Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность учащихся предпрофильного класса»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КЛАССА
Введение профильного обучения – процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, с другой – социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах и других учебных заведениях.
Содержание и сущность профильного обучения ставит перед старшеклассниками задачу ранней профилизации, ускоряя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору уже в школе в возрасте 14-15 лет. Подросток, оказавшийся под двойным давлением (необходимость совмещения задач подросткового и юношеского возраста), чаще всего не способен найти адекватный выход. Одной из ступеней личностного развития в старшем школьном возрасте является профессиональное самоопределение. Отсутствие гарантии трудоустройства, многогранность свободного выбора, наличие социального неравенства усложняют процесс профессионального самоопределения и приводят к стихийному, неадекватному выбору специальности у старших школьников.
Профессиональное самоопределение – это формирование отношения к себе как к субъекту конкретной профессиональной деятельности и профессиональной направленности (этой точки зрения придерживаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцева, П.А. Шавир). С возрастом не происходит автоматического формирования профессионального самоопределения, оно может только изменяться и обогащаться. Ряд исследователей (Е.А. Климов, О.А. Конопкин, Н.С. Пряжников, Б.А. Федоршина, Д.И. Фельдштейн) одним из первых этапов профессионального развития человека выделяют формирование готовности к самоопределению.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению наиболее часто понимается как динамическое личностное образование, которое имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, наличие профессионального плана, наличие интереса к смыслу жизни, который свидетельствует и об активно идущем процессе личностного самоопределения.
Теперь обратимся непосредственно к практической части исследовательской работы. Для исследования уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению нами были использованы методика определения профессиональной направленности Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей и методика «Оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору» Л.Н. Кабардовой (модифицированная), направленная на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношение к жизни. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии.
Таблица 1
Методика ОПГ 9 класс (модифицированная)
баллы
1 блок
2 блок
3 блок
Общий балл
Низкий
13 чел
12 чел
10 чел
11 чел
Средний
10 чел
10 чел
7 чел
7 чел
Высокий
2 чел
3 чел
8чел
7чел
В процентах
1блок
2блок
3 блок
Общий балл
Низкий
52%
48%
40%
44%
Средний
40%
40%
28%
28%
Высокий
8%
12%
32%
28%
Анализируя результаты средних значений (табл.№1) отдельно по блокам, то можно сделать вывод: по первому блоку: для 52% учащихся профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль, а высокие баллы по первому блоку были получены только у двух учеников; по второму блоку: у 48% учащихся выявлен низкий уровень, т.е. они мало осведомлены о содержании будущей профессии, но высокие баллы были отмечены не у двух учащихся, как в первом блоке, а уже у 12% учащихся. По третьему блоку у 40% низкие баллы, т.е. у этих учащихся низкий уровень самопознания относительно будущей профессии, они не могут соотнести свои качества личности, с профессионально значимыми качествами для данной профессии. У 32% учащихся выявлены высокие баллы, т.е. они способны соотнести свои личностные качества и качества необходимые для выбранной профессии. Проанализировав все результаты, полученные по данной методике, следует, что 44% учащихся имеют низкий уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению, т.е. они не готовы к выбору профессии. Средний уровень у 28%, т.е. они не уверены в своем выборе; высокой уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению имеют 28% учащихся, т.е. большинство не готовы осуществить выбор профессии. Результаты, полученные при помощи этой методики, были проверены данными дополнительного опроса.
Рисунок 1 Результаты опроса учащихся предпрофильного класса
Ученикам 9 класса был задан только один вопрос: «Вы определились с выбором профессии?». Полученные данные схожи с результатами по методике так, как здесь также преобладает отрицательный ответ, т.е. 86% учеников отмечают, что еще не сделали выбор в пользу какой либо профессии. Причину не выбора профессии, которую отмечают, что еще есть время для определения будущей профессии, так как еще находятся не в выпускных классах.
Список использованной литературы:
Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М. Жукова, Петровской.Л.А, О.В. Соловьева.-3-е, исправленное изд. Москва, «Смысл» 2004.- 373 с.
Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - Москва, 2002.- 159 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб.пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.-М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008.-256с.-(Серия «Библиотека психолога).
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 4-е изд., перераб., доп.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006.- 336 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2001.- 326 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределение. -М., 2004.- 240 с.