему объяснила сама на примере решения задачи. После чего каждой группе нужно было решить аналогичный пример. Все задания выполнялись индивидуально, наиболее сильные ученики выходили к доске, чтобы записать свой вариант решения. Когда учитель одобрял ответ, остальные ученики сверяли со своим решением в тетради. Так до конца урока совместной работы я и не увидела. Обдумав эту ситуацию, я решила построить свой коучинг таким образом, чтобы участники могли сами в ходе обучения определить тему занятия, ответить на ключевые вопросы, обсуждая в группе. Необходимо было создать условия, чтобы, оказавшись в роли учеников, участники окунулись в совместную работу и сделали выводы о ее выгодных для обучения сторон. А чтобы проверить, как это действует, я использовала принцип «Черного ящика». В начале занятия был задан ряд вопросов, которые нужно записать. Таким образом я осуществила «вход». А ответы нужно было дать в конце коучинга. Несмотря на некоторые шероховатости, участники все-таки пришли к «выходу». Ответы на ранее поставленные вопросы говорили о том, что коллеги ощутили важность совместной работы, ее эффективность в процессе обучения; научились создавать атмосферу сотрудничества. И я попросила учителей, которые провели уроки в форме групповой работы, проанализировать их. Что у них получилось, а что нет. Я рада была за них, так как ошибки были выявлены: неправильно подобранный материал для совместной работы, незнание приемов и стратегий обучения в формах сотрудничества, отсутствие или недостаточность эффективных вопросов, которые обуславливают исследование, анализ и синтез выполняемой работы…
Второй коучинг логически продолжил идеи первого. Ведь формативное оценивание приемлемо только при создании коллаборативной среды. И групповая форма работы, и формативное оценивание имеют цель: стимулировать успешность обучения. Тема второго коучинга, так же как и первого, звучит в качестве вопроса. Это должно сразу натолкнуть участников на размышления, то есть настроить на исследовательскую работу. Задания были подобраны с таким замыслом, чтобы в процессе работы участники самостоятельно раскрыли понятие о формативном оценивании, его влиянии на успешность обучения. Выполнив одно объемное задание, участники узнали о видах формативного оценивания: самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание. Чтобы глубже почувствовать, как формативное оценивание может стимулировать учащихся к обучению, я провела сравнение с традиционным оцениванием, продемонстрировав это наглядно.
В ходе реализуемой практики коучинга я не всегда чувствовала себя комфортно. Ведь я такой же учитель, как и участники занятия. До курсов у меня тоже возникали вопросы различного характера, касающиеся процесса обучения. Например, может ли существовать альтернативный вариант традиционному оцениванию? Так как часто возникали спорные моменты в оценивании знаний учащихся. Или как активизировать слабых учеников? И т.д. Вопросов много и на сегодняшний день, но теперь я поняла, что избегать их не стоит. Нужно всегда искать на них ответы. Пути решения всегда есть, только нужно терпеливо и целеустремленно идти к цели.
Как меня воспринимали мои коллеги в качестве коуча? Среди участников коучинга были и начинающие молодые учителя, и учителя с большим трудовым стажем. Как бы то ни было, все отнеслись с уважением к моим начинаниям. Для учителей старшего поколения, наверное, я была в качестве информатора, носителя новых перемен в обучении. Им было интересно общаться со мной. Задавали много вопросов, чего не было со стороны учителей младшего поколения. Они добросовестно выполняли все задания, внимательно наблюдали за старшими. И я для них скорее была тренером, чем информатором. Так как после коучинга они попросили меня помочь им правильно организовать уроки, чтобы слабые ученики активизировались и проявили интерес к обучению
При реализации практики коучинга я поняла многое, о чем раньше даже не задумывалась или казалось совсем несложным. И только побывав в роли коуча, осознала, что это огромная ответственность. Ведь учителя нуждаются в овладении большим набором стратегий преподавания, навыками в организации групповой работы, использовании информационных технологий, создании обучающей среды и т.д. Все это требует от коуча большой отдачи, кропотливого подбора теоретического и практического материала. Кроме того, коуч должен сам владеть такими качествами как коммуникабельность, открытость, отзывчивость; иметь аналитические и синтезирующие способности; уметь реально оценивать сложившуюся ситуацию и находить верные решения в возникающих трудностях учащихся в обучении. Состоялась ли я как коуч? Думаю, да. Если старшие коллеги обращаются ко мне за советом, если начинающие молодые учителя просят посетить их уроки и проанализировать, значит они в меня поверили. Это дорогого стоит. Конечно, мне еще много предстоит узнать и многому научиться. Но я готова использовать полученные знания и умения в своей дальнейшей практике преподавания и как коуч оказывать методическую помощь коллегам в понимании ключевых идей Программы второго уровня.
В дальнейшем я буду совершенствоваться в качестве коуча и учителя. Для этого мне необходимо отрабатывать навыки использования стратегий на практике, глубже изучать идеи семи модулей Программы второго уровня . Ведь прежде, чем учить других, надо научиться самому. Как коуч могу сказать, что после проведения каждого коучинга буду проводить глубокий анализ, что получилось и какие были недочеты. Это поможет избежать ошибок в следующий раз. И я думаю, что нужно стараться поддерживать интерес коллег к коучингам посредством подбора интересных заданий, видеоматериалов, использования различных приемов. При этом учителя должны полностью находиться в процессе обучения, на себе опробировать эту методику, самостоятельно осознать идеи коучинга. Только так можно их «зажечь» и добиться, чтобы обучение учителей было эффективным.
Литература: 1. Руководство для учителя ( второй уровень) – Астана, 2014 г.
2. Касымова А.А., Корнилова Т.Б. Настольная книга учителя- коуча. Алматы, 2014 г.