kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути развития современного профессионального образования в год педагога и наставника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвещена актуальным аспектам развития современного профессионального образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути развития современного профессионального образования в год педагога и наставника»

ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА


Филатова Н.И. Красноружская Т.П., преподаватели

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»,

Белгородская область, г. Алексеевка,


Аннотация. Статья посвящена актуальным аспектам современного профессионального образования. В статье рассматриваются основные направления развития профессионального образования в год педагога и наставника.

Ключевые слова: профессиональное образование, процесс, технологии, система.


Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс,

когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться.


Питер Друкер


Современное образование – это целый пласт опыта и инноваций. Поэтому современное образование в нашей стране должно охватывать все сферы общественной жизни человека. Это обусловлено тем, что общество не стоит на месте, в нем постоянно происходят изменения, не зависящие даже от него самого. В связи с этими изменениями к системе образования предъявляются все новые и новые требования. Они базируются, прежде всего, на развитии науки, техники; появлении новых производств и технологий; применении инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека; изменениях в политической, экономической и социокультурной сфере.

Во главе этих требований стоит желание и умение учиться, постигать что-то новое и применять это в профессиональной и повседневной жизни. Желание учиться должно прививаться человеку с детства: начиная с семьи и продолжая в дошкольной образовательной организации, школе,

профессиональной образовательной организации, высшем учебном заведении.

Современная реальность образования состоит в том, что при подготовке квалифицированных кадров для экономики страны она должна носить опережающий характер. Сейчас нет ни одной сферы производственной деятельности человека, где бы не применялись проектные технологии, цифровые и инновационные технологии, элементы бережливого производства и управления, искусственный интеллект. Для этого необходимы новые подходы к уже существующему образовательному процессу, вобравшему в себя весь положительный опыт предыдущих поколений. Передача этого опыта невозможна без внедрения системы наставничества.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Из всех форм наставничества мы бы хотели особое внимание уделить наставничеству по принципу «преподаватель - студент» и «работодатель - студент».

Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках не только отдельного предприятия или образовательной организации, но и их совместной деятельности в процессе развития форм дуального обучения в контексте повышения конкурентоспособности выпускников - будущих специалистов.

Без высококвалифицированных кадров сложно начать какое-либо серьезное дело и практически невозможно развивать его в дальнейшем. Наставничество эффективно для решения проблем такого характера. Этот метод не только экономичен и прост в использовании, но и прекрасно подходит для сохранения и передачи накопленного опыта.

Если рассматривать вопросы наставничества на примере нашего учебного заведения, то следует отметить следующее: невозможно подготовить квалифицированного специалиста без тесной связи с производством. Вся работа по наставничеству в форме «преподаватель - студент» и «работодатель - студент» включает в себя три этапа.

  1. этап можно охарактеризовать, как подготовительный. За группой студентов закрепляется преподаватель, который проводит разъяснительную работу о специфике прохождения учебной и производственной практик на том или ином предприятии-партнере. И этот этап уже способствует тому, что преподаватель нацеливает студентов не только на успешное выполнение профессиональных заданий, происходит выработка алгоритма поведения студента в трудовом коллективе. Роль куратора - направить, скорректировать деятельность наставляемого.

  2. этап – это непосредственное прохождение производственной или учебной практик. Здесь происходит практическое закрепление знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства. Я считаю, это самый важный этап учебно-воспитательного процесса. Многие студенты раскрываются на практике с лучшей стороны. Но и роль наставника от предприятия-партнера здесь велика. Наставник в данном случае и педагог, и воспитатель, и психолог.

От личных и профессиональных качеств наставника во многом зависит дальнейшая судьба молодого человека в профессии: не разочаруется ли он в ней, захочет расти и добиваться профессиональных успехов.

И здесь возникает вопрос о заинтересованности предприятия в подготовленных и мотивированных кадрах, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производства. Поэтому необходимо тщательно подходить к вопросу наставничества: формировать базу наставников, привлекать успешных предпринимателей и выпускников своего учебного заведения к программам наставничества.

  1. этап завершающий. И он также важен с точки зрения совершенствования учебно-воспитательного процесса по формированию и развитию конкурентоспособного специалиста. Наставник уже в начале профессионального пути студента должен увидеть и его профессиональные задатки, и его профессиональные промахи. Корректно указать на недочеты, ошибки в работе наставляемого.

Таким образом, система наставничества в системе среднего профессионального образования, с привлечением в роли наставников работников предприятий и организаций из реального сектора экономики позволит добиться комплексного улучшения образовательных результатов, наладить устойчивое эффективное взаимодействие между разными уровнями образования и реальным сектором экономики.


ЛИТЕРАТУРА
  1. Вершловский, С. Г. Учитель-методист - наставник стажера: книга для учителя / С. Г. Вершловский. - М.: Просвещение, 2003. - С. 210.

  2. Закаблуцкая, Е. Молодой специалист и наставник [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

  3. Гуджев, Д. 5 шагов наставничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zubakov.pro/880/.

  4. Наставничество [Электронный ресурс] // Бизнес без проблем. - 2011. - № 4. - Режим доступа:

  5. Сагдеева, Р. Л. Методические материалы на тему «Наставничество» [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/ mietodichieskiie-matierialy-na-tiemu-nastavnichies.html.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Пути развития современного профессионального образования в год педагога и наставника

Автор: Красноружская Татьяна Петровна

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "«Овладение эффективными  педагогическими технологиями и внедрение их в УВП.» "
    ["seo_title"] => string(88) "ovladieniie-effiektivnymi-piedaghoghichieskimi-tiekhnologhiiami-i-vniedrieniie-ikh-v-uvp"
    ["file_id"] => string(6) "181824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425398646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "аналитическая справка "
    ["seo_title"] => string(24) "analitichieskaia-spravka"
    ["file_id"] => string(6) "130471"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415901664"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Казахстанская школа сегодня и завтра "
    ["seo_title"] => string(42) "kazakhstanskaia-shkola-sieghodnia-i-zavtra"
    ["file_id"] => string(6) "196047"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427992683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства