Просмотр содержимого документа
«Пути развития современного профессионального образования в год педагога и наставника»
ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Филатова Н.И. Красноружская Т.П., преподаватели
ОГАПОУ«Алексеевскийагротехническийтехникум»,
Белгородскаяобласть,г.Алексеевка,
Аннотация.Статья посвящена актуальным аспектам современного профессионального образования. В статье рассматриваются основные направления развития профессионального образования в год педагога и наставника.
Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс,
когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться.
Питер Друкер
Современное образование – это целый пласт опыта и инноваций. Поэтому современное образование в нашей стране должно охватывать все сферы общественной жизни человека. Это обусловлено тем, что общество не стоит на месте, в нем постоянно происходят изменения, не зависящие даже от него самого. В связи с этими изменениями к системе образования предъявляются все новые и новые требования. Они базируются, прежде всего, на развитии науки, техники; появлении новых производств и технологий; применении инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека; изменениях в политической, экономической и социокультурной сфере.
Во главе этих требований стоит желание и умение учиться, постигать что-то новое и применять это в профессиональной и повседневной жизни. Желание учиться должно прививаться человеку с детства: начиная с семьи и продолжая в дошкольной образовательной организации, школе,
профессиональной образовательной организации, высшем учебном заведении.
Современная реальность образования состоит в том, что при подготовке квалифицированных кадров для экономики страны она должна носить опережающий характер. Сейчас нет ни одной сферы производственной деятельности человека, где бы не применялись проектные технологии, цифровые и инновационные технологии, элементы бережливого производства и управления, искусственный интеллект. Для этого необходимы новые подходы к уже существующему образовательному процессу, вобравшему в себя весь положительный опыт предыдущих поколений. Передача этого опыта невозможна без внедрения системы наставничества.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Из всех форм наставничества мы бы хотели особое внимание уделить наставничеству по принципу «преподаватель - студент» и «работодатель - студент».
Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках не только отдельного предприятия или образовательной организации, но и их совместной деятельности в процессе развития форм дуального обучения в контексте повышения конкурентоспособности выпускников - будущих специалистов.
Без высококвалифицированных кадров сложно начать какое-либо серьезное дело и практически невозможно развивать его в дальнейшем. Наставничество эффективно для решения проблем такого характера. Этот метод не только экономичен и прост в использовании, но и прекрасно подходит для сохранения и передачи накопленного опыта.
Если рассматривать вопросы наставничества на примере нашего учебного заведения, то следует отметить следующее: невозможно подготовить квалифицированного специалиста без тесной связи с производством. Вся работа по наставничеству в форме «преподаватель - студент» и «работодатель - студент» включает в себя три этапа.
этап можно охарактеризовать, как подготовительный. За группой студентов закрепляется преподаватель, который проводит разъяснительную работу о специфике прохождения учебной и производственной практик на том или ином предприятии-партнере. И этот этап уже способствует тому, что преподаватель нацеливает студентов не только на успешное выполнение профессиональных заданий, происходит выработка алгоритма поведения студента в трудовом коллективе. Роль куратора - направить, скорректировать деятельность наставляемого.
этап – это непосредственное прохождение производственной или учебной практик. Здесь происходит практическое закрепление знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства. Я считаю, это самый важный этап учебно-воспитательного процесса. Многие студенты раскрываются на практике с лучшей стороны. Но и роль наставника от предприятия-партнера здесь велика. Наставник в данном случае и педагог, и воспитатель, и психолог.
От личных и профессиональных качеств наставника во многом зависит дальнейшая судьба молодого человека в профессии: не разочаруется ли он в ней, захочет расти и добиваться профессиональных успехов.
И здесь возникает вопрос о заинтересованности предприятия в подготовленных и мотивированных кадрах, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производства. Поэтому необходимо тщательно подходить к вопросу наставничества: формировать базу наставников, привлекать успешных предпринимателей и выпускников своего учебного заведения к программам наставничества.
этап завершающий. И он также важен с точки зрениясовершенствования учебно-воспитательного процесса по формированию и развитию конкурентоспособного специалиста. Наставник уже в начале профессионального пути студента должен увидеть и его профессиональные задатки, и его профессиональные промахи. Корректно указать на недочеты, ошибки в работе наставляемого.
Таким образом, система наставничества в системе среднего профессионального образования, с привлечением в роли наставников работников предприятий и организаций из реального сектора экономики позволит добиться комплексного улучшения образовательных результатов, наладить устойчивое эффективное взаимодействие между разными уровнями образования и реальным сектором экономики.
ЛИТЕРАТУРА
Вершловский, С. Г. Учитель-методист - наставник стажера: книга для учителя / С. Г. Вершловский. - М.: Просвещение, 2003. - С. 210.
Закаблуцкая, Е. Молодой специалист и наставник [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Гуджев, Д. 5 шагов наставничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zubakov.pro/880/.
Наставничество [Электронный ресурс] // Бизнес без проблем. - 2011. - № 4. - Режим доступа:
Сагдеева, Р. Л. Методические материалы на тему «Наставничество» [Электронный ресурс]. - Режим