Рефлексивный отчет о проведении коучинг занятия по теме «Новые приемы использования ИКТ в обучения школьников»
Рефлексивный отчет о проведении коучинг занятия по теме «Новые приемы использования ИКТ в обучения школьников»
Тема для коучинг занятия «Новые приемы использования ИКТ в обучения школьников» была выбрана в связи с тем, что сегодня учитель, не владеющий новыми подходами в преподавании и обучении, современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ, неинтересен ученику, отстает от него, а значит, тормозит его развитие.
Дети очень быстро адаптируются к техническим новинкам, компьютерным технологиям. Казахстанские школы оснащаются современным оборудованием, мультимедийными комплексами, интерактивными досками, имеют выход в интернет. «ИКТ является действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учениками научных понятий. Следовательно, крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании и обучении» (Руководство для учителя, 2012, с. 264).
Занятие проводилось в средней школе №4 им. М. Маметовой. На занятии присутствовали 10 учителей разного возраста, имеющие стаж работы от 1 года до 30 лет. Пятеро из присутствовавших учителей прошли курсы повышения квалификации по применению ИКТ, поэтому они имеют определенные наработки и опыт в данном вопросе.
В школе практически каждый кабинет оснащен компьютером и интерактивными досками, имеется широкополосный интернет. Проблема состоит в том, что не все учителя умеют эффективно применять имеющееся оборудование на уроках. Чаще всего используют электронные презентации для демонстрации на уроках. А другие возможности ИКТ остаются невостребованными. Посещая уроки своих учителей, я замечала, что ИКТ используются не всегда эффективно. Иногда даже младшие ученики больше знают, и лучше, чем учитель, владеют навыками использования ИКТ. Это недопустимая ситуация в школе. Поэтому фокус нашего занятия направлен на использование учителями новых приемов ИКТ для улучшения процессов преподавания и обучения.
Готовясь проводить коучинг занятие, я взяла интервью у некоторых учеников школы 7- 11 классов. Все они единогласно говорят о том, что интереснее, когда уроки проходят с использованием ИКТ, материал представлен наглядно, легче усваивается, запоминается. Нравится ученикам, когда контроль знаний проводится с помощью компьютерной программы - тестирования. В общем, дети считают, что для того, чтобы быть успешным в жизни, стать востребованным специалистом, - владение компьютерными технологиями необходимо современному школьнику.
Для меня эта тема также актуальна. Читая Руководство для учителя, я увидела много новых аспектов и приемов использования ИКТ, с которыми ранее не была знакома. Идеи, с которыми я познакомилась на курсах по Программе второго уровня, я хотела донести до сведения учителей нашей школы. «Способность учащихся к применению в реальных жизненных ситуациях возможностей ИКТ во многом зависит от эффективного преподавания и обучения в соответствующей области» (Руководство для учителя, 2012, с. 269).
Главная цель коучинга: научить учителей использовать новые приемы ИКТ в процессе преподавания и обучения.
Продумывая план проведения коучинг занятия, я определила ожидаемый результат: осознание учителями необходимости использования ИКТ на уроках; умение использовать новые приемы ИКТ в практике преподавания и обучения.
В качестве критерия успешности обучения учителей на данном занятии я выбрала рефлексию по методу «Корзина идей и нерешенных проблем».
Для того, чтобы взаимодействие учителей в ходе занятия было максимально эффективным, я посчитала необходимым провести психологический тренинг «Ладошки. Это был приятный момент, который способствовал созданию благоприятной, доверительной обстановки.
Для того, чтобы четко обозначить актуальность выбранной темы, я применила стратегию критического мышления «мозговой штурм», в ходе которого они должны были ответить на вопросы: когда использование ИКТ на уроках максимально эффективно и какие препятствия существуют к эффективному использованию ИКТ?
Для того, чтобы ознакомить учителей с основными идеями модуля «ИКТ», я предложила им информацию об областях знаний компетентного учителя: предметных, педагогических, технологических. (Руководство для учителя, 2012, с. 266-268). Обсудив прочитанное в группе, учителя составили кластер, отражающий основные аспекты каждой из областей знаний. Затем я им предложила обменяться мнениями между группами по методу «Зигзаг». Это был полезный обмен мнениями.
