kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая готовность учащихся предпрофильного класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о универсальной методике, необходимой для педагогов дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность учащихся предпрофильного класса»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КЛАССА


Введение профильного обучения – процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, с другой – социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах и других учебных заведениях.

Содержание и сущность профильного обучения ставит перед старшеклассниками задачу ранней профилизации, ускоряя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору уже в школе в возрасте 14-15 лет. Подросток, оказавшийся под двойным давлением (необходимость совмещения задач подросткового и юношеского возраста), чаще всего не способен найти адекватный выход. Одной из ступеней личностного развития в старшем школьном возрасте является профессиональное самоопределение. Отсутствие гарантии трудоустройства, многогранность свободного выбора, наличие социального неравенства усложняют процесс профессионального самоопределения и приводят к стихийному, неадекватному выбору специальности у старших школьников.

Профессиональное самоопределение – это формирование отношения к себе как к субъекту конкретной профессиональной деятельности и профессиональной направленности (этой точки зрения придерживаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцева, П.А. Шавир). С возрастом не происходит автоматического формирования профессионального самоопределения, оно может только изменяться и обогащаться. Ряд исследователей (Е.А. Климов, О.А. Конопкин, Н.С. Пряжников, Б.А. Федоршина, Д.И. Фельдштейн) одним из первых этапов профессионального развития человека выделяют формирование готовности к самоопределению.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению наиболее часто понимается как динамическое личностное образование, которое имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, наличие профессионального плана, наличие интереса к смыслу жизни, который свидетельствует и об активно идущем процессе личностного самоопределения.

Теперь обратимся непосредственно к практической части исследовательской работы. Для исследования уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению нами были использованы методика определения профессиональной направленности Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей и методика «Оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору» Л.Н. Кабардовой (модифицированная), направленная на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношение к жизни. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии.

Таблица 1

Методика ОПГ 9 класс (модифицированная)

баллы

1 блок

2 блок

3 блок

Общий балл

Низкий

13 чел

12 чел

10 чел

11 чел

Средний

10 чел

10 чел

7 чел

7 чел

Высокий

2 чел

3 чел

8чел

7чел

В процентах

1блок

2блок

3 блок

Общий балл

Низкий

52%

48%

40%

44%

Средний

40%

40%

28%

28%

Высокий

8%

12%

32%

28%





Анализируя результаты средних значений (табл.№1) отдельно по блокам, то можно сделать вывод: по первому блоку: для 52% учащихся профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль, а высокие баллы по первому блоку были получены только у двух учеников; по второму блоку: у 48% учащихся выявлен низкий уровень, т.е. они мало осведомлены о содержании будущей профессии, но высокие баллы были отмечены не у двух учащихся, как в первом блоке, а уже у 12% учащихся. По третьему блоку у 40% низкие баллы, т.е. у этих учащихся низкий уровень самопознания относительно будущей профессии, они не могут соотнести свои качества личности, с профессионально значимыми качествами для данной профессии. У 32% учащихся выявлены высокие баллы, т.е. они способны соотнести свои личностные качества и качества необходимые для выбранной профессии. Проанализировав все результаты, полученные по данной методике, следует, что 44% учащихся имеют низкий уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению, т.е. они не готовы к выбору профессии. Средний уровень у 28%, т.е. они не уверены в своем выборе; высокой уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению имеют 28% учащихся, т.е. большинство не готовы осуществить выбор профессии. Результаты, полученные при помощи этой методики, были проверены данными дополнительного опроса.

Рисунок 1 Результаты опроса учащихся предпрофильного класса


Ученикам 9 класса был задан только один вопрос: «Вы определились с выбором профессии?». Полученные данные схожи с результатами по методике так, как здесь также преобладает отрицательный ответ, т.е. 86% учеников отмечают, что еще не сделали выбор в пользу какой либо профессии. Причину не выбора профессии, которую отмечают, что еще есть время для определения будущей профессии, так как еще находятся не в выпускных классах.


Список использованной литературы:

  1. Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М. Жукова, Петровской.Л.А, О.В. Соловьева.-3-е, исправленное изд. Москва, «Смысл» 2004.- 373 с.

  2. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - Москва, 2002.- 159 с.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб.пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.-М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008.-256с.-(Серия «Библиотека психолога).

  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 4-е изд., перераб., доп.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006.- 336 с.

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2001.- 326 с.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределение. -М., 2004.- 240 с.

  7. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2003.-456с.-(Серия «Психологи России»).

  8. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: дайджест научно-методической литературы.1-й квартал 2009г./ сост.:Т.И.Гончарова, Е.В.Понамарева; под общей ред. О.В.Журавлевой.-44с.

  9. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. -496 с.

  10. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методические пособие /Н.С.Пряжников. – М,: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическая готовность учащихся предпрофильного класса

Автор: Селина Елена Александровна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методические разработки по преподаванию предпрофильного курса «Школа юного организатора досуга» с использованием информационно-методических ресурсов "
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskiie-razrabotki-po-priepodavaniiu-priedprofil-nogho-kursa-shkola-iunogho-orghanizatora-dosugha-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-mietodichieskikh-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "126857"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415216983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения "
    ["seo_title"] => string(94) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-priedprofil-nogho-i-profil-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "214656"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432392351"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "План работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год "
    ["seo_title"] => string(63) "plan-raboty-piedaghogha-psikhologha-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "231300"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442443867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "План работы педагога-психолога в ресурсном центре по технологии при МОУ СОШ № 49 на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(119) "plan-raboty-piedaghogha-psikhologha-v-riesursnom-tsientrie-po-tiekhnologhii-pri-mou-sosh-49-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "276662"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452773320"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства