Размышления об идеях модуля «Новые подходы в обучении»
Размышления об идеях модуля «Новые подходы в обучении»
Человек всегда стремится к чему-то новому, непознанному. Иначе не было бы прогресса, не развивалось бы человечество. На мой взгляд, идея модуля «Новые подходы в обучении» заключается в том, чтобы изменить существующий взгляд на давно известные вещи, посмотреть на обучение другими глазами, с другой стороны, сформировать, в первую очередь, у учителя понимание необходимости перемен, направить его в нужное русло. Данный модуль базируется на известных фактах о том, что лучшего постижении смысла можно достичь, только действуя самостоятельно, определяя цели и вырабатывая путь их достижения; при этом взаимодействие с другими людьми играет в этом процессе важную роль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Размышления об идеях модуля «Новые подходы в обучении»»
12.09.2014 г.
Размышления об идеях модуля «Новые подходы в обучении»
Чтобы увидеть новое,
необходимо сделать что-то новое.
Георг Лихтенберг,
выдающийся немецкий учёный и публицист.
Человек всегда стремится к чему-то новому, непознанному. Иначе не было бы прогресса, не развивалось бы человечество. На мой взгляд, идея модуля «Новые подходы в обучении» заключается в том, чтобы изменить существующий взгляд на давно известные вещи, посмотреть на обучение другими глазами, с другой стороны, сформировать, в первую очередь, у учителя понимание необходимости перемен, направить его в нужное русло. Данный модуль базируется на известных фактах о том, что лучшего постижении смысла можно достичь, только действуя самостоятельно, определяя цели и вырабатывая путь их достижения; при этом взаимодействие с другими людьми играет в этом процессе важную роль.
Педагоги в большей степени консерваторы – никуда от этого не деться. Работаем по старинке и в какой-то момент замечаем, что то, что приносило раньше хорошие результаты, в новой ситуации не срабатывает. Модуль «Новые подходы в обучении» должен помочь учителю, понимающему необходимость изменений, выбрать правильный, приемлемый для условий его работы путь. Изменить свой взгляд на обучение, сменить акцент с учителя на ученика, ведь прочное понимание, усвоение знаний возможно только тогда, когда в центре процесса находится ученик. Сделать это, на мой взгляд, нетрудно, ведь всё, что включает в себя данный модуль, отчасти известно учителям, чья деятельность направлена на качественный результат обучения и воспитания детей.
Почему идеи данного модуля необходимо включить в преподавание серии последовательных уроков? Иначе просто нельзя будет отследить, как проявляют себя дети в нестандартных ситуациях, способны ли они анализировать свою деятельность, выбирать стратегию для достижения цели, прогнозировать результат, оценивать себя и других, работать самостоятельно. В групповой работе, к примеру, можно увидеть способность учеников совместно решать поставленные задачи, предлагать идеи, отстаивать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других. Без развития в детях процесса метапознания невозможно научить ребенка саморегуляции, самостоятельности, а значит, он не будет успешным, не будет чувствовать себя комфортно. Очень часто дети замыкаются в себе, плохо учатся только лишь потому, что в них не развито метапознание: они не умеют объяснять самим себе причины своих неудач, регулировать свое мышление, размышлять о нем. Таким образом, именно идеи модуля «Новые подходы в обучении» способны продемонстрировать способности учителя помогать ученикам формировать знание и понимание изучаемых предметов.
На практике обязательно буду применять способ организации деятельности в ученических сообществах, так как именно диалог в обучении, взаимодействие, сотрудничество способствует развитию ученика, его возможностей в выдвижении идей и гипотез, сомнений, в формировании осознанного понимания рассматриваемых явлений. Современные дети подчас не умеют адекватно общаться, аргументированно отстаивать свою точку зрения, признавать другие мнения. Всему этому, на мой взгляд, учит детей групповая форма организации деятельности. Эту форму деятельности я часто использую в своей работе и вижу, что она не всегда приносит необходимые результаты: кто-то просто отсиживается, или каждый работает сам по себе (и только формально находится в группе) и т.п. Поэтому в своей практике буду учитывать правила организации групповой работы, которые оставляла без внимания ранее (выработка правил взаимодействия в группе, распределение ролей и т.д.).