Затем мы сделали вывод о необходимости соединения всех областей знаний у компетентного учителя, так как «Учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями знаний, является профессионалом высокого уровня» (Мишра и Келлер (2006)).
Следующее задание было направлено на то, чтобы в ходе самостоятельного прочтения и обсуждения прочитанного в группе, учителя определили, какие основные приемы ИКТ и как можно использовать на разных этапах урока. После обсуждения, используя полученную информацию, учителя составили концептуальную карту «Как использовать ИКТ на уроках». Спикеры групп выступили с защитой своей работы. Работали активно, постоянно обращались к источнику. Концептуальные карты были содержательные. Учителя оценили значимость использования ИКТ в разных аспектах преподавания, изучили новые приемы ИКТ. После выступления спикеров, провели взаимооценку флипчартов по методике «Две звезды и пожелание». Учителя с большим интересом читали отзывы коллег об их работе.
В заключение занятия я предложила учителям практическую работу: составить план урока и показать, где и на каком этапе урока уместно использовать новые приемы ИКТ. Это задание я использовала для того, чтобы учителя на практике могли применить изученные приемы и увидеть эффективность их применения. Результатом этой работы стали поурочные планы, с которыми ушли учителя с коучинга. В этих планах нашли отражение такие приемы ИКТ как: визуализация информации, моделирование ситуаций, использование интерактивных моделей, тренажеров – тестеров, разработка исследовательских проектов, обмен идеями и др.
Когда я планировала занятие, я не была уверена в том, мне удастся добиться активности учителей в группе, казалось, что самостоятельная работа с информацией и работа над оформлением постера вызовут затруднения. Но проведя занятия, я убедилась в обратном. Успешными ситуациями в коучинге я могу назвать совместную работу учителей в группе, активное участие каждого в обсуждении проблемы и направленность на практические действия. Учителя готовы менять подходы к преподаванию и обучению.
Рефлексия по методу «Корзина идей и нерешенных проблем» показала, что учителя взяли много идей для практической реализации (разные приемы ИКТ на разных этапах урока в разных аспектах преподавания). Это было отражено в их поурочных планах. К нерешенным проблемам отнесли отсутствие компьютера в классе.
В заключении занятия вернулись к «Ладошкам», на которых написали, что уходят с занятия с мыслью о том, что получили много новых знаний, которые смогут уже завтра применить в своей практике.
Не получилось, по моему мнению, в коучинге то, что время на выполнение заданий, не выдерживалось. Опять сказались слабые навыки тайм-менеджмента. Очень долго учителя работают с информацией, вникают, обдумывают, обсуждают. Затруднения вызвала такая форма работы как самооценка и взаимооценка. Это для них новый вид работы, который требует осмысления. Кроме того, первые рефлексивные заметки дались учителям с трудом, потому что навык рефлексии не сформирован. Эти моменты мне надо учесть, и включать в план проведения следующих коучингов.
Доказательствами обучения учителей на данном коучинге служат: фото- и видеоматериалы, кластеры об областях знаний компетентного учителя, концептуальные карты «Как использовать ИКТ?», поурочный план с новыми приемами ИКТ на разных этапах урока, отзывы учителей о проведенном занятии, рефлексивные заметки.
На будущее при подготовке к коучинг занятию необходимо учесть неуспешные моменты проведенного коучинга.
Четко ограничить временные рамки каждого этапа работы. Вырабатывать «чувство времени» у себя и у своих коллег.
Больше внимания надо уделить практической направленности занятия, формированию конкретных умений и навыков учителей.
