Методические разработки по преподаванию предпрофильного курса «Школа юного организатора досуга»
с использованием информационно-методических ресурсов
Аннотация
Методический материал включает разработки по преподаванию курса предпрофильной подготовки «Школа юного организатора досуга».
Представленный материал включает:
-
Пояснительную записку;
-
Поурочно разработанную структуру курса;
-
Разработки отдельных тем курса;
-
Отчеты о встречах с интересными людьми;
-
Отчеты о результатах практической деятельности учащихся,
-
Список использованной литературы.
Пояснительная записка
Предпрофильный курс «Школа юного организатора досуга» рассчитан на 16 часов. Он представляет собой самостоятельное звено в цепи предпрофильной подготовки школьников, основанной на системе психолого-педагогической, организационной и информационной поддержки процесса самоопределения старшеклассников на этапе завершения основного общего образования, когда необходима подготовка к осуществлению выбора школьниками своего дальнейшего пути.
Выбор данного курса в учебном учреждении актуален, так как подростки большую часть своего времени проводят в школе, где получают не только новые знания, но и первичный опыт социализации, формируют коммуникативные качества, развивают способности и интересы.
Данный курс является профессионально ориентационным и дает предпрофильную подготовку в сфере педагогической деятельности. Благодаря этому старшеклассники могут реализовать на практике свои способности, а также помочь учащимся младших классов активно и творчески организовать свой досуг.
Материал можно использовать для внеклассной работы, как в отдельных классах, так и школы в целом (он может стать частью воспитательной программы классных руководителей).
Основной целью курса является содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний, умений, навыков педагога-организатора культурного досуга детей и юношества. Также курс способствует формирование активной гражданской позиции и социализации учащихся; формирование чувства коллективизма и взаимной ответственности через практическую деятельность.
Представленный материал включает:
-
структуру курса;
-
разработки отдельных тем курса;
-
отчеты о результатах практической деятельности учащихся.
Разработки отдельных тем курса
Занятие 1. Вводная беседа о целях и задачах пердпрофильного курса. Его потребности в системе школьного образования.
Занятие 2. «Жизнь замечательных педагогов». Знакомство с выдающимися педагогами прошлого
Занятие 3. Знакомство с законодательной базой РФ - Концепцией модернизации и развития российского образования на период до 2020 года.
Занятие 4. Круглый стол «Система ценностей современного педагога».
Занятия 5-8. Знакомство с технологиями воспитательной работы. Изучение форм и методов организации досуга детей и подростков. Встречи с интересными людьми.
На этих занятиях учащиеся сформировали вожатские отряды, целью которых стала кураторская работа и организация досуга в начальной школе, на протяжении всего предпрофильного курса.
Каждому вожатскому отряду необходимо было:
-познакомиться с классом (провести беседу с классным руководителем);
- составить психологический портрет класса (после занятия с психологом);
- разработать план по организации досуговой деятельности учащихся курируемого класса на ближайшие 2 месяца (время предпрофильного курса) или до конца учебного года (по желанию учащихся);
- завести дневники наблюдения и ежедневно вносить в них необходимые записи (дневник раз в неделю сдавать на проверку руководителю ППК);
-оформить классный уголок (на конкурсной основе);
- ежедневно посещать класс, помогать учителю в организации досуга ребят на переменах;
- провести одно открытое мероприятие в классе в качестве зачетного по ППК.
Для ребят были организованы встречи с интересными людьми:
-
Встреча с руководителем управления по вопросам семьи Христининой Натальей Николаевной
Наталья Николаевна в середине 70-х гг. являлась методистом городского Дворца пионеров. В ее обязанности входила работа с пионерами всех школ города. Проведение семинаров, городских мероприятий. Она очень тесно и плодотворно сотрудничала с нашей школой и с удовольствием рассказала, как раньше строилась работа вожатых в школе.