Интересно будет проанализировать навыки саморегуляции у разных детей. Мой класс очень полярный, в нем несколько отличников и несколько ребят с очень слабой успеваемостью. Хотелось бы во время практики определить, в каких областях обучения те и другие проявляют навыки саморегуляции, потому что даже отличники в классе разные: кто-то стремится учиться хорошо, потому что так надо родителям, они требуют или заставляют, а кто-то, внешне не прикладывая особых усилий, достигает хороших результатов. Знаю по своему опыту, что традиционная оценка в школе очень субъективна, поэтому не всегда отличники реализуют себя в жизни, а вот дети со слабой успеваемостью подчас оказываются более приспособленными к ней. Поэтому мне и будет интересно отследить, как развиты у них навыки саморегуляции, обладают ли они внутренней мотивацией. Хочу помочь ребятам научиться быть успешными, научив их основам саморегуляции.
Очень хочу, используя данный модуль, научиться правильно применять в своей деятельности таксономию Блума. Сталкиваюсь с ней не в первый раз, но всегда испытываю затруднения в формулировке заданий, в частности в различии уровней (понимание и анализ, синтез и оценка). Использование заданий по Блуму будет способствовать развитию в моих учениках навыков саморегуляции: они будут не просто воспринимать материал урока, а попытаются научиться анализировать его, выдвигать новые идеи, давать оценку.
Если получится, в ходе практики хочу отследить развитие метапознания у сильных учеников моего класса (таких у меня трое). Несмотря на сходство оценок, у них разная мотивация, при этом они достигают схожих результатов разными способами. Хочу узнать, задумываются ли они о том, что делают, как и почему. Надеюсь, что это поможет мне скорректировать отношение детей к самими себе, повысить их самооценку, развить мышление.
Что планирую получить в результате идей модуля? В первую очередь, хочу изменить себя, свой подход к преподаванию. Хочу сама научиться размышлять о процессе своего мышления: не просто констатировать, получилось или нет, а вымерять каждый шаг, спотыкаться, подниматься и снова идти вперед. Хочу научиться правильно организовывать групповую деятельность на уроке. Конечно, хочется изменить своих учеников, скорректировав их отношение к самим себе, своим способностям и возможностям. Хочется, чтобы хоть малая часть детей поверила в себя, в свои силы, в то, что они могут быть успешными в жизни. Ведь каждый из них очень способный, только не всегда умеет реализовать эти способности.
Как измерить результат реализации идей модуля в серии последовательных уроков? Если говорить о групповой работе, то показателями успешности ее организации будут, конечно, слаженность в работе группы, интересные идеи, выдвинутые детьми, выбранные самостоятельно пути решения проблем и формы представления материала. Для этого попробую выработать определенные критерии в оценки групповой работы (лист наблюдений). Хочу попробовать запустить в группах что-то вроде «Листа комфорта» с адаптированными параметрами, чтобы отследить, насколько дети смогут реализовать себя в этой деятельности и комфортно чувствовать себя в ней. Для определения способностей саморегуляции использую метод наблюдения, определив приоритетные вопросы (способен ли ученик самостоятельно выполнить учебную задачу; если не способен, как он будет ее решать; сможет ли определить меру возможной помощи; сумеет ли адекватно оценить результаты своей работы); анкетирование рефлексивного характера (что получилось, почему? что надо изменить, почему?). При применении заданий по таксономии Блума показателем, на мой взгляд, будут результаты деятельности учеников по каждому из уровней мышления. Для этого буду вести мониторинг выполнения уровней заданий, анализировать недочеты и вырабатывать новые пути достижения качественного результата. В оценке мегапознания и навыков саморегуляции использую предложенные в ресурсах опросник Лайкерта, метакогнитивную рефлексию «Я и мы: думаю, верю, чувствую, хочу узнать», анализ интервью учащихся с использованием речевых опор для совершенствования метапознания, анкету «Характер размышлений и процесс развития».
Уровень готовности к применению идей модуля я пока могу оценить как средний. С одной стороны, основы модуля – это уже известные для меня факты. Но вместе с этим я воспринимаю их по-новому, осознаю все трудности в их использовании. Чтобы повысить уровень готовности в использовании идей модуля, во-первых, необходимо еще не раз пересмотреть теоретические основы модуля, скорректировать его понимание, уложить в голове. Пока трудно выработать четкие инструменты отслеживания и оценки качества использования идей модуля в своей работе. А еще тяжело перестроить себя так, чтобы спрогнозировать результат своей деятельности.
А меняться надо, потому что «чем больше человек будет становиться человеком, тем меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому» (Пьер Шарден, философ, теолог, священник).