Работать над собой, совершенствоваться, для того, чтобы быть успешным коучем.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет о проведении коучинг занятия по теме «Новые приемы использования ИКТ в обучения школьников» »
Колычева Татьяна Алексеевна Портфолио учителя Отчет В2
Группа №2 второго уровня
Г. Костанай 29 июня 2013 года
Рефлексивный отчет
о проведении коучинг занятия №2 по теме
«Новые приемы использования ИКТ в обучения школьников»
Тема для коучинг занятия «Новые приемы использования ИКТ в обучения школьников» была выбрана в связи с тем, что сегодня учитель, не владеющий новыми подходами в преподавании и обучении, современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ, неинтересен ученику, отстает от него, а значит, тормозит его развитие.
Дети очень быстро адаптируются к техническим новинкам, компьютерным технологиям. Казахстанские школы оснащаются современным оборудованием, мультимедийными комплексами, интерактивными досками, имеют выход в интернет. «ИКТ является действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учениками научных понятий. Следовательно, крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании и обучении» (Руководство для учителя, 2012, с. 264).
Занятие проводилось в средней школе №4 им. М. Маметовой. На занятии присутствовали 10 учителей разного возраста, имеющие стаж работы от 1 года до 30 лет. Пятеро из присутствовавших учителей прошли курсы повышения квалификации по применению ИКТ, поэтому они имеют определенные наработки и опыт в данном вопросе.
В школе практически каждый кабинет оснащен компьютером и интерактивными досками, имеется широкополосный интернет. Проблема состоит в том, что не все учителя умеют эффективно применять имеющееся оборудование на уроках. Чаще всего используют электронные презентации для демонстрации на уроках. А другие возможности ИКТ остаются невостребованными. Посещая уроки своих учителей, я замечала, что ИКТ используются не всегда эффективно. Иногда даже младшие ученики больше знают, и лучше, чем учитель, владеют навыками использования ИКТ. Это недопустимая ситуация в школе. Поэтому фокус нашего занятия направлен на использование учителями новых приемов ИКТ для улучшения процессов преподавания и обучения.
Готовясь проводить коучинг занятие, я взяла интервью у некоторых учеников школы 7- 11 классов. Все они единогласно говорят о том, что интереснее, когда уроки проходят с использованием ИКТ, материал представлен наглядно, легче усваивается, запоминается. Нравится ученикам, когда контроль знаний проводится с помощью компьютерной программы - тестирования. В общем, дети считают, что для того, чтобы быть успешным в жизни, стать востребованным специалистом, - владение компьютерными технологиями необходимо современному школьнику.
Голос ученика об ИКТ
Для меня эта тема также актуальна. Читая Руководство для учителя, я увидела много новых аспектов и приемов использования ИКТ, с которыми ранее не была знакома. Идеи, с которыми я познакомилась на курсах по Программе второго уровня, я хотела донести до сведения учителей нашей школы. «Способность учащихся к применению в реальных жизненных ситуациях возможностей ИКТ во многом зависит от эффективного преподавания и обучения в соответствующей области» (Руководство для учителя, 2012, с. 269).
Главная цель коучинга: научить учителей использовать новые приемы ИКТ в процессе преподавания и обучения.
Продумывая план проведения коучинг занятия, я определила ожидаемый результат: осознание учителями необходимости использования ИКТ на уроках; умение использовать новые приемы ИКТ в практике преподавания и обучения.
В качестве критерия успешности обучения учителей на данном занятии я выбрала рефлексию по методу «Корзина идей и нерешенных проблем».
Для того, чтобы взаимодействие учителей в ходе занятия было максимально эффективным, я посчитала необходимым провести психологический тренинг «Ладошки. Это был приятный момент, который способствовал созданию благоприятной, доверительной обстановки.
Приятно узнать, что написали коллеги на «ладошках»
Для того, чтобы четко обозначить актуальность выбранной темы, я применила стратегию критического мышления «мозговой штурм», в ходе которого они должны были ответить на вопросы: когда использование ИКТ на уроках максимально эффективно и какие препятствия существуют к эффективному использованию ИКТ?
Для того, чтобы ознакомить учителей с основными идеями модуля «ИКТ», я предложила им информацию об областях знаний компетентного учителя: предметных, педагогических, технологических. (Руководство для учителя, 2012, с. 266-268). Обсудив прочитанное в группе, учителя составили кластер, отражающий основные аспекты каждой из областей знаний. Затем я им предложила обменяться мнениями между группами по методу «Зигзаг». Это был полезный обмен мнениями.