- В школах был составлен отдельный Устав, которому все подчинялись. Каждый пионер занимался своим любимым делом, у каждого была своя обязанность. Во Дворце пионеров работали городские штабы, где собирались самые активные ребята. На каждой планерке обсуждали интересные новости, делились достижениями, идеями, пели песни, готовили праздники. Ребята боролись за звание «Лучшая дружина» и это помогало им формировать чувство ответственности, азарт и интерес к работе, доброту и искренность. 19 мая каждого года проводились парады пионерской символики, что способствовало сплачиванию детей всех школ нашего города. Для обучения и приобретения опыта ребята ездили в пионерские лагеря «Орленок» и «Артек». Я с удовольствием проработала во Дворце пионеров 10 лет. У нас были очень интересные мысли, идеи, дела, мероприятия. Мы взаимодействовали с различными организациями других городов, обменивались опытом. Радовало, что у наших ребят постоянно был стимул для коллективных занятий, в их глазах был виден интерес и даже азарт. А какое чувство удовлетворения они получали от полученного результата! Я очень любила свою работу. Мне очень приятно, что сейчас
предпринимаются попытки возрождения пионеров. В нашем городе функционирует несколько центров, где подростки и молодежь могут найти интересное занятие, провести свой досуг организованно, это: ДМО, ЦВР, ДШИ.
В заключение встречи Наталья Николаевна высоко оценила инициативу по организации ППК «Школа юного организатора досуга» и возрождению в школе вожатской работы:
- Мне очень нравится ваша идея, ведь она не только помогает лично вам получить опыт социализации и коммуникабельности, но и позволит сплотить весь ваш школьный коллектив и, я уверена, у вас появится много своих интересных идей, и мы увидим их воплощение. Советую вам в вашем деле подходить ответственно ко всем поручениям и выполнять свою работу с любовью и душой. Возьмите себе за девиз такое правило: «Мы работаем не за деньги, а за любовь!» А помощь я вам окажу любую и с удовольствием.
-
Встреча с психологом Пронюковой Еленой Николаевной по теме: «Особенности возрастной психологии»
Особенности детей 7-8 лет:
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Особенности детей 9-10 лет:
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно мериться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
По результатам встречи учащиеся должны были составить психологические портреты классов, где они стали вожатыми.
-
Состоялась также встреча с учителями, бывшими вожатыми в школе в 70-е годы Юриновой Ниной Геннадьевной и Хохловой Маргаритой Николаевной, на которой они с удовольствие поделились не только интересными воспоминаниями, но и принесли материалы о своей работе в виде альбома с фотографиями. Ребята узнали интересные методики организации культурного досуга детей.
Получив теоретический материал, учащиеся приступили к практическим шагам и собрали «Методическую копилку вожатого», куда вошли разработки игр и сценариев для детей начальной школы. А чтобы полезные советы были всегда под рукой, была создана «Памятка вожатому (см. Приложение).
Занятия 9-14. Организация социальной практики организации досуга школьников.
Главной целью данных занятий была практическая деятельность ребят: оформление отрядных уголков, подготовка и проведение мероприятий в классе с последующей их презентацией. Отследить эту деятельность можно было через дневники наблюдений, которые вели вожатые и отзывы учителей начальной школы, которым они помогали.
Занятия 15-16. Подведение итогов предпрофильного курса. Социометрические исследования результатов деятельности.
Анкетирование ребят показало, что курс вызвал интерес, многим понравилось вожатская деятельность, и они готовы ее продолжить даже после завершения предпрофиля. Теперь, получив первоначальное представление о профессии педагога-организатора досуга школьников, ребята смогут в дальнейшем сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Список использованной литературы:
-
Акрушенко А., Ларина О., Каратьян Т. Психология развития и возрастная психология. Лекция 15. «Проблема детского возраста».
-
Педагогика /под ред. Болотиной П.Р., Баранова Е.П. – М.: Просвещение, 1987
-
Прутченко А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: «ЭКСМО»,- Пресс, 2001
-
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Дет.лит, 1989
-
Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. – М., 1981
-
Энциклопедия современного учителя. – М.: «Изд-во Астрель», «Олимп», «Фирма Издательство АСТ», 2000
-
Интернет-ресурсы .