Читаем, составляем кластер
Затем мы сделали вывод о необходимости соединения всех областей знаний у компетентного учителя, так как «Учитель, который способен к реализации взаимосвязи между всеми тремя областями знаний, является профессионалом высокого уровня» (Мишра и Келлер (2006)).
Следующее задание было направлено на то, чтобы в ходе самостоятельного прочтения и обсуждения прочитанного в группе, учителя определили, какие основные приемы ИКТ и как можно использовать на разных этапах урока. После обсуждения, используя полученную информацию, учителя составили концептуальную карту «Как использовать ИКТ на уроках». Спикеры групп выступили с защитой своей работы. Работали активно, постоянно обращались к источнику. Концептуальные карты были содержательные. Учителя оценили значимость использования ИКТ в разных аспектах преподавания, изучили новые приемы ИКТ. После выступления спикеров, провели взаимооценку флипчартов по методике «Две звезды и пожелание». Учителя с большим интересом читали отзывы коллег об их работе.
Обмен мнениями по методу «Зигзаг»
Группа думает, как лучше использовать ИКТ
В заключение занятия я предложила учителям практическую работу: составить план урока и показать, где и на каком этапе урока уместно использовать новые приемы ИКТ. Это задание я использовала для того, чтобы учителя на практике могли применить изученные приемы и увидеть эффективность их применения. Результатом этой работы стали поурочные планы, с которыми ушли учителя с коучинга. В этих планах нашли отражение такие приемы ИКТ как: визуализация информации, моделирование ситуаций, использование интерактивных моделей, тренажеров – тестеров, разработка исследовательских проектов, обмен идеями и др.
Составляем поурочный план
Когда я планировала занятие, я не была уверена в том, мне удастся добиться активности учителей в группе, казалось, что самостоятельная работа с информацией и работа над оформлением постера вызовут затруднения. Но проведя занятия, я убедилась в обратном. Успешными ситуациями в коучинге я могу назвать совместную работу учителей в группе, активное участие каждого в обсуждении проблемы и направленность на практические действия. Учителя готовы менять подходы к преподаванию и обучению.
Рефлексия по методу «Корзина идей и нерешенных проблем» показала, что учителя взяли много идей для практической реализации (разные приемы ИКТ на разных этапах урока в разных аспектах преподавания). Это было отражено в их поурочных планах. К нерешенным проблемам отнесли отсутствие компьютера в классе.
Размышляем об идеях и нерешенных проблемах
В заключении занятия вернулись к «Ладошкам», на которых написали, что уходят с занятия с мыслью о том, что получили много новых знаний, которые смогут уже завтра применить в своей практике.
Не получилось, по моему мнению, в коучинге то, что время на выполнение заданий, не выдерживалось. Опять сказались слабые навыки тайм-менеджмента. Очень долго учителя работают с информацией, вникают, обдумывают, обсуждают. Затруднения вызвала такая форма работы как самооценка и взаимооценка. Это для них новый вид работы, который требует осмысления. Кроме того, первые рефлексивные заметки дались учителям с трудом, потому что навык рефлексии не сформирован. Эти моменты мне надо учесть, и включать в план проведения следующих коучингов.
Это результат нашей работы
Доказательствами обучения учителей на данном коучинге служат: фото- и видеоматериалы, кластеры об областях знаний компетентного учителя, концептуальные карты «Как использовать ИКТ?», поурочный план с новыми приемами ИКТ на разных этапах урока, отзывы учителей о проведенном занятии, рефлексивные заметки.
На будущее при подготовке к коучинг занятию необходимо учесть неуспешные моменты проведенного коучинга.
Четко ограничить временные рамки каждого этапа работы. Вырабатывать «чувство времени» у себя и у своих коллег.
Больше внимания надо уделить практической направленности занятия, формированию конкретных умений и навыков учителей.
Работать над собой, совершенствоваться, для того, чтобы быть успешным коучем.